Кук, Элджин
- 1 year ago
- 0
- 0
Элиша Кук-младший (имя при рождении — Элиша Вэнслик Кук-младший , англ. Elisha Vanslyck Cook, Jr. ) ( 26 декабря 1903 − 18 мая 1995 ) — американский характерный актёр, более всего «запомнившийся своими многочисленными ролями трусливых злодеев и худосочных невротиков» в фильмах 1940-50-х годов.
Его «впечатляющая игра в роли психопатического убийцы с детским лицом в „ Мальтийском соколе “ (1941) сделала его культовой фигурой для целого поколения кинолюбителей» . В дальнейшем он удачно сыграл сходные роли «слабаков и воров-неудачников с садистскими наклонностями в фильмах нуар „ Глубокий сон “ (1946) и „ Убийство “ (1956)» . Как будто рождённый играть нуаровых персонажей, Кук также запомнился игрой в таких значимых фильмах нуар, как « Незнакомец на третьем этаже » (1940), « Ночной кошмар » (1941), « Леди-призрак » (1944), « Рождённый убивать » (1947) и « Можно входить без стука » (1952), в которых персонажей Кука «расстреливали, душили и травили ядом, а иногда и он сам оказывался убийцей» . Одной из самых памятных работ Кука стала роль «поселенца, который незабываемо упал в грязь, когда его застрелил Джек Пэланс », в вестерне « Шейн » (1953) .
Элиша Кук-младший родился 26 декабря 1903 года в Сан-Франциско в семье театрального актёра, сценариста и продюсера и актрисы. В 1906 году семья переехала в Чикаго , где Элиша учился в Колледже Сэнт-Олбанс, одновременно занимаясь в Академии драматического искусства. После не очень удачного дебюта в студенческом театре Кук провёл несколько лет, совершенствуя мастерство в труппе, которая гастролировала на Востоке и Среднем Западе США, играя в спектаклях самой разной жанровой направленности. В 1926 году 23-летний Кук дебютировал на Бродвее в спектакле «Генри — держи себя в руках», где одним из его партнёров был Эдвард Г. Робинсон .
В 1928 году Кук получил высокую оценку критики за роль романтичного юноши в спектакле « », которую он повторил в своём кинодебюте в одноимённом низкобюджетном фильме 1930 года , который снимался на натуре в автомастерской в нью-йоркском Ист-сайде . Однако после этого Кук не появлялся на экране в течение шести лет, продолжая работать на бродвейской сцене, где с 1926 по 1936 год Кук сыграл в общей сложности в 14 бродвейских постановках .
В 1933 году у Кука наконец наступил прорыв, когда драматург и один из основателей популярного театра «Гильдия» Юджин О’Нил пригласил его сыграть главную роль в своей пьесе « » (1933), которая с успехом шла на Бродвее в течение двух лет , а созданный Куком образ взрослеющего молодого человека вызвал небольшую сенсацию и обратил на актёра внимание критиков. В частности, Юджин Бёрр в « Биллборде » был восхищён его «чувственной и тонкой игрой» .
После своего бродвейского успеха Кук отправился в Голливуд , где в 1935 году подписал контракт со студией « Парамаунт » . Маленького и невзрачного Кука с его выпученными глазами и нервным взглядом мгновенно определили как жертву по своей природе, одного из лузеров в этой жизни . В первые десять лет своей голливудской карьеры Кук — «мелкий актёр с детским лицом — играл бесчисленное количество студенческих умников и незадачливых первокурсников» . В начале кинокарьеры Кука можно было увидеть в серии фильмов, которые можно отнести к категории «совсем плохих». В частности, он дважды сыграл жокея в комедиях «Двое в толпе» (1936) и «Чистокровки не плачут» (1937). Драма с его участием «Дьявол за рулём» (1937) была посвящена злу вождения в пьяном виде, «Моя счастливая звезда» (1938) была музыкальной комедией с участием Сони Хени , а драма «Тайны большого жюри» (1938) рассказывала о репортёре, ведущем борьбу за правду.
Лучшими среди фильмов этого периода были занимательный мюзикл « Кожаный парад » (1936), ставший дебютом Джуди Гарланд , и приключенческий фильм « » (1938), который поставил Джон Форд . В криминальной драме Мервина Ле Роя « Они не забудут » (1937) Кук убедительно сыграл студента, подруга которого в исполнении Ланы Тёрнер (её дебютная роль) была загадочным образом убита.
