Interested Article - Библиотека Мармоттан

Библиотека Мармоттан — охраняемая государством библиотека , расположенная в Булонь-Бийанкур , которую основал историк и коллекционер и завещал её Академии изящных искусств Франции . Она посвящена Первой Империи и открыта для читателей, интересующихся как этим периодом, так и XIX веком в целом. С 1984 года библиотека частично включена в список исторических памятников Франции , а в 2012 году получилa маркировку «Maisons des Illustres» («Дома выдающихся людей»).

История

Особняк Поля Мармоттана

Вскоре после смерти своего отца (1829—1883), богатого директора рудничной компании Брюэ, молодой Поль решил полностью посвятить себя своей страсти к Наполеону и Империи. В 1882 году он приобрел парижский особняк, ставший сегодня музеем Мармоттан-Моне , а спустя несколько лет купил участок земли в Булонь-Бийанкуре.

Вестибюль библиотеки Мармоттан

Дом, который он там построил, вскоре стал его рабочей библиотекой. Поль Мармоттан свозил сюда в течение тридцати лет, с 1890 по 1920 годы , все книги, собранные им в результате исследований и путешествий по Европе, многие из которых были полезны для изучения наполеоновского периода. Наряду с созданием этого уникального книжного фонда, он также собрал в Булонь-Бийанкуре коллекцию картин, мебели и декоративных предметов в стиле ампир , в том числе почти 6000 старинных гравюр .

Будучи историком-эрудитом и просвещенным коллекционером, Поль Мармоттан превратил свой булонский особняк в место, прославлявшее не столько самого Наполеона, сколько вкус и искусство жизни, расцветшие во время наполеоновского правления. Примером тому служит Голубая гостиная, предназначенная для хранения старинных портьер той эпохи; рабочий кабинет, где находятся два больших библиотечных шкафа работы Жакоб-Демальтера, и рабочий стол, принадлежавший королю Жозефу , брату Наполеона.

В 1932 году особняк Поля Мармоттана перешел по завещанию Академии изящных искусств и стал библиотекой Мармоттан.

История библиотеки Мармоттан

Первый библиотекарь Поль Флерио де Лангль (1897—1968), секретарь Поля Мармоттана, составил каталог книг и написал руководство по коллекции, которое представляет большую ценность по сей день .

Рабочий кабинет Поля Мармоттана

После его ухода на пенсию библиотека в течение нескольких лет оставалась в запустении из-за нехватки средств, выделяемых Академией изящных искусств. В 1968 году Академия при посредничестве Жюльена Кэна передала научное руководство этим местом историку искусств Брюно Фукару (1938—2018) . Тот проработал здесь до начала 2010-х годов и, в числе прочего, поручил библиотекарю Жан-Мишелю Пьянелли составить полный инвентарь коллекций. Кроме того, Фукар проводил политику регулярных закупок и существенно расширил фонд, посвященный истории искусства первой половины XIX века .

В 1996 году , после четырёх лет реставрационных работ, Академия изящных искусств передала управление библиотекой Мармоттан городу Булонь-Бийанкур на тридцатилетний срок . В особняке появился зал для проведения лекций и концертов, благодаря чему он стал более открыт для широкой публики. Здесь проводились многочисленные выставки, посвященные наполеоновской эпохе, к примеру, «Ковер империи» (2003), «Милосердие Наполеона» (2004), или из недавних — «Игры Империи» (2017) и «От Жозефины до Евгении: веер в XIX веке» (2018).

Срок управления библиотекой городом Булонь-Бийанкур закончился в 2018 году , и с тех пор она была закрыта для широкой публики из-за ремонта. С октября 2020 года ею руководит историк искусства и член Академии изящных искусств Адриен Гетц .

Библиотека сегодня

Вид на библиотеку с улицы Саломон

Согласно пожеланиям основателя библиотеки Поля Мармоттана, который хотел, чтобы та способствовала историческим исследованиям, а также по инициативе Адриена Гетца Академия изящных искусств приняла решение о преобразовании бывшей квартиры хранителя библиотеки в жилье для исследователей XIX века.

