Interested Article - Дворец Шайо

О станции метрополитена см. статью « Трокадеро (станция метро) ».

Дворец Шайо ( фр. Palais de Chaillot ) — здание ( дворец ) в Париже на правом берегу Сены , напротив Марсова поля и Эйфелевой башни . Построено по проекту Л. Буало, Ж. Карлю и Л. Азема к Всемирной выставке 1937 года на месте стоявшего ранее «Дворца Трокадеро» ( Palais du Trocadéro ).

История. Дворцы Трокадеро и Шайо

Местность на правом берегу реки Сены по названию располагавшейся там деревни Шайо ( Chaillot ) во второй половине XVI века принадлежала королеве Екатерине Медичи . В 1624 году в Шайо была основана шпалерная мануфактура Савоннери . Новое название местности возникло в 1827 году после успехов французской армии в ходе франко-испанской войны 31 августа 1823 года при штурме форта Трокадеро близ Кадиса на юге Испании .

Холм Шайо был благоустроен для Всемирной парижской выставки 1867 года . Для Всемирной выставки 1878 года построили (старый) Дворец Трокадеро (1878—1936). Обширное здание длиной 706 м с двумя флигелями и двумя башнями напоминало большой концертный зал. Его стиль, называемый в то время « мавританским » (mauresque), но с элементами, стилизованными под византийские ( Неовизантийский стиль ), представлял собой типичную для периода историзма эклектику . Архитектором был . Пространство между дворцом и Сеной было окружено садами, спроектированными Жаном-Шарлем Адольфом Альфаном , и множеством фонтанов. Дворец Трокадеро служил местом съездов и конференций. Здание простояло до 1937 года, когда на его месте было решено построить новый дворец Шайо .

Для Всемирной выставки 1937 года старый Дворец Трокадеро был частично снесён и частично перестроен. Новый Дворец Шайо был спроектирован в модном тогда стиле ар-деко архитекторами Л.-И. Буало, Ж. Карлю и Л. Аземой. Как и старый дворец, новое здание имеет два крыла виде циркумференции (полукружия). Перед фасадом находились статуи «Шести континентов» (перенесены к Музею д’Орсе): Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Южной Америки и Океании.

На аттиках фасадов помещены строки поэта Поля Валери .

" Il dépend de celui qui passe
Que je sois tombe ou trésor
Que je parle ou me taise
Ceci ne tient qu'à toi
Ami n’entre pas sans désir «

  • На флигеле :

» Tout homme crée sans le savoir
comme il respire
Mais l’artiste se sent créer
Son acte engage tout son être
sa peine bien aimée le fortifie "

Музеи дворца

Дворец Трокадеро во время Всемирной выставки 1900 года

В 1795 году французский историк-медиевист Александр Ленуар , выступавший против вандализма в годы революции, создал в зданиях опустевшего монастыря августинцев на левом берегу Сены музей, где в одном месте можно было увидеть несколько десятков известных скульптур, спасённых им от разрушения. Ленуар был назначен директором созданного им Музея французских монументов (Musée des Monuments français).

Незадолго до своего вторжения в Россию , Наполеон собирался построить на этом месте дворец для своей династии. Был разработан проект и начаты подготовительные работы, однако воплотить свои намерения в жизнь императору так и не удалось.

Музей был закрыт в 1816 году, а его собрание разделено на несколько частей. Некоторое экспонаты были возвращены во вновь открывшиеся церкви и соборы Парижа и его пригородов, другие переданы в 1824 году в собрание Лувра , третьи перенесены в 1836 году в музей Версаля. Значительная часть скульптурных надгробий (статуи Н. Буало, Абеляра, Элоизы, Ж. де Лафонтена и Мольера) была перемещена на кладбище Пер-Лашез .

В 1879 году знаменитый архитектор и реставратор Эжен Виолле-ле-Дюк направил министру народного образования Жюлю Ферри предложение использовать опустевшее после Всемирной выставки 1878 года здание дворца Трокадеро для музея нового типа. Его предложение было принято 4 ноября 1879 года. 20 декабря организатором экспозиции и директором будущего музея был назначен выдающийся археолог и коллекционер Александр дю Соммерар , создатель Музея национальных древностей (Музея Клюни) (Musee d’antiquites nationales).

