Если парни всего мира...
- 1 year ago
- 0
- 0
«Славные парни» ( англ. Goodfellas ) — американский художественный фильм, криминальная драма режиссёра Мартина Скорсезе , премьера которого состоялась в 1990 году. Фильм основан на реальных событиях. Главные роли исполнили Роберт Де Ниро в образе Джимми Конвэя и Рэй Лиотта в образе Генри Хилла . Экранизация романа Николаса Пиледжи « ».
Лента вышла в мировой прокат в один год с долгожданным продолжением серии фильмов о доне Корлеоне « Крёстный отец 3 », однако именно «Славные парни» надолго установили планку значительных представителей гангстерского жанра . Огромный успех фильма возродил интерес к мафии на два десятилетия вперёд . По сей день «Славные парни» считаются одним из лучших фильмов Мартина Скорсезе, во многом благодаря множеству эталонных компонентов его режиссёрского стиля: монтажу Тельмы Скунмейкер , использованию популярной музыки, натуральной актёрской игре, и чрезмерно непристойному, но поэтическому языку, на котором разговаривают персонажи .
Картина стала обладательницей пяти наград премии BAFTA (включая категории « Лучший фильм », « Лучшая режиссура » и « Лучший адаптированный сценарий »), приза Московского международного кинофестиваля и премии « Оскар », которая была вручена Джо Пеши в категории « Лучшая мужская роль второго плана ». Помимо одной выигранной статуэтки, лента номинировалась ещё на пять, в том числе в категории « Лучший фильм года ».
Также «Славные парни» по состоянию на декабрь 2022 года занимают 17-е место в списке « 250 лучших фильмов по версии IMDb » .
Сколько себя помню, я всегда хотел быть гангстером. Для меня быть им значило куда больше, чем президентом Соединённых Штатов ( Генри Хилл ). |
1955 год, Бруклин. Молодой парень Генри Хилл ( Рэй Лиотта ), сын ирландца и итальянки, с детства обожает гангстеров , и его единственная мечта — стать таким же, как они: ездить на быстрых машинах, носить дорогие костюмы и пользоваться всеобщим уважением, переходящим в почитание. Чтобы осуществить свою мечту, Генри начинает работать «мальчиком на побегушках» у местного итальянского преступника. Генри медленно, но верно поднимается вверх по иерархической лестнице: ему поручают всё более ответственные и привилегированные задания.
Со временем, помимо рядовых мафиози, на Генри обращает внимание и местный авторитет, Поли Сисеро ( Пол Сорвино ). Он знакомит юного Хилла с местной легендой — талантливым вором и бандитом, ирландцем Джимми Конвэем ( Роберт Де Ниро ), а тот в свою очередь сводит Генри с другим своим протеже, молодым итальянцем Томми Девито ( Джо Пеши ). Генри неожиданно арестовывают за незаконную продажу сигарет. Интуитивно Генри держит рот на замке и не сдаёт никого из своих работодателей и сообщников, чем завоёвывает среди них уважение.
Генри начинает работать в связке с Джимми и Томми. В 1963 году Генри женится, заводит семью, но по обвинению в вымогательстве и покушении в Питсбурге он, Поли и ещё пара парней отправляются за решётку. Они живут вместе в отдельной комнате, ходят в магазин за покупками и промышляют наркобизнесом. Джимми же отбывает свой срок во Флориде.
Генри выходит на свободу, где его ждут жена Карен ( Лоррейн Бракко ) и друзья, и принимается за старое. Генри решает заняться продажей наркотиков и привлечь к этому Томми и Джимми, пойдя при этом против приказа своего босса Поли. Вместе с Джимми и Томми он проворачивает несколько крупных дел.
Для итальянского гангстера одним из важнейших событий является принятие в « Семью », своеобразное « посвящение » в узкий круг избранных. Джимми и Генри лишены такой возможности, так как оба они полукровки (Генри не может помочь даже то, что его мать — сицилийка и землячка Поли Сисеро). Томми — чистокровный итальянец. В январе 1979 года до Джимми доходит весть, что Томми собираются принять, но под предлогом посвящения Томми убивают. Это оказывается местью за то, что в прошлом Томми в компании с Джимми и Генри убил уважаемого мафиози Билли Бэтса ( Фрэнк Винсент ) в день освобождения из заключения и попытался скрыть следы. Убийство Томми послужило причиной разлада в отношениях между Джимми и Генри.
Вскоре Генри арестовывают. Пока идёт следствие, его выпускают под залог, но теперь ему никто не рад: Поли даёт ему на жизнь немного денег и прогоняет прочь, а Джимми и вовсе планирует убить Генри. Поняв это, Генри, чтобы избежать возмездия, даёт показания на своих бывших «друзей», после чего ему предстоит поменять имя и навсегда исчезнуть по программе защиты свидетелей .
|
|
На съёмках ленты « Цвет денег » в Чикаго в 1985 году Мартин Скорсезе наткнулся на рецензию книги криминального журналиста Николаса Пиледжи « », опубликованную в газете The New York Times . В романе Пиледжи описал восхождение и крах карьеры реально существующего солдата мафии Генри Хилла . Книга ещё даже не добралась до книжных магазинов, однако Скорсезе сделал пару звонков и получил несколько образцов романа от издательства Simon & Schuster .
