Рождественское городище
- 1 year ago
- 0
- 0
Археологические культуры | |
Чернолесская | |
Мотронинское городище — одно из крупнейших городищ раннескифского времени. Располагалось на краю большого лесного массива в урочище Холодный Яр близ села Мельники Черкасского района Черкасской области Украины . Возникло в середине VII века до н. э. Наибольшее развитие получило во второй половине V века до н. э.
В XI—IX вв. до н. э. в лесостепной части Приднепровья была распространена белогрудовская культура , которая постепенно эволюционировала в чернолесскую культуру . В IX—VIII вв. до н. э. здесь сформировался наиболее крупный в приднепровской лесостепи центр племён чернолесской культуры с развитым бронзолитейным делом и цепочкой городищ, которые тянулись вдоль днепровской террасы от района Смелы до Чёрного Леса в верховьях Ингульца . Предполагается, что эти небольшие оборонительные сооружения возводились для защиты от киммерийцев .
Начиная с середины VIII века до н. э. в регион начинает проникать раннескифская материальная культура, что связывают со скифским завоеванием. В бассейне реки Тясмин поселились невры или гелоны (С. С. Бессонова), либо другое большое племя, название которого не сохранилось. В археологии эта культура известна как «культура правобережно-ворсклинского типа» . Около середины VII в. до н. э. жизнь на жаботинских поселениях затухает, но полностью не прекращается. Отдельные городища существуют вплоть до V в. до н. э.
Начиная с середины VII в. до н. э. основываются городища раннескифского времени. Все городища имеют сложную систему укреплений, часто включают в себя несколько рядов валов; внутри укреплений находился источник воды. Оборонительные сооружения всех известных городищ не были абсолютно замкнутыми — реки, ручьи и овраги создавали естественные разрывы .
Мотронинское городище основывается в середине VII в. до н. э., для него выбирается высокое плоскогорье в очень глухом месте в центре Холодного Яра. Именно в скифский период (конец VII—V в. до н. э.) территория поселения была наиболее плотно заселена.
Большое Мотронинское городище было центром объединения, которое можно считать протокняжеством — так называемым сложным вождеством , объединением, близко подошедшем к раннеклассовым обществам. Вопрос об этнической принадлежности строителей городищ остаётся открытым: это либо местное население чернолесской культуры (М. И. Артамонов, А. И. Тереножкин, Б. А. Шрамко), либо симбиоз с культурой скифских завоевателей (В. Ю. Мурзин, и Р. Ролле, С. А. Скорый) .
Пока неизвестна история городища начиная с IV века до н. э. В этот период в скифском государстве происходило объединение под начало одного царя Атея . Он ликвидировал триумвират потомков Колаксая . Возможно в Приднепровье происходили военные действия, и жители покинули городище. Также в начале IV в. до н. э. геты изгнали агафирсов из лесостепи между Прутом и Днестром , возможно мы просто не знаем об их вторжении в Приднепровье. Либо это могли быть балто-славянские племена поморской культуры , пришедшие с запада. Но есть и мирный вариант событий: для развития металлургического производства в Каменском , Атей мог переселить часть жителей Мотронинского городища.
В какой-то мере территория поселения использовалась в III—IV вв. н. э. представителями черняховской культуры , в VI—VII вв. н. э. представителями пеньковской культуры раннеславянского периода .
В 1568 году в восточной части городища основывается скит , где впоследствии в 1620 году образовался Мотронинский монастырь .
Площадь городища около 200 га . Городище имеет форму неправильного овала и состоит из двух линий укреплений: внешней и внутренней.
Население Мотронинского городища в период расцвета превышало 5 тыс. человек (Б. А. Шрамко, 1984, с. 218—230). Жилища Мотронинского городища (всего их обнаружено около 30) принадлежали к так называемой центральноевразийской традиции домостроения. Обнаружены постройки площадью 9-12 м 2 каркасно-столбового типа, заглублённые в грунт. Дома в плане близкие к кругу или овалу. Стены, обмазанные глиной, были земляные или из какого-то легкого органического материала. В центре помещения столб для поддержания конической кровли . Имелись и наземные жилища, лишь слегка заглубленные в грунт (меньше метра), прямоугольной формы. Очаги , на которых готовили еду, располагались за пределами жилища, внутри ставились только небольшие очаги для обогрева.
В юго-восточной части городища располагался ремесленный центр. Кузнечное дело в бассейне Тясмина было поставлено на достаточно высоком уровне ещё в предскифское время. Кузнецы из Мотронинского городища получали сырьё из Донбасса и Кривого Рога . В городище производились изделия из железа и бронзы , также имелось гончарное производство.
Имеются большие территории свободные от застройки, вероятно, предназначенные для кибиток и юрт кочевников. На застроенных участках обитало местное население, поставляющее кочевникам продукты питания и ремесленные изделия. Территорию городища населяли земледельцы и скотоводы, объединённые в состав нескольких территориальных общин во главе с военной аристократией. Определённый слой составляли ремесленники и торговцы .
Поскольку вокруг городища было не слишком много пригодных для земледелия земель, здесь преобладало скотоводство. Скотоводство, вероятно, было придомно- отгонным . Зимой скот, за исключением молодняка, содержали на открытом воздухе или в укрытиях, сооружённых в балках или в лесу. По найденным костям животным можно сделать вывод о составе домашнего скота: Крупный рогатый скот — 27,1 %, Мелкий рогатый скот — 27,3 %, Лошади — 21,1 %, Свиньи — 18,4 %.
Тремя группами вокруг городища расположены курганные могильники из 80 насыпей .
Городище пересекает дорога T-24-02: входит с восточной стороны, со стороны села Мельники, и уходит на юг. От неё ответвляется к западу проселочная дорога в село Жаботин . Эти дороги, вероятно, совпадают с направлениями древних дорог, ведших к выездам из городища. Также существует древний выезд на село Лубенцы в северной части городища.
Городище исследовали А. А. Бобринский, В. В. Хвойка , Е. Ф. Покровская, М. И. Вязмитина, А. И. Тереножкин, В. А. Ильинская, экспедиции Института археологии НАН Украины (С. С. Бессонова, С. А. Скорый), совместная украинско-польская экспедиция Института археологии НАН Украины и (С. А. Скорый, Я. Хохоровски).