Эфрусси (банкирская династия)
- 1 year ago
- 0
- 0
Елена Самойловна Эфрусси ( 1 апреля 1904 , село Богородское (ныне в черте Москвы) — 28 апреля (по другим данным 29 апреля) 1991 , Москва ) — советский музыкальный педагог , преподаватель фортепиано в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных , автор методических пособий по игре на фортепиано.
Родилась в 19 марта (1 апреля) 1904 года в еврейской купеческой семье, перебравшейся в Москву из Кишинёва в 1900 году. Получила хорошее общее образование в семье и в Первой городской гимназии на Знаменке (свободно владела французским и немецким языками). По удивительному совпадению в здание, где когда-то находилась гимназия, в 1962 году переехала Московкая средняя специальная музыкальная школа имени Гнесиных , где более сорока лет работала Эфрусси. После Октябрьской революции родители эмигрировали во Францию, и она в 15 лет осталась в Москве вместе со старшей сестрой Зинаидой. Для обеспечения жизни в послереволюционные годы уже с 13 лет ей пришлось давать уроки французского и немецкого, а также и русского языка в различных домах. Больше с родителями она не виделась (вела только переписку), а с братом встретилась единственный раз в 1962 году, когда он приехал в Москву на научный конгресс.
Музыкой начала заниматься частным образом в детстве. Затем училась в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (среди ее педагогов там — М. С. Неменова-Лунц). После его закрытия в 1921 году была вместе с еще двумя учениками отобрана к зачислению без экзаменов в Московскую консерваторию. Здесь ее основным наставником стал Григорий Петрович Прокофьев (1884—1962). Он был крупным исследователем в области фортепианного исполнительства, методики и педагогики и основал в консерватории Инструкторско-педагогический факультет, а в составе Государственного института музыкальной науки — ГИМН — Научно-исследовательскую музыкально-педагогическую лабораторию. Поддерживая интерес Е. С. Эфрусси к педагогике, Прокофьев привлек свою ученицу к экспериментальным исследованием в лаборатории, сотрудником которой она стала, не окончив консерваторию (отсутствие законченного высшего образования не помешало Эфрусси стать не только специалистом высокого класса, но и пользоваться значительным авторитетом среди педагогов-музыкантов, неоднократно приглашавших ее выступать на курсах повышения квалификации). . Будучи сотрудницей лаборатории, изучала процесс воспитания слуховых представлений и навыков у начинающих пианистов. Результаты ее практических исследований отражены и в трудах лаборатории, и в фундаментальном труде Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей» . В лаборатории она оставалась работать до ее закрытия в 1941 г. , параллельно вела занятия и в музыкальных школах.
В 1941—1943 годах находилась в эвакуации в Чувашской АССР , где также преподавала (некоторое время среди ее учеников был Андрей Эшпай ). По возвращении в Москву работает в Детской музыкальной школе Ленинградского района , а с 1949 года (первое время совмещая с прежней работой) она приглашается в качестве педагога специального фортепиано в Московскую среднюю специальной музыкальную школу имени Гнесиных (Гнесинскую десятилетку) , где трудится до конца жизни. Е. С. Эфрусси быстро становится одним из ведущих педагогов школы, завоевывает признание как среди коллег, так и у многих музыкальных педагогов Москвы и других городов. Вместе со своими ближайшими коллегами она готовит к изданию сборники, ставшие важным методическим подспорьем для педагогов музыкальных школ, обогатившим репертуар учащихся как этюдами на различные виды техники, так и редко исполняемыми произведениями И. С. Баха .
За долгие годы работы Эфрусси воспитала множество музыкантов. Главная отличительная черта ее педагогики — бесконечная любовь к детям и неизменный интерес к их творческому развитию. К ученикам она относилась чрезвычайно бережно, чутко улавливая индивидуальность каждого и стараясь способствовать подлинному ее развитию — пробуждению фантазии, интереса и широты взгляда по отношению к музыке, глубины проникновения и искренней человеческой отдачи в исполнительском творчестве. Не формулируя каких-то единых методических догматов (во время консультаций младших коллег она неоднократно подчеркивала, что «с каждым учеником все забывается и начинается заново»), ее колоссальный опыт позволял применять целый комплекс важнейших принципов, среди которых — непримиримость в вопросах высокого музыкантского вкуса, недопустимость «бездушной» игры «одними руками», постепенность в развитии, исключающая ускоренное усложнение репертуара. Среди многих любимых способов технической работы — игра на крышке рояля и с закрытыми глазами.
Дружила и много лет жила в одной квартире с педагогом Анной Павловной Кантор (на 3-й Фрунзенской улице , дом 9, квартира 32). Оказала большое влияние на формирование в детские годы Евгения Кисина, по его собственным словам .
Огромная любовь к Елене Самойловне Эфрусси учеников, коллег, друзей была откликом на ее удивительную доброжелательность, общительность, склонность к юмору, а также редкостную интеллигентность, выражавшуюся и в подлинной скромности.
Среди воспитанников Е. С. Эфрусси в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных : композитор Давид Тухманов , концертирующие пианисты Михаил Оленев — профессор Московской консерватории, Владимир Бакк, Аня Алексеева (Маневская), Лариса Оберфельд, Ксения Башмет, органистка и музыковед Оксана Фадеева, музыкальный критик Юлия Бедерова, пианисты — солисты, педагоги и концертмейстеры Петр Изотов, Наталия Ардашева, Евгений Гутман, Юлия (Джулия) Зильберквит, Татьяна Саркисова, Ирэн Крупицкая, Ольга Цехановская (Игнаткина), Алексей Дашков и многие другие.