Как только режиссёр начал читать книгу, он сразу же понял, что у неё есть великолепный потенциал для экранизации . Скорсезе был приятно удивлён, обнаружив, что места, описанные в книге, прекрасно знакомы и ему, так как рос он в Маленькой Италии — одном из районов Нью-Йорка .
Режиссёр предполагал, что предстоящая картина будет снята на 16-миллиметровую киноплёнку , чтобы как можно точнее создать эффект документального фильма, а по сценарию лента должна была провести зрителя через 30 лет мафии . Скорсезе говорил:
Я был заинтересован любой деталью в жизни гангстеров. Я хотел попасть в каждый угол мозга человека, который работает подобным образом каждый день .
Очарованный этой идеей, Скорсезе срочно позвонил самому Пиледжи в его офис в редакции журнала New York . Писатель отсутствовал в здании, и режиссёр сказал его секретарю, чтобы Пиледжи обязательно ему перезвонил . По прибытии в редакцию Пиледжи не обнаружил на рабочем месте своего секретаря, однако нашёл записку, в которой было сказано о том, что ему звонил сам Скорсезе . Писатель не поверил и выбросил её в мусорную корзину с мыслями, что это очередной розыгрыш от его коллеги, кинокритика Дэвида Денби . Так и не дождавшись звонка, Скорсезе добрался до дома Пиледжи и сообщил ему, что разыскивал его книгу годами . Не ожидая такого признания, Пиледжи сказал, что ждал встречи с ним всю свою жизнь, а в качестве режиссёра экранизации своего романа рассматривал только его .
Продюсером грядущей ленты стал старый знакомый Скорсезе Ирвин Уинклер , уже продюсировавший фильмы режиссёра: « Нью-Йорк, Нью-Йорк » и « Бешеный бык » . На место сценариста Скорсезе с самого начала метил самого автора книги — Николаса Пиледжи . Писатель мало что знал в области написания сценариев, но режиссёр обучил его основам этого дела . В ранних набросках сценария история рассказывалась в хронологическом порядке, но позже к Скорсезе пришла идея о том, что в начале фильма обязательно надо вставить сцену с убийством Билли Бэттса, чтобы «подцепить» аудиторию .
Проект пришлось отложить на несколько лет из-за занятости Скорсезе на съёмочных площадках других запланированных фильмов . По истечении этого периода режиссёр стал задумываться, стоит ли ему возвращаться к гангстерским картинам . Тогда же он отдал финальный вариант сценария именитому кинорежиссёру и сценаристу Майклу Пауэллу , чтобы тот одним глазом взглянул на него . На тот момент Пауэлл был женат на монтажёре Тельме Скунмейкер , одной из муз самого Скорсезе . Ознакомившись с настолько уникальным и новым подходом к гангстерскому жанру, как у Скорсезе, супруги убедили режиссёра в необходимости создания фильма . «Это ошеломляющий сценарий, который поможет сделать замечательный фильм», — писал Пауэлл в письме к Скорсезе .
Я хотел попасть в этот фильм и с давних пор был восхищён Де Ниро и Скорсезе. А теперь я здесь, с ними обоими. Они великие. Мне нравится их увлечение и страсть съёмочным процессом.
После четырёх лет подготовки Скорсезе наконец-то мог признаться самому себе, что готов к съёмкам . Первое, что он хотел сделать, это поменять рабочее название будущего фильма . Так как «Умником» уже назывался и телесериал, и комедия Брайана Де Пальмы , Скорсезе решил назвать ленту «Славными парнями» . Вскоре он столкнулся с ещё одной проблемой: кинокомпания Warner Bros. отказывалась продюсировать фильм, если в одной из ведущих ролей не будет ни одной суперзвезды Голливуда . Тогда Скорсезе вспомнил о близком друге Роберте Де Ниро , показал ему сценарий, и спросил, кого он хочет видеть в роли Джимми Конуэя . Де Ниро прочитал и ответил: «Самого себя» . Warner Bros. согласилась выделить на разработку фильма 26 миллионов долларов .
Следующим состоялся кастинг на главную роль Генри Хилла . Де Ниро помог Скорсезе и здесь, выдвинув кандидатуру «парня из „ Дикой штучки “», как он сам сказал — Рэя Лиотты . Лиотта, как оказалось, уже читал книгу Пиледжи и вжился в роль, как будто никогда не выходил из образа .
На роль Карен Хилл, жены Генри, Скорсезе предполагал взять Лоррейн Бракко . Тогда она была замужем за актёром и близким другом Скорсезе Харви Кейтелем и уже пробовалась на одну из ролей в чёрной комедии режиссёра « После работы » . Для определения того, подходит ли Бракко на роль, Скорсезе пригласил её и Рэя Лиотту в свою квартиру, где у них состоялся трёхчасовой разговор . После его окончания режиссёр утвердил её на роль Карен .