С началом 1940-х годов Кук вошёл в мир фильма нуар . В 1940 году он сыграл в новаторской картине нуарового цикла « Незнакомец на третьем этаже » Бориса Ингстера с Петером Лорре в главной роли , низкобюджетном фильме, включающем паранойю , кошмары и убийство . В этой картине Кук сыграл характерную для себя роль обвинённого в убийстве беспомощного таксиста, который предстаёт перед судом и оказывается в тюрьме . В суде он отчаянно доказывает свою невиновность, однако его осуждают и приговаривают к смертной казни . В конечном итоге его оправдывают, когда находят истинного убийцу . Работу Кука один из критиков назвал «убедительной в роли невинного человека, которого переехало тюрьмой» . Фильм дал толчок очередной фазе в карьере Кука, когда он стал играть беспомощных жертв .
Вслед за этим Кук появился в небольших ролях в слабой комедии «Светская дебютантка номер 1» (1940) с Джорджем Мерфи , и приятном мюзикле «Тин Пэн элли» (1940) с Элис Фэй и Бетти Грейбл . На следующий год, который стал для Кука одним из лучших в карьере, он сыграл в остроумной комедии «Любовное безумие» (1941) с участием Уильяма Пауэлла и Мирны Лой , романтической комедии « С огоньком » (1941) с Гэри Купером и Барбарой Стэнвик в роли танцовщицы бурлеска, и в основанной на документальном материале драме « Сержант Йорк » (1941) о герое Первой мировой войны Элвине С. Йорке .
В 1941 году Кук появился в своём втором и наиболее успешном фильме нуар « Мальтийский сокол », исполнив в этой классической картине роль, по которой, вероятно, его помнят лучше всего . Режиссёр фильма Джон Хьюстон первым заметил способность актёра «выйти за рамки сложившихся стереотипов», сняв его в роли Вилмера, вспыльчивого, но незадачливого бандита, выполняющего роль мальчика на побегушках при главаре банды Гатмане ( Сидни Гринстрит ) ". Несмотря на преданность Вилмера боссу, Гатман его постоянно унижает , а в финале картины сдаёт полиции в качестве козла отпущения за три убийства . И хотя Вилмер постоянно пытается изображать крутого парня и демонстрирует готовность в любой момент нажать на спусковой крючок, частный детектив Сэм Спейд ( Богарт ) не раз его разоружает и нелицеприятно прикладывает словами «чем дешевле жулик, тем цветастее жаргон». Однако в сознании зрителей созданный Куком образ отпечатался не столько благодаря своим репликам, сколько благодаря «мучительному взгляду отчаянной ненависти после того, как Богарт его разоружает и унижает перед лицом его босса» . Как отметил киновед Джефф Майер, созданный Куком образ был дерзким и вызывающим для своего времени, так как намекал на то, что Вилмер мог быть сексуальной игрушкой Гатмана . Исполнение Куком роли преданного, но определённо неумелого бандита стало одной из многочисленных великолепных актёрских работ в этом коммерчески успешном фильме . Своей игрой Кук произвел впечатление на многих критиков и удостоился похвалы от таких обозревателей, как Босли Кроутер из « Нью-Йорк таймс », который назвал его «потрясающим», а Джеймс Фрэнсис Кроу из «Голливуд Стизен-Ньюз» выделил его среди нескольких актёров второго плана наряду с Лорре и Гринстритом . После этого фильма, не указанный даже во вступительных титрах, «Кук неожиданно обнаружил себя весьма востребованным актёром» .
В своём третьем нуаре « Ночной кошмар » (1941) Кук вновь сыграл нервного одиночку, который на этот раз действительно оказывается убийцей . После выхода на экраны фильм получил самый широкий спектр мнений от критиков. В то время, как Босли Кроутер отверг фильм как «совершенно тривиальный детектив с поиском преступника и удивительно нетрогательной любовной историей», критик « Variety » написал, что в то время как «большинство детективов относятся к фильмам категории В вне зависимости от их бюджета, этот фильм является исключением из правил. Режиссёр Х. Брюс Хамберстоун был вооружён хорошим сценарием и добился от актёров результата, которого только можно было пожелать от фильма про убийство с сильной романтической линией» .
Несмотря на признание, которое Куку принёс «Мальтийский сокол», два следующих года он был вынужден сниматься в серии посредственных фильмов, среди них драма «Рискованное дело» (1942) о конкурирующих нефтедобытчиках и комедия « » (1942) с Лорелом и Харди , которая смотрелась бледно по сравнению с их ранними работами. Более удачными для Кука были военный приключенческий фильм «Звонит Манила» (1942) с Ллойдом Ноланом и Корнелом Уайлдом и богатый мюзикл «К бою готов» (1944), ставший дебютом Дэнни Кэя .
