Патрональная икона
- 1 year ago
- 0
- 0
Патрональная икона (от лат. patronus — покровитель), именная икона, тезоименная икона — икона с изображением святого-покровителя в честь которого при крещении дано имя её владельцу (т. н. тезоименный святой ), «икона, на которой изображается заказчик или даритель иконы (ср. ктитор ), либо тезоименный ему святой» .
Мерная икона , княжеская икона, родимая икона — в Древней Руси XVII—XVIII веков икона , которую создавали ко дню крещения ребёнка. Традиция существовала практически исключительно в царской семье. Такая икона была узкой по ширине, а по высоте соответствовала росту («мере») новорожденного и изображала тезоименного ему святого . До нашего времени в музеях сохранилось не более 20 подобных дореволюционных икон.
В России XXI века традиция была воскрешена , потеряла элитарность, стала массовой (за 2006 г. в России было написано более 50 тыс. мерных икон) и была поставлена на коммерческую основу. Современными иконописцами разработана сложная «иконография» и символика таких икон, не опирающаяся на историческую традицию.
Помимо мерных икон, создававшихся при рождении царевича, из соборов Кремля происходит ряд похожих по пропорциям тезоименных (патрональных) икон тех же Рюриковичей и Романовых, которые создавались по другому важному случаю — вступлению на престол.
Здесь святой всегда изображался в молении Господу Богу, представленному благословляющей из разверзшихся небес Десницей. Образы святых покровителей царских писали на узкой доске вскоре после церемонии венчания на царство и помещали в иконостас домового храма напротив царского моленного места (в местный ряд иконостаса Благовещенского собора ), а после смерти царя икону переносили в Архангельский собор «ко гробу» . В настоящий момент в иконостасе Благовещенского собора осталась установленной только последняя из таких икон, посвященная Петру I и Ивану V, все остальные находятся в музейной экспозиции Кремля.
Также сохранился круг икон, где князья изображены со своими небесными покровителями: следует отметить, что подчас это были прижизненные портреты (либо образы, написанные вскоре после смерти для установки при гробе). То есть на иконе изображался неканонизированный человек, однако его принадлежность к царской (великокняжеской) семье дозволяло эту привилегию.
Также для царской семьи писались иконы с изображением групп святых, объединённых тем, что они являлись святыми покровителями членов этой семьи. Эта традиция распространилась и в других слоях общества.
К свадьбе в царской семье писали иконы с изображением 2 святых — мужчины и женщины, покровителей новобрачных. Эта традиция также распространилась в другие слои.
Авторы, писавшие о кремлёвском Архангельском соборе, оставили подробный перечень икон, составлявших довольно большие иконостасы над погребениями царей и царевичей из рода Романовых. Эти иконостасы складывались постепенно на протяжении XVII века из поступавших сюда икон, которые принадлежали лицам царского дома при их жизни — мерных икон, икон к венчанию на царство, икон со святым покровителем. В него также могло включаться парсунное изображение усопшего.
В ГИМ сохранился надгробный иконостас царевны Софьи. Также восстанавливается надгробный иконостас её сестры Евдокии.
В частном быту популярно приобретение икон с изображением 1 тезоименитного святого. В дореволюционной России обеспеченные слои могли позволить себе заказ семейных икон с подобранными по именам группами святых. В России XXI века эта традиция продолжилась, также в большом количестве стали изготавливаться мерные иконы.