Джо Пеши , сыгравший самого запоминающегося и харизматичного персонажа фильма, позже признавался, что Скорсезе предоставлял актёрам полную свободу действий и импровизаций . Наконец, сами съёмки картины проходили весной и летом 1989 года частично в Куинсе , районе Нью-Йорка, а частично на Лонг-Айленде .
Фильм был положительно воспринят большинством мировых кинокритиков, многие из которых поставили его на первое место в своих списках лучших картин года . Лента была признана абсолютной классикой гангстерского кино и идеальным образцом режиссуры . На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения в 97 % .
Дата церемонии | Премия | Категория | Лауреаты и номинанты | Результаты |
---|---|---|---|---|
1990 | Британское общество кинооператоров | «Лучшая операторская работа» | Михаэль Балльхаус | Номинация |
Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучший режиссёр» | Мартин Скорсезе | Победа | ||
«Лучший актёр второго плана» | Джо Пеши | Победа | ||
«Лучшая актриса второго плана» | Лоррейн Бракко | Победа | ||
«Лучшая операторская работа» | Михаэль Балльхаус | Победа | ||
Национальный совет кинокритиков США | «Лучший актёр второго плана» | Джо Пеши | Победа | |
Круг кинокритиков Нью-Йорка | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучший режиссёр» | Мартин Скорсезе | Победа | ||
«Лучший актёр» | Роберт Де Ниро |
Победа
(также за « Пробуждение ») |
||
«Лучший актёр второго плана» | Джо Пеши | Номинация | ||
Венецианский кинофестиваль | «Серебряный лев» за лучшую режиссуру | Мартин Скорсезе | Победа | |
«Выбор зрителей» | Победа | |||
«Выбор критиков» | Победа | |||
1991 | « Оскар » | «Лучший фильм» | Ирвин Уинклер | Номинация |
«Лучший режиссёр» | Мартин Скорсезе | Номинация | ||
«Лучший актёр второго плана» | Джо Пеши | Победа | ||
«Лучшая актриса второго плана» | Лоррейн Бракко | Номинация | ||
«Лучший адаптированный сценарий» | Мартин Скорсезе, Николас Пиледжи | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Тельма Скунмейкер | Номинация | ||
Общество киномонтажёров США | «Лучший монтаж» | Тельма Скунмейкер | Номинация | |
BAFTA | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Мартин Скорсезе | Победа | ||
«Лучший адаптированный сценарий» | Мартин Скорсезе, Николас Пиледжи | Победа | ||
«Лучший дизайн костюмов» | Победа | |||
«Лучший монтаж» | Тельма Скунмейкер | Победа | ||
«Лучший актёр» | Роберт Де Ниро | Номинация | ||
«Лучшая операторская работа» | Михаэль Балльхаус | Номинация | ||
« Бодил » | «Лучший зарубежный фильм» | Победа | ||
Общество кинокритиков Бостона | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучший режиссёр» | Мартин Скорсезе | Победа | ||
«Лучший актёр второго плана» | Джо Пеши | Победа | ||
Ассоциация кинокритиков Чикаго | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучший режиссёр» | Мартин Скорсезе | Победа | ||
«Лучший актёр второго плана» | Джо Пеши | Победа | ||
«Лучшая актриса второго плана» | Лоррейн Бракко | Победа | ||
«Лучший сценарий» | Мартин Скорсезе, Николас Пиледжи | Победа | ||
«Лучший актёр» | Роберт Де Ниро | Номинация | ||
« Сезар » | «Лучший зарубежный фильм» | Номинация | ||
Гильдия режиссёров Америки | « Лучшая режиссёрская работа » | Мартин Скорсезе | Номинация | |
Премия Эдгара Аллана По | «Лучший фильм» | Номинация | ||
Fotogramas de Plata | «Лучший зарубежный фильм» | Победа | ||
« Золотой глобус » | «Лучший фильм — драма» | Номинация | ||
«Лучший режиссёр» | Мартин Скорсезе | Номинация | ||
«Лучшая мужская роль второго плана» | Джо Пеши | Номинация | ||
«Лучшая женская роль второго плана» | Лоррейн Бракко | Номинация | ||
«Лучший сценарий» | Мартин Скорсезе, Николас Пиледжи | Номинация | ||
« Серебряная лента » | «Лучший режиссёр зарубежного фильма» | Мартин Скорсезе | Номинация | |
Круг кинокритиков Канзаса | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучший режиссёр» | Мартин Скорсезе | Победа | ||
«Лучший актёр второго плана» | Джо Пеши | Победа | ||
Национальное общество кинокритиков США | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучший режиссёр» | Мартин Скорсезе | Победа | ||
«Лучший актёр» | Роберт Де Ниро | Номинация | ||
«Лучший актёр второго плана» | Джо Пеши | Номинация | ||
Гильдия сценаристов США | «Лучший адаптированный сценарий» | Мартин Скорсезе, Николас Пиледжи | Номинация |