Бертран, Маршелин
- 1 year ago
- 0
- 0
Бертра́н де Борн ( окс. Bertran de Bòrn , около 1140 — не позднее 1215 ) — окситанский поэт и трубадур , один из крупнейших поэтов средневекового Прованса .
Уроженец Лимузена , де Борн провёл большую часть своей жизни в распрях со своим братом из-за замка Отфор , междоусобных войнах семейства Плантагенетов и всевозможных баронских смутах . Бертран де Борн являлся и в своей жизни и в своём творчестве ярким представителем идеологии феодального рыцарства.
Бертран де Борн был старшим сыном в семье знатного сеньора из Перигора , на основании чего обладал титулом виконта . После женитьбы своего младшего брата Константина вступил в совместное с ним владение замком Отфор, но решил отобрать замок и изгнал из него брата силой . Так началась многолетняя междоусобная война братьев. Бертран де Борн был отважным рыцарем и воспевал свои подвиги в военных сирвентах . Последние 20 лет жизни де Борн провёл в монастыре . Согласно комментарию И. Н. Голенищева-Кутузова , Бертран де Борн был упомянут как монах монастыря ( ) в 1215 году .
От двух браков имел четырёх сыновей. Его старший сын, тоже Бертран де Борн, был трубадуром .
Славу трубадуру принесли политические и военные сирвенты, воспевающие войну как единственно достойное настоящего рыцаря дело. Понятие провансальской лирики «куртуазная радость» ( joi ) означает для Борна не любовное упоение при созерцании Дамы, а любовь к войне, которая была истинной радостью и главной сердечной привязанностью рыцаря . Даже в кансонах, адресованных Даме, де Борн неизменно обращается к вопросам воинской доблести и чести. Его произведения отличаются экспрессией, сарказмом, обладают высокой степенью воздействия на эмоции читателя посредством отдалённых образных, тематических, ритмических ассоциаций. Два плача де Борна на смерть Генриха Плантагенета («Молодого короля») отмечены высочайшим мастерством и считаются одними из лучших в этом жанре. Бертран де Борн был знаком с поэтическими изысканиями своего современника Арнаута Даниэля и с успехом применял методы этого сложного трубадура в своей лирике. Сквозная тема песен де Борна — его взаимоотношения с Ричардом Львиное Сердце (фигурирует у де Борна под прозвищем «Да-и-нет» ( окс. : Oce-No )), они проходят сложный путь от открытого противостояния (в «Легко сирвенты я слагал…» де Борн призывает баронов объединиться против Ричарда) до военного союза вассала и сюзерена (сирвента «Если б трактир, полный вин и ветчин…»).
Сирвента Puois Ventadorns e Conborns ab Segur (080, 033) в переводе на русский язык «Песня, побуждающая баронов объединиться против Ричарда»:
Puois Ventadorns e Conborns ab Segur,
A, Pui Gilems e Clarents e Grangnol
Se·l rics vescoms qui es caps dels Gascos,
Si Taillaborcs e Pons e Lezignas
Entre Peitau e la Ysla Bocart
Del rei Felip sabrem be s’el paireia,
|
С тех пор как с
Перигором
договор
О вы, Пюи-Гильем, Гриньоль, Кларанс
Когда б
виконт
, под чьей рукой
Гасконь
,
Когда б
Тайбург
, Тонне,
Понс
,
Лузиньян
Близ
Пуатье
, откуда невдали
Такой же ли
Филипп
монарх и воин,
|
Сирвента Бертрана де Борна Be·m platz lo gais temps de pascor (080,008a ; XXXVII) в частичном переводе А. А. Блока:
Be·m platz lo gais temps de pascor
E plaz me, qand vei per los pratz
Qand vei per campaignas rengatz
E plaz mi, qan li corredor
Qand vei fortz chastels assetgatz
Q’es tot entorn claus de fossatz
Massas e brans, elms de color
Cavaill dels mortz e dels nafratz.
Non pens mas d’asclar caps e bratz,
|
Люблю я дыханье прекрасной весны
Люблю я палаток белеющий ряд,
Сердца крестоносцев под тяжестью лат
Люблю я гонцов неизбежной войны,
На замок свой дружный напор устремят,
Могил одиноких задумчивый ряд,
Люблю, как вассалы, отваги полны,
Героем умрет, кто героем зачат!
Все славною кровью цветы обагрят,
|
Каролина Махаёлиш де Вашконселуш, автор фундаментального труда о средневековом сборнике Песенник Ажуда , сравнивала наиболее раннюю из сохранившихся кантиг на галисийско-португальском языке , песню насмешки и злословия португальского трубадура Жуана Соареша де Пайва , с сирвентами Бертрана де Борна .
В поэтический корпус трубадура входит 46 сочинений при исключении повторяющихся версий:
Кроме указанного сохранились фрагменты песен 080,001 (IV); 080,024a (XLVI); 080,043 (XXXIX) .
Из более чем 40 сохранившихся стихов Бертрана до наших дней дошла нотация только одной песни — Rassa, tan creis e mon' e poja (PC 80.37). Некоторые из сохранившихся стихов (без нот) представляют собой явные контрафактуры (сохранившихся) мелодий других трубадуров. Авторство двух из них принадлежит Гирауту де Борнелю . Предполагается, что три стихотворения Бертрана, в свою очередь, послужили основой для музыкально-поэтического творчества Конона де Бетюна .
Данте , родившийся через несколько десятилетий после смерти де Борна, был знаком с жизнеописанием поэта, созданным в XIII веке. Под влиянием этой «биографии» Данте в своей « Божественной комедии », поместил Бертрана де Борна, «ссорившего короля-отца с сыном», в восьмой круг ада среди зачинщиков раздора (Inferno, XXVIII) . При этом И. Н. Голенищев-Кутузов обращает внимание на то, что «Данте говорит с большим уважением о щедрости Бертрана де Борна в „Пире“ (IV, 11)» .
В новейшее время образом Бертрана де Борна вдохновлялись поэты романтизма , видевшие в нём воплощение боевой мощи поэзии (например, «Бертран-де Борн» Гейне ). Писатель Лион Фейхтвангер в своём романе «Испанская баллада» сделал Бертрана де Борна одним из ярких персонажей. Творчество провансальского трубадура получило высокую оценку А. А. Блока , Эзры Паунда , Т. С. Элиота . Александр Блок читал де Борна в подлиннике и вставил в свою пьесу « Роза и Крест » точный, но неполный перевод одной из его песен .
Эзра Паунд сделал героями своего стихотворения «Близ Перигора» Ричарда Львиное Сердце и Арнаута Даниэля , беседующих о Бертране де Борне:
В 1922 году Л. Н. Лунц написал трагедию в пяти действиях «Бертран де Борн», впервые опубликованную в 1923 году . В целях создания более прекрасной чем историческая действительность художественной правды участник литературной группы « Серапионовы братья » отошёл от фактических данных, например, в отличие от своего исторического прототипа персонаж трагедии гибнет, но выступает как герой, борющийся с государственной властью .