Камер-фурьер
- 1 year ago
- 0
- 0
«5 разбитых камер» ( араб. خمس كاميرات محطمة , ивр. חמש מצלמות שבורות ) — палестинско - израильский документальный фильм 2011 года . Лауреат международных кинофестивалей в Солт-Лейк-Сити, Иерусалиме, Пусане и Ереване , номинант на «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм .
Фильм состоит из новелл, последовательно рассказывающих о судьбе пяти видеокамер палестинского крестьянина Эмада Бурната из деревни Бильин недалеко от Рамаллы . Свою первую камеру он приобрёл в 2005 году, чтобы заснять рождение своего младшего сына, и по мере того, как Джибриль Бурнат взрослеет в кадре (первыми словами ребёнка становятся «стена», «армия» и «гильза» ), плёнка запечатлевает также строительство израильского разделительного барьера рядом с деревней, оливковые рощи, срываемые бульдозерами, акции протеста и гибель людей. Жертвами конфликта становятся и видеокамеры Бурната, разбитые камнями и пулями, причём, по его собственным словам, одна из камер спасла ему жизнь, остановив пулю, летящую в него .
Превратить собранные за пять лет видеоархивы в полнометражный фильм уговорил Бурната израильский кинорежиссёр и левый активист Гай Давиди, также участвовавший в акциях протеста жителей Бильина. Хотя сценарий и монтаж получившейся в итоге ленты — плод рук Давиди, Бурнат категорически возражает против того, чтобы фильм называли израильским .
За время демонстрации в США фильм собрал в прокате около 110 тысяч долларов. В Великобритании фильм собрал более 36 тысяч долларов .
Фильм, завоевавший ряд международных премий и номинированный на « Оскар », получил в основном положительные отзывы критиков в англоязычной прессе. Критик Hollywood Reporter Джон Дефор называет ленту «уникально сильной» , а обозреватель Village Voice Марк Голкомб — поразительно личной и честной, хотя и отмечает, что авторы не стремятся к сбалансированному отражению реальности, вызывая сочувствие к палестинцам за счёт изображения израильских поселенцев в виде карикатурных громил . В журнале Time Out Кэт Кларк, называя фильм «невероятно трогательным», особо выделяет способность авторов разглядеть за чёрно-белым политическим противостоянием тяготы повседневной жизни простых людей, втянутых в конфликт . Американский режиссёр-документалист Майкл Мур , лауреат «Оскара» и « Золотой пальмовой ветви », назвал «5 разбитых камер» одним из лучших фильмов года, не уступающим лучшим художественным лентам. Муру пришлось поручиться за Бурната, который был задержан американским иммиграционным ведомством, когда прибыл с женой и сыном Джибрилем на церемонию вручения «Оскаров» в Лос-Анджелес .
Одним из немногих отрицательных отзывов стала рецензия критика Variety Лесли Фелперин: как и Голкомб, она подчёркивает, что сентиментальность фильма манипулятивна и шаблонна, а также задаётся вопросом, что именно было вырезано из 500 часов любительской видеозаписи, чтобы получилась полуторачасовая картина, и где Бурнат доставал с каждым разом всё более дорогие камеры. Сравнивая фильм Бурната с более ранним претендентом на «Оскар» — картиной « », она приходит к выводам не в пользу первого, отмечая намеренную прямолинейность, при которой палестинцы показаны героями, а их дело однозначно правым, и отказ от попыток понять политический контекст и роль, придаваемую в современную эпоху демонстрациям протеста как орудию пропаганды. Более положительным образом Фелперин отзывается о музыке фольклорного , сопровождающей фильм, и о монтаже второго режиссёра Гая Давиди и Вероник Лагоард-Сего . Оценка Фелперин расходится с позицией других обозревателей — в частности, Джаны Монджи из , которая пишет о том, что фильм оставляет впечатление не грубой пропаганды, а чистосердечной исповеди молодого отца . Возражает против оценки фильма как агитки и корреспондент « Московских новостей » Наталия Бабинцева, упоминая о показанных в нём эпизодах гибели израильской девочки и операции, которую израильские врачи делают раненому режиссёру. По словам Бабинцевой, оказываясь в центре исторических событий, невозможно оставаться объективным: «Ты не можешь быть где-то посредине, потому что там колючая стена» .
В Израиле фильм был встречен по-разному политиками и деятелями искусства. Если в правых политических кругах (как радикальных, так и умеренных) «5 разбитых камер» однозначно оценили как пропагандистскую антиизраильскую ленту , то на Иерусалимском кинофестивале 2012 года она получила премию фонда ван Лир за лучший израильский документальный фильм, а позже прошла по каналам израильского телевидения. Ариана Меламед с информационного портала Ynet, представляющего медиа-концерн « Едиот Ахронот », назвала просмотр фильма гражданским долгом каждого израильтянина . Высокие оценки лента получает и от обозревателей других ведущих израильских СМИ — « Гаарец » и « Глобс » ; в то же время обозреватель « Маарив » Йонатан Гат называет фильм шаблонным и не несущим новых идей, несмотря на мощный эмоциональный посыл .