Свою идею Виолле-ле-Дюк назвал «Музеем сравнительной скульптуры в Трокадеро» (Musée de sculpture comparée au Trocadéro). Она отчасти была подготовлена концепцией циклического развития искусства, изложенной в работе Анри Фосийона «Жизнь форм» (Vie des Formes, 1934). В основу экспозиции Виолле-ле-Дюк полагал не диахронный подход (размещение экспонатов в хронологической последовательности «вдоль оси времени»), а синхронный («поперечный срез» времени), с помощью которого сравнивают процессы и состояния, происходящие одновременно в разных местах либо разновременно на схожих этапах развития. Виолле-ле-Дюк предлагал поместить в одном зале гипсовые слепки (moulages) архаических статуй Древнего Египта, сакральной греческой скульптуры и статуи Королевского портала Шартрского собора, в другом — классические скульптуры времени Фидия и Франции XIII—XIV веков. По его мнению, должно возникнуть ощущение, что эти произведения «принадлежат к одной и той же школе с точки зрения интерпретации природы» и зрителям «можно было бы дать полное представление о французской скульптуре». Далее Виолле-ле-Дюк развивал свои идеи на примере скульптуры Фландрии, Бургундии, средневековой Германии .

Архитектор не увидел своего музея, который был создан вскоре после его кончины в ноябре 1879 года. Музей открыл первые четыре зала для публики 28 мая 1882 года, еще три в 1886 году и, наконец, библиотеку в 1889 году. Однако Музей сравнительной скульптуры просуществовал недолго — не все смогли оценить оригинальность замысла. Он был закрыт из-за нехватки бюджета. Парижская Всемирная выставка 1937 года послужила поводом для того, чтобы ликвидировать дворец Трокадеро.

В новом дворце Шайо после окончания Всемирной выставки 1937 года разместились несколько музеев: Музей человека , . Левое крыло занимает Музей национальных памятников Франции (Musée des Monuments français). В нём за последние 130 лет собраны тысячи полноразмерных гипсовых слепков, многие происходят из Музея сравнительной скульптуры Виолле-ле-Дюка. Однако в целом экспозиция музея, в которой находятся шедевры французского средневекового искусства, построена традиционно и не отражает концепции прогрессивного развития искусства .

В июле 1995 года пожар частично разрушил здание дворца Шайо. Запланированное открытие нового Музея французских памятников в 1998 году было перенесено на 15 сентября 2007 года в связи с созданием во дворце Шайо организации «Архитектура и наследие города», или «Городок архитектуры и наследия» ( Cité de l’Architecture et du Patrimoine ). В эту организацию, помимо Музея национальных памятников, входят Французский институт архитектуры ( Institut français de l’Architecture ), Школа Шайо ( École de Chaillot ) для подготовки современных архитекторов и специалистов по реставрации исторических памятников.

В конце XX века в собрании Музея французских памятников находилось около шести тысяч произведений изобразительного искусства , витражей, фресок и макетов зданий, их архитектурных конструкций и фрагментов. В фондах музея хранится коллекция фотографий , в которой насчитывается около двухсот тысяч изображений.

Большая часть экспозиции разделена на три отдела. Первый отдел размещён на первом этаже здания, он включает французской скульптуры XII—XVIII веков, во втором демонстрируются витражи и фрески , в третьем разделе представлены фрагменты архитектурных сооружений Франции с 1850 года до современной эпохи. Коллекция слепков скульптур сформировалась ещё в 1879 году при активном участии министра образования Ж. Ферри и директора школы изящных искусств А. Пруста. В экспозиции можно увидеть слепки скульптур и рельефов соборов в Страсбурге , Бурже и Реймсе .

Начало собрания копий знаменитых фресок и витражей XI—XVI веков было положено в 1937 году П. Дешаном. В современной экспозиции более ста произведений занимают две галереи музея. В них показано убранство интерьеров капелл, склепов, росписи апсид и сводов храмов. В этой экспозиции, не покидая Парижа, можно получить представление об уникальной архитектуре церкви аббатства Паре-ле-Моньяль, виллы Савойя в Пуасси, Северного вокзала в Париже и многого другого.

Дворец Шайо в искусстве

Дворец стал местом действия многих фильмов, таких как « » (2007), « 28 недель спустя » (2007), « Час пик 3 » (2007), « Французский поцелуй » (1995), « Четыреста ударов » (1959), «Джон Уик 4» (2023) и другие.

Дворец Трокадеро фигурирует в произведении Эмиля Золя « Страница любви » и во втором томе (« Под сенью девушек в цвету ») романа-эпопеи Марселя Пруста « В поисках утраченного времени ». Дворец Трокадеро также упоминается в фантастическом романе Герберта Уэллса « » (англ., 1913), хотя на предполагаемый момент действия (1959 год) он уже не существовал.

Примечания

  1. (фр.) — , 1978.
  2. Gournay I. Le nouveau Trocadéro. — Liège—Bruxelles: Mardaga/IFA, 1985, 240 p.
  3. Ory Р. Les Expositions universelles de 1855 à 1939. — Paris: Ramsay, 1982. — Р. 38
  4. . Дата обращения: 26 сентября 2020. 26 сентября 2020 года.
  5. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — С. 140
  6. Poisson G., Poisson О. Eugène Viollet-le-Duc. — Paris: Picard, 2014. — Р. 328

Ссылки

Источник —

Same as Дворец Шайо