В то же время в рамках новой политики Академии изящных искусств, направленной на поддержку творчества через предоставление резиденций , в садовом павильоне запланировано обустройство трех квартир и мастерских для художников.

Таким образом, особняк Мармоттан на сегодняшний день представляет собой библиотеку, выставочное пространство, лекционный зал с различными культурными программами, а также резиденцию для исследователей и художников.

Коллекции

Переплет книги эпохи Империи

Фонды библиотеки Мармоттан насчитывают около 25 000 книг и периодических изданий, некоторые из которых представляют собой большую редкость. Коллекции библиотеки Мармоттан в большей степени посвящены Империи, что делает её, по словам Брюно Фукара, «крупнейшей наполеоновской библиотекой в Европе» . Но Поля Мармоттана, большого путешественника, интересовала не только Франция, но и вообще вся Европа начала XIX века, поэтому в фондах немало книг, посвященных другим странам, в особенности Италии. Коллекция затрагивает все стороны истории и культуры Империи, но особенно много внимания уделено вопросам, касающимся имперской администрации: «Мармоттан не пренебрегал военной историей, однако особое внимание он уделял материальной организации завоеванных стран: в Наполеоне он больше восхищается администратором, чем […] завоевателем. Вот почему он […] собирал на полках своей библиотеки все эти ежегодные справочники, статистические таблицы, словари, календари, карты, отчеты, акты, газеты, описания путешествий и т. д.» .

Галерея гравюр

Благодаря политике закупок, проводимой Брюно Фукаром, другой важной частью библиотечной коллекции стала история искусств во времена Империи и вообще в первой половине XIX века. Фонд, посвященный истории и архитектуре Парижа, пополнялся на протяжении многих лет с тех пор, как Поль Мармоттан стал членом-основателем Комиссии старого Парижа. Наконец, в библиотеке хранится более ста научных работ, посвященных наполеоновскому периоду (магистерские или докторские диссертации).

Библиотека Мармоттан — это «редкий пример библиотеки с атмосферой, задуманной как органическое целое, где книги и интерьер дополняют друг друга» . С 1984 года она частично включена в список исторических памятников Франции , а в 2012 году ей была присвоена маркировка «Maisons des Illustres» («Дома выдающихся людей») .

Примечания

  1. Paul Fleuriot de Langle. Bibliothèque Marmottan, guide analytique (фр.) . — Paris: Frazier-Soye, 1938. — P. XVII-329.
  2. Bruno Foucart. La bibliothèque Marmottan // La lettre de l'Académie des beaux-arts. — 1996. — № 7 .
  3. Histoires d’art, mélanges en l’honneur de Bruno Foucart (фр.) / Barthélémy Jobert, Adrien Goetz, Simon Texier. — Paris: Éditions Norma, 2008. — Vol. 2. — P. 417.
  4. (фр.) . gazette-drouot.com . Дата обращения: 7 марта 2022. 30 ноября 2021 года.
  5. Jean Marc Lebeaupin. (фр.) . artsixmic.fr . Дата обращения: 7 марта 2022. 30 ноября 2021 года.
  6. Iseult Cahen-Patron. (фр.) . connaissancedesarts.com (9 октября 2020). Дата обращения: 7 марта 2022. 30 ноября 2021 года.
  7. (фр.) . academiedesbeauxarts.fr (7 октября 2020). Дата обращения: 7 марта 2022. 30 ноября 2021 года.
  8. (фр.) . academiedesbeauxarts.fr . Дата обращения: 7 марта 2022. 30 ноября 2021 года.
  9. Paul Fleuriot de Langle. Notice sur la bibliothèque napoléonienne Paul Marmottan et son fondateur (1856–1932) (фр.) . — Paris: Imp. Frazier-Soye, [s. d.].
  10. (фр.) . www.pop.culture.gouv.fr . Дата обращения: 7 марта 2022. 28 декабря 2021 года.
  11. (фр.) . illustres.fr . Дата обращения: 7 марта 2022. 30 ноября 2021 года.

Ссылки

Источник —

Same as Библиотека Мармоттан