Interested Article - Ёсида, Ёсисигэ

Ёсисигэ Ёсида ( яп. 吉田 喜重 Ёсида Ёсисигэ , 16 февраля 1933 , Фукуи 8 декабря 2022 , Сибуя , Токио ), также известен как Кидзю Ёсида (по «онному» чтению тех же иероглифов личного имени)) — японский кинорежиссёр и сценарист. Считается одним из самых художественно амбициозных, политически проницательных и влиятельных режиссёров послевоенного авторского японского кинематографа , наряду с Нагисой Осимой и Масахиро Синодой был одним из ярких представителей так называемой «Новой волны „Офуна“» (течения молодых кинематографистов студии «Офуна» кинокомпании « Сётику », возникшем на рубеже 1950-х 1960-х годов).

Биография

Ранние годы

Ёсида родился в городе Фукуи в семье инженера. После окончания средней школы в 1947 году юноша поступил в специальное учебное заведение с углублённым изучением французского языка. Ещё в школьные годы он начал писать стихи и пьесы, и одно из его стихотворений получило Золотой приз на конкурсе радиовещательной компании Эн-Эйч-Кей .

В 1951 году Ёсида поступил на филологический факультет Токийского университета , где избрал своей специальностью французскую литературу. Уже в студенческие годы он написал роман, а также стал с группой однокашников издавать журнал «Косо» («Идеи»). О какой бы то ни было работе в кино он и не задумывался, да и кинематографом особо не интересовался, решив посвятить себя изучению французской литературы . Однако в 1955 году, после смерти отца, ему пришлось задуматься, как прокормить оставшихся младших братьев, и он в поисках работы находит место на студии «Офуна», принадлежащей компании «Сётику».

Карьера в кино

Среди его сверстников и коллег, работавших в то время на студии «Офуна», были Нагиса Осима , Цутому Тамура и другие, которые, объединившись, начали издавать журнал «Ситинин» («Семеро»), где печатали собственные киносценарии. Опубликованный в одном из номеров сценарий Ёсиды «Надгробие на берегу моря» привлёк знаменитого режиссёра студии Кэйсукэ Киноситу , который возьмёт начинающего кинематографиста под свою опеку, сделав его своим ассистентом. В течение пяти лет Ёсида проработает ассистентом режиссёра у Киноситы, пока в 1960 году не дебютирует самостоятельной постановкой « ». Героями его дебютной киноленты стали четверо молодых парней, находящихся на распутье, проводящих жизнь в праздности и бездуховности, что неминуемо приведёт их к преступлению. Время создания и выпуска фильма на киноэкраны совпало с выходом нескольких дебютов молодых студийных кинематографистов, что позволило заговорить о появлении "Новой волны студии «Офуна» (по аналогии с появившейся в те же годы «Новой волной» во французском кино ). Кроме Ёсиды, к группе режиссёров, которых критика относила к "Новой волне «Офуна», причислялись также Нагиса Осима , Масахиро Синода , Ёдзи Ямада и др. Когда и на других студиях, или вне студийной системы, среди независимых кинематографистов появились ещё дебютанты, бросавшие вызов традиционному кинематографу, то движение это уже стали называть не "Новой волной «Офуна», а «Новой волной японского кино».

В 1962 году на студию «Офуна» пришла уже известная актриса Марико Окада , дочь рано ушедшего из жизни звезды немого кино Токихико Окады с предложением экранизации романа Синдзи Фудзибары «Горячие источники Акицу». Ёсида берётся за эту работу, а спустя два года он и Марико Окада регистрируют свои отношения . С тех пор актриса стала не только супругой режиссёра, но и его музой, неизменно исполняя главные роли в его постановках.

В 1964 году , после того как руководству компании «Сётику» не понравится концовка его фильма « » и без ведома режиссёра финальные сцены были изъяты, Ёсида покинул студию, создав в 1966 году собственную продюсерскую фирму Gendai Eigasha (Общество современного кино).

В своих фильмах режиссёр, используя стилистику авторского интеллектуального кинематографа, часто обращается к прошлому, тесно переплетая политику и секс. Наиболее яркой и обсуждаемой его работой стала кинолента « Эрос + убийство » ( 1969 ), поставленная на материале жизни известного анархиста Сакаэ Осуги , выступавшего среди прочего за свободную любовь и отрицание моногамии.

После провала в 1973 году его фильма « », режиссёр уедет на несколько лет в Мексику для разработки нового сценария, но по экономическим соображениям проект будет закрыт. После операции на желудке супруга уговорит его покинуть кинематограф и Ёсида ещё долго не выйдет на съёмочную площадку, сделав лишь небольшое исключение в 1977 году для постановки документального фильма «Рассказ о Садахару Оо». Только в 1986 году его первый, после длительного перерыва, фильм « » будет представлен во внеконкурсном показе Каннского кинофестиваля . Следующая же кинолента « » ( 1988 ) будет показана уже в конкурсе Канн , номинируясь тем самым на Золотую пальмовую ветвь . С 1990 по 1995 годы Ёсисигэ Ёсида проведёт во Франции , где будет ставить оперные спектакли (среди прочего « Мадам Баттерфляй » в ) и снимет несколько документальных лент, в том числе одну из новелл для киноальманаха к 100-летию кино « Люмьер и компания » ( 1995 ).

Последняя его работа датирована 2004 годом (новелла, снятая в Бразилии для документального киноальманаха «Добро пожаловать в Сан-Паулу»). Ретроспективные показы его фильмов проходили в 2003 году в рамках 27-го международного кинофестиваля в Сан-Паулу (где состоялась премьера «Добро пожаловать в Сан-Паулу»), в 2008 году 26 марта по 19 мая ) в Центре Жоржа Помпиду в Париже и в феврале 2010 года на кинофестивале в Роттердаме . С 20 октября по 11 ноября 2016 года ретроспектива фильмов Ёсисигэ Ёсиды была проведена в Государственной Третьяковской галерее в Москве .

Фильмография

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. . Дата обращения: 10 июня 2014. Архивировано из 14 июля 2014 года.
  3. Генс, Инна Юлиусовна . «Бросившие вызов: Японские кинорежиссёры 60-70-Х ГГ.» / Послесов. В. Цветова; ВНИИ Искусствоведения. — М. : Искусство, 1988. — 271 С. (стр. 60-77).
  4. [ . Дата обращения: 10 июня 2014. 28 марта 2016 года. IMDb-Biography (англ.) ]
  5. от 4 января 2023 на Wayback Machine на сайте Японского фонда (рус.)

Ссылки

Литература

  • Генс, Инна Юлиусовна . «Бросившие вызов: Японские кинорежиссёры 60—70-х гг.» / Послесов. В. Цветова; ВНИИ Искусствоведения. — М. : Искусство, 1988. — 271 С. (стр. 60—77) — ISBN 5-1281782 (ошибоч.)
Источник —

Same as Ёсида, Ёсисигэ