Interested Article - Данькевич, Константин Фёдорович

Константин Фёдорович Даньке́вич ( укр. Костянти́н Фе́дорович Даньке́вич ; 1905 1984 ) — советский, украинский композитор , дирижёр , пианист , педагог . Народный артист СССР ( 1954 ) .

Биография

Константин Данькевич родился 11 (24) декабря 1905 года в Одессе (ныне — в Украине ).

В 1929 году окончил с отличием Одесский музыкально-драматический институт им. Л. ван Бетховена (ныне — Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой ) по классам фортепиано у М. И. Рыбицкой и композиции у В. А. Золотарёва , П. И. Молчанова и Н. Н. Вилинского . Именно Н. Н. Вилинский, прослушав игру талантливого пианиста студента, настоял на том, чтобы тот начал заниматься композицией. После окончания института их творческая дружба продолжалась на протяжении десятилетий .

С 1929 года — преподаватель теоретических дисциплин, с 1935 доцент Одесского музыкально-драматического института им. Л. ван Бетховена (с 1934 — Одесская консерватория ). В 1944 1951 годах — директор консерватории, заведующий кафедрой композиции, с 1948 — профессор. Внёс большой вклад в восстановление учебного заведения после войны . Среди его учеников — Б. В. Алексеенко, К. А. Мясков , Г. А. Мирецкий и др.

Во время войны работал в Управлении по делам искусств при СНК Грузинской ССР ( Тбилиси ).

В 1942 1943 годах — художественный руководитель Ансамбля песни и пляски войск НКВД Закавказья в Тбилиси .

С 1953 по 1969 год — профессор Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского ).

Выступал как пианист и дирижёр.

С 1941 — член, в 1956 1967 годах — председатель правления Союза композиторов Украины . В 1948—1967 — член правления Союза композиторов СССР , с 1957 — его секретарь. Во время войны работал также в Союзе композиторов Грузии.

Депутат Верховного Совета Украинской ССР 4—6-го созывов (1955—1967). Неоднократно избирался депутатом Киевского горсовета . Был членом Советского комитета защиты мира , председателем правления Общества румыно-советской дружбы, членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при СМ СССР .

Умер 26 февраля 1984 года в Киеве . Похоронен на Байковом кладбище .

Звания и награды

Творчество

Оперы
Балет
Оперетта (музыкальная комедия)
  • «Золотые ключи» (1943)
Для оркестра
  • 2 симфонии (1937 — посвящена 20-летию Октябрьской революции; 1945, 2-я ред., 1947 — посвящена матерям героев Великой Отечественной войны)
  • симфонические сюиты: «Украинская народная сюита» (1929), «Педро» (1935), «No pasaran!» (1938), «Богдан Хмельницкий» (1940), из балета «Лилея» (1941)
  • симфонические поэмы: «Отелло» (1938), «Тарас Шевченко» (1939), «1917 год» (1955)
  • Торжественная увертюра (1928), Торжественный марш (1929), Анданте (1929)
Для солистов, хора и симфонического оркестра
Для хора и симфонического оркестра
  • «Песня трудовых резервов» (сл. А. Новицкого, 1955)
Для баса с оркестром
  • «Монолог о Тане»
Для хора с сопровождением
Хоры
  • «Ленинцы идут» (сл. В. Сосюры , 1928), «Песня об Олеге Кошевом» (сл. И. Неходы ), «Песня об Александре Матросове» (сл. К. Иванова), «Казачья комсомольская» (сл. Я. Цирлина), «В Красную армию» (сл. В. Сосюры, 1942), «Песня о Зое Космодемьянской» (сл. П. Тычины, 1943), «Слава рабочим рукам» (сл. А. Новицкого, 1957), «На знамени Киева — Ленина орден» (сл. собств., 1955), «Песня о Киеве» (сл. А. Десятника, 1962) и др.
Другие сочинения

Фильмография

Отзывы

Александр Сокол , ректор Одесской государственной музыкальной академии им. А. В. Неждановой, вспоминает о Данькевиче:

… Затем вдруг стоя, без предупреждения, совершенно неожиданно прошелся по клавишам (промелькнули отрывки из Дебюсси или Равеля), затем ещё раз и ещё раз, и «это было все». Я никогда не слышал, чтобы так играли на рояле. Своей огромной рукой с толстыми пухлыми пальцами он извлекал нежнейшие, мерцающие, невероятной воздушности и именно пианистической красочности пассажи. Это исполнение пассажей — так же, как «ложь в музыке — это сифилис» — забыть невозможно. Дальше он мог делать с нами все, что угодно. Он играл, пел, декламировал, изображал оркестр, «лицедействовал», но уже музыкально. (Позже я узнал, что подобным образом он демонстрировал в театре свои оперы, исполняя партии всех действующих лиц, декламируя, играя, комментируя, разъясняя). На наших же глазах опера театральная преобразовалась в ораторскую монооперу.

И мне показалось в итоге, что он был дважды гениален - как драматический актер и как исполнитель. Как композитор, он только пытался слить эти две ипостаси в одну. И все это позже проявилось, слившись в одной грандиозной личности «ЧЕЛОВЕКА-АРТИСТА» (композитора, исполнителя, оратора, поэта, организатора, педагога и т.д.). .

Свои акценты расставляет дирижёр Игорь Блажков :

Данькевич — человек-амплуа. Как в опере-буфф, где должен быть персонаж-бас, отвечающий определенным требованиям эпохи. На всех правительственных концертах он выступал с одним и тем же номером — пел свою песню на собственный текст под собственный аккомпанемент. К следующему концерту — новую напишет, но примерно такого же содержания. Здоровый был мужик, огромный. Как сейчас помню: рояль на покатой сцене Октябрьского дворца вдруг начинает ехать. И он, продолжая петь про партию и играя левой рукой, правой его как пушинку к себе притягивает!

Память

  • С 1984 года имя К. Данькевича носит Одесское училище искусств и культуры.
  • В 1985 году, в Киеве на доме по улице Пушкинской , 21, где с 1952 по 1984 год жил композитор, установлена мемориальная доска (бронза; барельеф; скульптор А. А. Ковалёв , архитектор О. Б. Иванцов).
  • В 1987 году, в Киеве на Троещине в честь композитора названа улица.

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 7. Гоголь — Дебит. 1972. 608 стр., илл.: 44 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
  2. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Т. 2. Гондольера — Корсов. — 960 стр. с илл. — М.: Советская энциклопедия, 1974.
  3. Оперные либретто: Краткое изложение содержания опер. — Т. 1 / Ред.-сост. В. А. Панкратова, Л. В. Полякова. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Музыка, 1978. — 591 с.
  4. от 20 марта 2012 на Wayback Machine // «День» (Украина), 2008, 23 апреля.
  5. . Дата обращения: 12 июня 2009. Архивировано из 12 июня 2009 года.
  6. . Дата обращения: 21 ноября 2011. 3 февраля 2012 года.
  7. (недоступная ссылка)
  8. . Дата обращения: 5 июля 2010. Архивировано из 6 апреля 2010 года.
  9. Musica Ukrainica от 19 августа 2007 на Wayback Machine
  10. // «Зеркало недели», № 35 (714), 20 — 26 сентября 2008.

Ссылки

Источник —

Same as Данькевич, Константин Фёдорович