Вайс, Бернхард (богослов)
- 1 year ago
- 0
- 0
Бернхард Генрих Ромберг ( нем. Bernhard Heinrich Romberg ; 12 (или 13) ноября 1767 , Динклаге — 13 августа 1841 года , Гамбург ) — немецкий виолончелист -виртуоз, композитор , педагог, считающийся основателем виолончельной школы в Германии, представитель музыкальной династии Ромбергов.
Б. Ромберг родился 12(13) ноября в городе Динклаге близ Мюнстера в музыкальной семье. Его отец Антон Ромберг служил фаготистом в Мюнстере , а также владел игрой на виолончели, его дядя Герард Генрих Ромберг был кларнетистом и руководителем капеллы . Брат Бернхарда Антон играл на фаготе и скрипке, а сестра Анжелика пела и играла на фортепиано . Сам Бернхард первые уроки музыки получил у своего отца, в дальнейшем его обучал немецкий виолончелист И. К. Шлик. По другим данным его учителем был также венский виолончелист Ф. К. Марто.
Уже в возрасте семи лет Бернхард начал давать первые публичные выступления со своим двоюродным кузеном Андреасом Ромбергом , который позднее будет известен как прославленный скрипач.
Вместе они с большим успехом гастролировали по Европе, работали в Мюнстерском придворном оркестре, а в дальнейшем по приглашению кёльнского курфюрста в Боннской капелле . В Бонне Бернхард познакомился с Л. Бетховеном , в составе с которым они исполняли фортепианные трио. Впоследствии они встречались не раз, а письма, написанные Ромбергу Бетховеном на закате его жизни, свидетельствуют об установившихся между ними тёплых дружеских отношениях.
В 1793 году вследствие подъёма революционных настроений в Кёльнском курфюрстве капелла была распущена, а Бернхард с Андреасом вынуждены были переехать и обосноваться в Гамбурге, где они продолжили свою концертную и исполнительскую деятельность. Сам Бернхард стал концертмейстером группы виолончелей в театре Шредера . Возвращаясь из концертной поездки по Италии в 1796 году, они задержались в Вене, где познакомились с Й. Гайдном , который дружески содействовал им.
1799 год ознаменовался гастрольным туром Б. Ромберга в Англию, Португалию, Испанию, в котором он впервые разлучился с братом. А в 1800 он вновь посетил Париж, где по уровню своего исполнительства не уступал местным виолончельным мастерам Дюпору и Ламару. В начале 1801 года Ромбергу предложили должность профессора Парижской консерватории , где он проработал недолгое время. Здесь же были изданы первые его четыре концерта для виолончели .
С 1805 по 1819 года Ромберг был солистом Берлинской придворной капеллы, а также служил оперным дирижёром. С 1807 года виолончелист много гастролировал, посетил не только Европу, но и Москву, где проживал несколько лет, совершая поездки в Санкт-Петербург и другие города Российской империи .
В дальнейшем Бернхард Ромберг обосновался в Гамбурге , где продолжил свою успешную концертную деятельность . Будучи богатым человеком, Ромберг скончался в Гамбурге 13 августа 1841 года .
Известный в первую очередь как виртуозный виолончелист, Ромберг много гастролировал на протяжении всей своей жизни, исколесив всю Европу, «от Петербурга до Мадрида и от Лондона до Киева», не раз посещал Россию. Черты его исполнительского стиля испытывали влияние различных культур, с которыми он взаимодействовал, а также отличались «академичностью» в противовес распространенному в то время стремлению к поверхностному, чрезмерному виртуозничеству . Виртуозность Ромберга не была лишь внешним эффектом, а основывалась на прочной классической технике .
Игра Ромберга отличалась высокой техничностью, мягким тоном, элегантностью и мощью. Даже в преклонном возрасте рецензенты отмечали высокий непревзойденный уровень его игры. Исследователи отмечают, что по уровню его исполнительского искусства Ромберг сопоставим с такими мастерами, как Виотти , Шпор , Паганини .
С 1801 по 1803 года Ромберг был профессором Парижской консерватории. Им были написаны ряд сочинений педагогической направленности. На склоне лет музыкантом была составлена виолончельная Школа, которая в качестве учебного пособия была издана Парижской консерваторией в 1839 году . В своей Школе Ромберг агитировал музыкантов игрой приобщать слушателя к высоким чувствам, осуждал музицирование ради пустого времяпровождения .
Среди его учеников — Л. П. Норблен , М. Виельгорский , Ю. Шеплер, И. Прелль, А. Пресс, Ю. Ритц .
Как композитор он был чрезвычайно плодовит . Из сочинений Ромберга более всего значение имеют его 10 виолончельных концертов, которые и до сих пор считаются образцовыми в виолончельной литературе и представляют педагогический интерес благодаря примененной в них технике инструмента . Он писал в различных жанрах, среди его сочинений оперы, оратории, симфонии, музыка к драмам, концерты, квартеты, каприсы, фантазии, полонезы, сборники вариаций. При жизни многие его сочинения с успехом исполнялись на подмостках европейских театров . Все шесть его опер были поставлены . Для сочинений Ромберга характерна пестрота, что является чертой «переходной эпохи» .
Знаменитый современник Ромберга, писатель-романтик Э. Т. А. Гофман , следующим образом характеризовал его манеру исполнения : «Полная свободы игра, господство над инструментом, приводящее к тому, что исчезает всякая борьба с этим механическим средством выражения, а инструмент становится непосредственным, свободным органом чувства…Немалую роль при этом играет и то, что Ромберг никогда не имеет перед собой нот, и, сидя перед слушателями, играет всё наизусть.»
К. Л. Юнкер, услышав исполнение музыканта в Маргентгейме в 1791 году, отмечал его безукоризненную интонацию при исключительно быстрых темпах в Allegro и глубокое, проникновенное исполнение Adagio.
Немецкий музыкальный писатель И. Ф. Рохлиц в своей рецензии 1807 года писал : «Ромберг признан всем музыкальным миром… самым совершенным из всех живущих ныне виолончелистов…Избранная аудитория со времён Моцарта не была столь восхищена никаким другим артистом, в равной мере сочинениями и игрой…»
В 1822 году венский корреспондент назвал Ромберга героем всех виолончелистов и королём всех виртуозов.
Л. ван Бетховен высоко оценивал исполнительское дарование музыканта .
Бернхард Ромберг был женат и имел в браке двоих детей — сына Карла (1811—1897), который в дальнейшем в 1830—1840 гг. служил виолончелистом в оркестре немецкого оперного театра в Петербурге, и дочь Бернардину, которая стала певицей .