В фильме нуар « Леди-призрак » (1944) Роберта Сиодмака Кук сыграл небольшую, но памятную роль блудливого второсортного музыканта из оркестра , который с вожделением смотрит на зрительниц и пытается создать себе имидж модного джазового барабанщика . В стремлении произвести впечатление на главную героиню, ведущую расследование ( Элла Рейнс ) , он играет для неё на барабанной установке «с нарастающей оргазмической лихорадкой» , «сексуально возбуждаясь от собственного джем-сейшна» .
Обратив на себя позитивное внимание игрой в «Леди-призраке», Кук продолжал много сниматься, однако его картины не представляли особого интереса. В частности, он сыграл в низкобюджетной мелодраме «Почему девушки уходят из дома» (1945), гангстерском нуаре « Диллинджер » (1945) с Лоренсом Тирни , посредственной криминальной комедии «Двое умников» (1946), бессодержательном детективе «Алиби-блондинка» (1946) о лётчике, ошибочно обвинённом в убийстве, и в скучной музыкальной комедии «Золушка Джонс» (1946) с Джоан Лесли . За исключением «Алиби Сокола» (1946), в котором Кук привлёк к себе внимание исполнением роли агрессивного диск-жокея, фильмы актёра в эти годы в основном быстро забывались .
Фильм нуар Говарда Хоукса « Большой сон » (1946) с Хамфри Богартом в роли частного детектива Филипа Марлоу, несмотря на сложный и порой запутанный сценарий, был захватывающим зрелищем и добился большого кассового успеха . Кук сыграл в этом фильме небольшую, но памятную роль жалкого неудачника, который предлагает Марлоу купить у него информацию, но прибывший на встречу с ним детектив лишь слышит, как один из бандитов заставляет выпить Джонса яд . Непродолжительное присутствие Кука на экране было отмечено в обзоре критика « Лос-Анджелес таймс » Эдвина Шаллерта, написавшего, что актёр «внёс свой вклад в воздействие фильма», с восхищением отозвавшись обо всём актёрском ансамбле .
В 1947 году Кук внёс свой наиболее значительный вклад в кино мрачного жанра: среди четырёх его фильмов три были нуарами — « Гангстер » (1947), « Козёл отпущения » (1947) и « Рождённый убивать » (1947). В «Гангстере» он появился только в одной сцене в роли мелкого бандита, который предупреждает конкурирующего мафиози, что «он вышел из бизнеса». В «Козле отпущения» его персонаж помогает несчастному ветерану войны раскрыть убийство, за что расплачивается собственной жизнью . Картина «Рождённый убивать» принесла Куку более существенную роль Марти, лучшего друга психопатического убийцы Сэма ( Лоуренс Тирни ). Марти готов пойти на что угодно, чтобы выгородить Сэма, однако тот в итоге убивает Марти, ошибочно заподозрив его в предательстве. Как отмечает Спайсер, «Кук вообще редко доживал до конца фильма» . Содержание и персонажи фильма стали предметом острых споров среди критиков, один из которых назвал картину «сексуальной и непристойной историей преступления и наказания» .
В 1949 году вышла драма « Великий Гэтсби » (1949) по Фрэнсису Скотту Фитцджеральду с Аланом Лэддом в главной роли, в которой Кук сыграл пианиста Клипспрингера . Вскоре после выхода криминальной драмы « Флэкси Мартин » (1949) Кук столкнулся с серьёзными проблемами в карьере. Несмотря на многолетние хорошие отношения со студией « Уорнер бразерс », студия решила резко сократить его зарплату, и после возникшего на этой почве конфликта Кук остался без работы. Он оставался отлучённым от кино в течение полутора лет, и ради заработка был даже вынужден устроиться рабочим на строительство трубопровода .
В 1950 году Кук смог получить небольшую роль лишь в единственном фильме, криминальной комедии «Держи себя в руках» (1951) с Фарли Грейнджером и Шелли Уинтерс . На следующий год Кук также сыграл всего в одном фильме, но роль в нём была более значимой, и фильм был более высокого качества — его пятнадцатый фильм нуар « Можно входить без стука » (1952) Роя Уорда Бейкера . Кук сыграл оператора гостиничного лифта, невестка которого ( Мерилин Монро ) вышла из психиатрической лечебницы после попытки самоубийства из-за смерти своего жениха. Хотя фильм смотрится хорошо и сегодня, представляя особый интерес благодаря увлекательной игре Монро, после выхода на экраны его раскритиковали. В типичной рецензии критик « Variety » посчитал, что игра Кука и некоторых исполнителей главных ролей хороша, однако сам фильм «сделан в слишком бессистемной и неторопливой манере» .
