Мерная цепь
- 1 year ago
- 0
- 0
Мерная икона , княжеская икона, родимая икона — в Русском государстве XVII—XVIII веков икона , которую создавали ко дню крещения ребёнка. Традиция существовала практически исключительно в царской семье. Такая икона была узкой, а по высоте соответствовала росту («мере») новорождённого и изображала тезоименного ему святого . До нашего времени в музеях сохранилось не более 25 подобных дореволюционных икон.
В России XXI века традиция была воскрешена , потеряла элитарность, стала массовой (за 2006 г. в РФ написано более 50 тыс. мерных икон ) и была поставлена на коммерческую основу. Современными иконописцами разработана сложная «иконография» и символика таких икон, не опирающаяся на историческую традицию.
Искусствоведы не уверены относительно значения мерных икон в царской семье. «Можно предположить, что мерным иконам отводилась определённая роль в церемонии погребения их владельца, после чего они оставались в храме-усыпальнице, но какова именно была их роль и какое именно место им отводили при гробах последних Рюриковичей, пока остаётся невыясненным» .
Исследователю мерных икон из музеев Кремля Т. Е. Самойловой не удалось обнаружить «какой-либо достоверной информации о причинах и обстоятельствах, послуживших возникновению данной традиции». Поэтому она выдвинула предположение о том, что введение традиции мерных икон входит в концепцию сакрализации царской власти, проводимой Иваном Грозным. «Такая икона была призвана сопровождать по жизни своего владельца, оберегая его от возможных несчастий. Этот обычай также теснейшим образом связан с общим процессом сакрализации царской власти. Родимые иконы фиксировали рост младенца, царского наследника, приносимого в обряде крещения Богу „яко некое священное приношение “ от царской династии. Сама же идея мерной иконы имела хорошо прочитывавшуюся современниками символическую связь с „мерами“ Гроба Господня , а подобные ассоциативные связи способствовали закреплению за ней значения реликвии царского рода» .
«Нам неизвестно, когда именно мерные иконы, составлявшие „личную святость“ умершего, попадали в надгробный иконостас. Однако саму идею их присутствия в надгробных иконостасах помогают понять миниатюры иллюстрированных Синодиков , которые в русской традиции являются аналогом западноевропейской книге Ars Moriendi . На одной из миниатюр Синодика XVII в. изображено, как мамка качает в люльке спеленутого младенца. В нижней части той же миниатюры — гроб, в котором в погребальных пеленах лежит умерший. Миниатюра снабжена следующей подписью: „Приидите, последнее целование дадим брату умершему, Бога похваляюще, се бо отшел… от рождения своего… от суеты страстныя плоти во гроб идет“ (Мин. 13). Текст и изображение раскрывают идею пространства жизненного пути, заключённого между иконой в меру роста новорождённого и его гробницей, между его отправной и конечной вехой: при рождении измеряли пришедшего в мир человека, чтобы в меру роста написать икону его святого покровителя, по смерти с него снимали мерку для изготовления гроба» .
Больше всего сохранившихся мерных икон происходит из Архангельского собора Московского Кремля — великокняжеской и царской усыпальницы, где они помещались над надгробиями. «Но где они должны были находиться изначально — неизвестно. Предназначались ли они для келейного, домашнего обихода или были написаны для „детской“ Сретенской церкви ? Загадочным для нас остаются и обстоятельства их появления в Архангельском соборе» .
Поскольку древнейшие иконы сделаны к крещению трёх сыновей Ивана Грозного, однако иконы его первенца Дмитрия (1552—1553) нет, учёные предполагают, что традиция написания родимых икон берет своё начало именно с момента рождения второго сына Ивана IV — Ивана Ивановича (1554). Традиция продолжалась в царской семье до петровских времен . Обычай в некоторой степени блюли в императорской России. Так, известно, что на могилу Петра I (Петропавловский собор) в 1827 году его потомком Николаем I была возложена мерная икона с изображением апостола Петра, писанная С. Ушаковым и Ф. Козловым. Икона эта славилась тем, что представляла меру роста Петра при рождении — 11 вершков (49 см) в длину, 3 вершка (13,3 см) в ширину. Могилу императора Павла I (там же) украшала икона апостола Павла в рост при рождении — 11,5 вершков (52 см) .
После петровских реформ в других сословиях встречались единичные случаи мерных икон как подражания древнерусскому царскому обычаю. Заведующая сектором живописи Государственного историко-культурного заповедника «Московский Кремль» Татьяна Самойлова объясняет, что «именно в это время появляются мерные иконы, принадлежащие персонам не царского рода: дворянам, знати. Второй всплеск интереса к мерным иконам наблюдался в конце XIX — начале XX века, но был прерван революцией. Сегодня мы наблюдаем третью волну популярности таких иконописных изображений» .
