Приключения майора Звягина
- 1 year ago
- 0
- 0
В битве при Кампу-Майор , или Кампо Майор , 25 марта 1811 года бригадир Роберт Баллард Лонг с англо-португальской конницей и авангардом под командованием Уильяма Бересфорда , столкнулся с французскими войсками под командованием дивизионного генерала Виктора Николя де Фэ, маркиза де Латур-Мобур . После первоначального успеха некоторые из всадников союзников предались безрассудному преследованию французов. Были получены ошибочные данные, что все они попали в плен. Вследствие этого Бересфорд остановил свои войска, и французы смогли избежать разгрома и вернуть себе конвой с артиллерийскими орудиями.
В течение зимы 1810—1811 гг. французская армия маршала Андре Массены продолжала тщетную осаду англо-португальской армии лорда Веллингтона , которая была скрыта за линиями Торрес-Ведрас под Лиссабоном . В конце концов у Массены закончились припасы, и в марте он ушёл в сторону Алмейды . Тем временем 26 января маршал Николя Сульт осадил Бадахос . Крепость пала 11 марта .
15 марта маршал Эдуар Мортье и 4500 военнослужащих, принадлежащих к V корпусу, осадили замок Кампу-Майор . Майор Хосе Талая с 800 португальскими ополченцами и 50 старыми пушками отважно защищал древнюю португальскую крепость, расположенную в 18 км к северо-западу от Бадахоса. Замок продержался до 21 марта, когда французские бомбардировки сделали оборону невозможной .
Веллингтон отправил маршала Уильяма Бересфорда с 18-тысячной армией для освобождения Бадахоса; когда весть о падении города достигла союзников, Бересфорд продолжил наступление с целью отвоевания Бадахоса .
Мортье поручил Латур-Мобуру сопровождать конвой с осадными орудиями из Кампу-Майора , покинутого французами, в Бадахос. Французские войска включали в себя три батальона 100-го линейного пехотного полка , половину батареи конной артиллерии и восемь эскадронов кавалерии: 2-й и 10-й гусарский , 26-й драгунский и один эскадрон шассёров из 4-го (про-французского) испанского лёгкого кавалерийского полка. Чтобы помешать действиям французов, Бересфорд направил бригадного генерала Роберта Лонга и 15½ эскадронов кавалеристов: британскую тяжелую кавалерийскую бригаду, португальскую легкую кавалерийскую бригаду и британский лёгкий кавалерийский полк без бригады. В бою приняли участие только 13-й лёгкий драгунский полк, 1-й и 7-й португальские кавалерийские полки и часть артиллерийской батареи Кливса КГЛ , в общей сложности 700 сабель и две пушки .
25 марта Лонг бросил 13-й лёгкий драгунский полк (два с половиной эскадрона) на 26-й драгунский (три эскадрона), а португальский 7-й драгунский (два слабых эскадрона) прикрыли их левый фланг. Французские драгуны были разбиты, а их командир генерал Шаморен был убит. Вся французская кавалерия из шести эскадронов — два остались в поддержке пехоты — была разбита и бежала в направлении Бадахоса. Историк сэр Джон Фортескью писал: «Тринадцатый полк, в котором было не более двухсот человек, и который в одиночку победил врага вдвое или втрое сильнее, трудно перехвалить» . Британские всадники в сопровождении 7-го эскадрона португальских драгунов под предводительством начали отчаянную погоню за побеждёнными французами. Они наткнулись на конвой из 18 осадных орудий, захватили его и продолжили гнать неприятеля ещё 11 километров (6,8 миль). Невероятно, но некоторые из лёгких драгунов доехали до крепости Бадахос и были отброшены её огнем. Французская кавалерия вышла из города, чтобы отогнать союзных всадников. Бересфорд, которому передали ошибочные данные о том, что 13-й эскадрон лёгких гусар был захвачен в полном составе, прекратил атаку, когда две его пушки только-только открыли огонь по французской колонне, британская тяжелая кавалерия была уже рядом, и начала подходить британская пехота . Решение Бересфорда отозвать свои войска в тот момент, когда они оказались в состоянии уничтожить или заставить капитулировать всю французскую колонну, было принято его критиками в качестве признака отсутствия военной проницательности, которую он позже выказал в битве при Ла-Альбуэра .
После того, как Бересфорд остановил свои войска, французская пехота продолжала беспрепятственно продвигаться по дороге и, дождавшись отхода лёгкой кавалерии союзников, легко вернула себе конвой и успешно сопроводила его в Бадахос. Однако союзная конница сумела всё-таки захватить одну пушку ( гаубицу ) .
Из 2400 сражавшихся французы потеряли 200 человек, в том числе 108 из 26-го драгунского, и одну пушку. Всего потери союзников составили 168 человек. 13-й лёгкий драгунский потерял 10 убитых, 27 раненых и 22 взятых в плен. Португальские полки потеряли 14 убитых, 40 раненых и 55 пленных. Союзники вернули под свой контроль Кампу-Майор .
Погоня за силами Латур-Мобура не удалась, несмотря на то, что численно англичане и португальцы их значительно превосходили. Причина этой неудачи впоследствии оспаривалась между сторонниками бригадира Лонга и маршала Бересфорда. Бересфорд считал, что Лонг потерял контроль над своей лёгкой кавалерией. Он также утверждал, что только его личное командование бригадой тяжёлых драгунов помешало Лонгу отдать им приказ о самоубийственной атаке на французскую пехоту . Лонг придерживался мнения, и был впоследствии поддержан историкос сэром Уильямом Напьером , что если бы Бересфорд дал свободу действия британской бригаде тяжёлых драгунов, то смог бы отогнать оставшуюся французскую кавалерию (два эскадрона, которые не были атакованы 13-м лёгким драгунским), которые защищали свою пехоту, и тем самым вынудить французскую пехоту сдаться .
Ещё в трёх случаях кавалерия Веллингтона выходила из-под контроля: 20-й лёгкий драгунский эскадрон в битве при Вимейру , 23-й лёгкий драгунский в битве при Талавере и бригада Джона Слейда в битве при Магилье . Следующим крупным сражением в южном секторе стала битва при Ла-Альбуэра .
Веллингтон, получив отчет Бересфорда о столкновении в Кампу-Майор, сделал особенно резкий выговор 13-му лёгкому гусарскому полку, назвав их «сбродом» и пригрозив отобрать у них лошадей и отправить полк на службу в Лиссабон. После этого офицеры полка написали коллективное письмо Веллингтону с подробным описанием своих действий. Сообщается, что Веллингтон сказал, что если бы он знал все факты, то никогда не сделал бы выговор . Публикация работы Напьера о Пиренейской войне в 1830-х годах вновь разожгла споры вокруг Кампу-Майор и привела к ожесточённому обмену брошюрами между Напьером и племянником Лонга с одной стороны и Бересфордом и его сторонниками с другой .