Следующий раз Кук появился на экране в своём первом вестерне « Шейн » (1953), сыграв редкую для себя роль хорошего парня, который пытается противостоять крупному землевладельцу , получая смертельную пулю от наёмного убийцы в исполнении Джека Пэланса . По мнению критика Хэла Эриксона, сцена гибели Кука в этом фильме стала «очередной вершиной его карьеры» . За этим фильмом последовал второй вестерн Кука — « » (1953), после чего в криминальной драме « Суд - это я» (1953) он сыграл небольшую роль слабоумного Бобо, который испытывает слабость к насекомым. Хотя его роль сводилась всего к двум сценам, Кук наряду с некоторыми другими исполнителями второго плана был отмечен в рецензии «Variety» «как хорошо представивший своего персонажа» . Фильмы актёра на протяжении нескольких следующих лет главным образом были незапоминающимися. Лучшим среди них была социальная драма « » (1955) о суде над мексиканским юношей, обвинённом в убийстве белой девушки .
Кук снова добился успеха год спустя с первоклассной игрой в фильме нуар Стэнли Кубрика « Убийство » (1956), который стал одним из лучших нуаров 1950-х годов. В этом фильме Кук сыграл одну из своих лучших поздних ролей, представ в образе слабохарактерного кассира, который принимает участие в ограблении ипподрома в попытке удержать свою алчную жену ( Мэри Виндзор ). Когда жена рассказывает о деле своему любовнику и тот решает ограбить и убить грабителей, раненый герой Кука добирается до дома и убивает жену . В отличие от большинства пассивных и ни на что не способных личностей, которых ему доводилось сыграть, на этот раз герою Кука удаётся отомстить за предательство и обман .
В биографическом нуаре « » (1957) главную роль знаменитого гангстера сыграл Микки Руни , а Кук исполнил краткую роль одного из членов его банды, который вместе с боссом, путаясь, пересчитывает последнюю добычу .
Он добился большего с триллером « Дорогой воровства » (1957), который стал его восемнадцатым фильмом нуар в карьере. По тематике фильм напоминал « Асфальтовые джунгли » (1950) и «Убийство» (1956), вращаясь вокруг изощрённого ограбления поезда, перевозящего 10 миллионов долларов в золотых слитках. Кук играет одного из членов банды, который на протяжении 23 лет неоднократно сидел в тюрьме, и мечтает после этого дела уехать вместе со своим 17-летним сыном в Рио-де-Жанейро . Хотя фильм остался практически незамеченным в момент своего выхода, он является отличным примером фильма нуаровой эпохи с плотной режиссурой, чётко прописанными образами и отличной игрой всего актёрского состава .
Фильмы Кука с конца 1950-х и в 1960-е годы были в лучшем случае посредственными, за исключением мрачного мощного вестерна « » (1959), фильма ужасов « Дом на холме призраков » (1959), забавной комедии «Деликатное состояние папы» (1963) и классического фильма ужасов Романа Полански « Ребёнок Розмари » (1968), где Кук сыграл агента, показывающего Мии Фэрроу и Джону Кассаветису их новую квартиру .
В 1970-80-е годы, несмотря на активную работу на телевидении, Кук продолжал появляться в кино. Среди наиболее значимых его картин в этот период — вестерн « » (1972), полицейская драма « Парни в синей форме » (1973), криминальный триллер « Команда » (1973), приключенческий экшн « Император Севера » (1973), военная комедия Стивена Спилберга « 1941 » (1979), драма о жизни бродячего цирка « » (1980) и вестерн « » (1980) .
В качестве одной из символических фигур жанра фильм нуар Кук повторил свою роль Вилмера в комедийном продолжении «Мальтийского сокола» под названием « » (1975), а в 1982 году сыграл таксиста в неонуаровом фильме Вима Вендерса « Хэмметт » (1982), навеянном жизнью и творчеством Дэшила Хэмметта , знаменитого автора историй про частного детектива Сэма Спейда .