Эти памятники массово создавались лишь в течение 4-х поколений: дети первого царя — Ивана IV; (в Смутное время образовалась лакуна); дети первого царя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича; дети и внуки второго из Романовых — Алексея Михайловича. Далее известно о существовании мерной иконы правнука Петра Великого — императора Павла (р. 1754), первого мальчика, рождённого после 1715 года .
В музеях Московского Кремля сохранилось подавляющее число таких икон ; они происходят из мужской усыпальницы — Архангельского собора Московского Кремля. Также некоторые мерные иконы происходят из женской кремлёвской усыпальницы — Вознесенского монастыря, а также из Новодевичьего монастыря, служившего жилищем и усыпальницей для царевен.
Кроме того, сохранились единицы нецарских мерных икон в Церковно-археологического кабинете Троице-Сергиевой лавры («Митрополит Алексий»), Владимиро-Суздальском музее-заповеднике («Василий и Максим Московские»), Троице-Сергиевом монастыре («Стефан Новый»). Известно, что в Государственном Русском музее находятся 2 мерные иконы князей Строгановых.
Как указывает пресса, «в православных и светских СМИ все чаще можно встретить рекламу мерных икон, которые пишут на заказ под конкретного ребёнка, причём размер иконы совпадает с размером младенца в момент рождения. (…) Она действительно сопровождается мощной рекламной кампанией, причём многие формулировки и обороты вызывают недоумение у священников и специалистов» . Тиражируются отзывы наподобие: «Я заказала Мерную икону для своего крестника. В его семье был неразрешимый квартирный вопрос. И представьте себе, что ровно через неделю после появления в доме мерной иконы мои родственники получили квартиру и уже сегодня празднуют новоселье!» , а также рекомендации вроде «Как только эти иконы появятся над кроватками наших младенцев, многое изменится. С этого начинается гармонизация духовного, нравственного и телесного развития ребёнка» ). Кроме того, в рассказах о мерных иконах встречается прямая ложь — «мерная икона до революции была у каждого православного человека».
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, кандидат искусствоведения иерей Борис Михайлов комментирует высказывания о «пользе» мерных икон. По его словам, «Это тревожащий факт. Причиной всему — искажение правильного понимания иконы у наших современников, употребление иконы для целей совершенно чуждых православной традиции (хотя иногда вполне благородных на первый взгляд: ради семейного счастья, какого-то благополучия). (…) А когда икона мыслится как некая игрушка, имеющая к тому же ещё и „защитную“ функцию — это ненормально. От обычной иконы тезоименитого святого, „мерная“ отличается только своим „особым“ форматом: „в меру роста ребёнка“. Но размер никак ни влияет на благодатность! Волна невиданной популярности мерных икон сегодня — это маркетинг. Если бы ко мне обратились мои прихожане с вопросом, нужно ли им покупать мерную икону, я бы для начала попытался бы выяснить у них, отдают ли они вообще себе отчёт, что такое икона» .
Глава «Клуба православных меценатов» (РКПМ) Андрей Поклонский на открытии выставки мерной иконы в 2013 году подтвердил существование «мерной иконы» как коммерческого проекта: «Когда мы, зарегистрировав „мерную икону“ как бренд только начинали, в Интернете выскакивало всего 5 ссылок. Сегодня, набрав слова „мерная икона“, вы получите около 150 тысяч ссылок, из них более 9 тысяч принадлежат иконописным мастерским, которые благодаря нашему проекту получили заказы» . Также он сообщил, что «информационно-просветительский проект „Мерная икона: история и современность“ реализуется уже больше восьми лет (…) Результатом стали новые заказы мерных икон — по нашей статистике, около 3,5 миллиона. Это очевидное, объективное возрождение традиции» . Он уточнил, что «мы начали проект возрождения этой традиции в 2005 году, когда о мерной иконе не знал практически никто, даже в церковных структурах (…) Только в Москве и Подмосковье более 50 иконописных сообществ загружены заказами мерных икон. На конец прошлого года мы дали работу более трем тысячам иконописцев» Поклонский осуждает «пиратских» иконописцев, которые пишут мерные иконы без его лицензии: «РКПМ официально запатентовал бренд „Мерная икона“, чтобы не было извращений традиций. В Интернете уже началась вакханалия: люди, не получившие благословения, стали предлагать свои услуги по написанию мерных икон, чтобы просто заработать на этом» .