Большая удача сопутствовала Куку на телеэкране. С середины 1950-х до конца 1980-х годов он был частым гостем на телевидении, сыграв за это время более чем в 70 телефильмах и сериалах. В частности, он снимался в таких знаменитых телесериалах, как « » (1954), « Альфред Хичкок представляет » (1955), « Перри Мейсон » (1958-64, 2 эпизода), « Дымок из ствола » (1958-65, 4 эпизода), « Бат Мастерсон » (1958-59, 2 эпизода), « Сыромятная плеть » (1959-1965, 3 эпизода), « » (1960-64, 3 эпизода), « » (1961), « Беглец » (1963), « Бонанза » (1966-70, 2 эпизода), « » (1966), « Бэтмен » (1967, 2 эпизода), « Звёздный путь » (1967), « » (1975), « Старски и Хатч » (1975), « Сумеречная зона » (1986) и многих других . В телесериале « Частный детектив Магнум » (1981-88, 13 эпизодов) Кук имел постоянную роль «ворчливого стареющего гангстера» . Кроме того, он сыграл в нескольких телефильмах, включая «Ночной сталкер» (1972), «Салемские вампиры» (1979) и «В ночной тиши» (1984) .
Кук был невысокого роста, жилистым человеком с детским лицом, легко приобретавшим малодушное или хнычущее выражение . По собственным словам Кука, начиная работу в кино, он предполагал, что будет играть романтических молодых людей , однако его миниатюрные габариты, щуплый внешний вид, скорбное детское лицо и невротическая напряжённость способствовали формированию его основного амплуа как жертвы или бандита, отчаянно стремящегося к самоутверждению . Кук стал специализироваться на создании образов тёмных личностей, часто исполняя роли гангстеров и мелких преступников , слабаков и воров-неудачников с садистскими наклонностями . Как говорил сам Кук, он стал играть подлецов, доносчиков, предателей и мерзавцев . Киновед Карен Хэннсберри следующим образом оценила его творчество: «В своей памятной экранной жизни, наполненной образами мелких преступников, бывших заключённых, стукачей, психопатических киллеров, карманников и мелких воров, Кук был настоящим сокровищем» .
Так ни разу и не сыграв главную роль, Кук, тем не менее, оставил заметный след в кинематографе, сыграв на протяжении семи десятилетий более чем в 100 кинофильмах . Он был одним из самых лучших и узнаваемых характерных актёров своего времени . Публика хорошо знала его по десяткам небольших появлений на экране, а его живые образы часто были более запоминающимися, чем игра некоторых звёзд, вместе с которыми он появлялся на экране . Однажды Кук заявил, что появился в «большем количестве кинохитов, чем он в состоянии вспомнить». Его можно было увидеть во многих киноблокбастерах, среди них « Сержант Йорк » (1941), « Шейн » (1953) и « Ребёнок Розмари » (1968) . По мнению Майера, хотя большинство зрителей помнит Кука в первую очередь по его роли в вестерне «Шейн», где он сыграл беззащитную жертву бандита, тем не менее, в первую очередь он стал неотъемлемой частью нуарового жанра, в первую очередь, благодаря фильмам с участием Богарта « Мальтийский сокол » (1941) и « Большой сон » (1941) . Как отмечает Хэннсберри, свой самый значимый след актёр оставил именно в мире нуара , где он был несправедливо обвинённым маленьким человеком в « Незнакомце на третьем этаже » (1940), жалким приспешником бандитского главаря в «Мальтийском соколе», неприметным убийцей в « Ночном кошмаре » (1941), сексуально воспалённым джазовым барабанщиком в « Леди-призраке » (1944), томящимся от любви неудачником, принужденным выпить яд в «Большом сне» (1946), истерзанным женой служащим спортивного трека в « Убийстве » (1956) и сатанинским администратором многоквартирного дома в « Ребёнке Розмари » (1968) .
Кук был женат дважды. В 1929 году Кук, который в то время жил в Нью-Йорке, женился на танцовщице и актрисе Мэри Лу Макмайкл, трое братьев которой составляли популярный вокальный коллектив Мэрри Макс. Пара развелась в 1942 году, и на следующий год Кук женился на Пегги Маккенна, дублёрше кинозвезды Кэрол Лэндис, с которой познакомился на съёмках фильма «В глубине души джентльмен» (1942). После войны Кук и Пегги поселились в , где прожили вместе вплоть до смерти Пегги в конце 1980-х годов. Детей у них не было . Будучи почти что отшельником в реальной жизни, Кук жил в отдалённой горной деревне и получал вызовы на студию с помощью курьера .
В середине 1980-х годов, после десятилетий тяжёлого пьянства Кук неожиданно полностью бросил пить. В начале 1990-х годов Кук перенёс инсульт, в результате которого потерял речь. После нескольких лет всё усугублявшихся проблем со здоровьем, актёр умер от инфаркта 18 мая 1995 года в , Калифорния .