Комета (корпорация)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Корпорация „Святые моторы“» ( англ. Holy Motors ) — художественный фильм 2012 года режиссёра Леоса Каракса . Фильм стал первой полнометражной картиной режиссёра после более чем десятилетнего перерыва, за время которого он снял лишь одну из новелл киноальманаха « Токио! ».
Главную роль в фильме исполнил постоянный актёр Каракса Дени Лаван ; также задействованы Эдит Скоб , Кайли Миноуг , Ева Мендес и Мишель Пикколи . Фильм посвящён памяти Катерины Голубевой — жены Каракса, умершей в 2011 году .
Премьера фильма состоялась в конкурсной программе Каннского фестиваля . Фильм вышел во французский прокат в июле 2012 года и был признан журналом « Кайе дю синема » лучшим за год.
В прологе спящий человек ( Леос Каракс ) просыпается от шума волн, слышного в его комнате. Он обнаруживает в стене потайную дверь, сквозь которую входит в тёмный зал кинотеатра , где неподвижные зрители смотрят фильм, который и разбудил героя.
В основной части показан один день из жизни человека по имени месье Оскар ( Дени Лаван ), который перемещается по Парижу в длинном белом лимузине с личным водителем Селин ( Эдит Скоб ).
Рано утром Оскар в образе пожилого банкира выходит из дома в Ивелине ( ) и садится в лимузин, где по мобильному телефону обсуждает деловые вопросы. Затем он спрашивает у Селин, много ли у него на сегодня встреч, на что та отвечает, что их девять и материал по первой встрече лежит на сиденье в папке. Месье Оскар изучает папку и в следующий раз выходит из лимузина уже в образе сгорбленной старушки, которая собирает милостыню на мосту Александра III .
Затем Оскар переодевается в лимузине для следующей встречи (как и для всех встреч, информацию о том, что надо делать, он изучает непосредственно перед этим). В чёрном обтягивающем костюме с датчиками он заходит в тёмный зал, где выполняет различные движения, фиксируемые камерами . Затем в зале появляется женщина в красном с аналогичными датчиками, с которой Оскар изображает страстную сцену любви, на основе которой создаётся анимация с монстрами .
Следующий образ Оскара — господин Дерьмо (из фильма «Токио!»), который через канализационный люк проникает на кладбище , где на каждой могильной плите написано «Посетите мой сайт». Там же происходит фотосессия супермодели Кей М. ( Ева Мендес ), которую господин Дерьмо похищает и приводит в подземелье. Там он перекраивает её одежду, чтобы та скрывала лицо и плечи, а затем засыпает, положив голову ей на колени; красавица поёт чудовищу колыбельную .
Уже темнеет, и следующая роль Оскара — отец девочки, которую он забирает с вечеринки. По дороге домой оказывается, что девочка сначала обманула отца, сказав, что вечеринка удалась и она много танцевала — оказывается, на самом деле, девочка, стесняясь своей внешности, сразу заперлась в ванной и сидела там всё время.
Далее следует « антракт », в котором Оскар играет на гармошке в здании церкви, а затем к нему присоединяется толпа других музыкантов (исполняется кавер-версия песни Let My Baby Ride блюзмена ).
В следующем воплощении герой — человек по имени Алекс, который должен убить некоего Тео (они двойники, однако Алекс брит наголо, а у Тео длинные волосы и борода). Вначале они обсуждают какое-то происшествие, за которое отвечает Тео. Убив Тео, Алекс бреет его и надевает на него свою одежду, однако умирающий Тео сам вонзает нож в Алекса. Алекс в крови едва добирается до лимузина .
В лимузине Оскар беседует с оказавшимся там человеком с родимым пятном на лице ( Мишель Пикколи ), возможно, своим работодателем. Он жалуется ему, что ему «не хватает камер», однако он продолжает работать, как раньше.
Проезжая мимо кафе, Оскар просит Селин остановить машину, выбегает с пистолетом и стреляет в сидящего за столиком банкира (из своего первого воплощения). Оскара расстреливают телохранители банкира, а Селин уводит его, говоря, что они могут опоздать.
Далее герой предстаёт в образе глубокого старика месье Вогана, который лежит в постели в номере отеля, рядом с ним огромный чёрный пёс. К нему подходит молодая женщина, его племянница. Они беседуют, понимая, что месье Воган при смерти. После последнего вздоха старика Оскар и девушка расходятся, так как у каждого дальше запланированы другие «встречи».
По дороге лимузин сталкивается с другим белым лимузином, в котором Оскар видит свою бывшую возлюбленную Эву ( Кайли Миноуг ), с которой они давно расстались. Они бродят по закрытому на ремонт универмагу La Samaritaine и выходят на крышу. Эва поёт Оскару песню ( Who were we? ), однако затем ему надо уходить, так как у неё следующая «встреча». Выйдя на улицу, Оскар видит, что Эва в образе стюардессы бросилась с крыши здания.
Селин подвозит Оскара к дому, где состоится его последняя встреча и где он проведёт ночь. Они расстаются до завтра. Оскар заходит в дом и зовёт жену и дочь, которыми оказываются обезьяны . Селин возвращается на стоянку фирмы Holy Motors , куда в это время заезжают десятки белых лимузинов. Там она надевает маску, которую исполняющая эту роль актриса ( Эдит Скоб ) носила в культовом фильме Жоржа Франжю « Глаза без лица » (1960). Когда водители уходят из гаража, лимузины, мигая фарами, обмениваются репликами по поводу прошедшего дня.
На протяжении нескольких лет Каракс пытался найти финансирование для большого англоязычного фильма, однако не преуспел в этом и решил напомнить о себе после долгого отсутствия более скромной постановкой . Хотя первоначально не исключалось участие в фильме как Дени Лавана, так и Жюльет Бинош , уже игравших у Каракса, в итоге Бинош не была задействована в фильме. Тем не менее, в нём снялись такие звёзды, как Ева Мендес и Кайли Миноуг.
Съемки проходили с сентября по ноябрь 2011 года в Париже. Одной из ипостасей героя Лавана выступает подземный житель «мсье Мерд» , впервые появившийся в киноновелле, созданной Караксом для киноальманаха «Токио!» . Легендарного Мишеля Пикколи планировали загримировать до неузнаваемости и представить в титрах под вымышленным именем, однако, когда сведения о его участии в фильме попали в прессу, от этой идеи пришлось отказаться. Ева Мендес в гриме напомнила некоторым зрителям Эми Уайнхаус .
Премьерный показ фильма в Каннах вызвал восторг у аудитории.
Антон Долин в репортаже из Канн назвал фильм «горькой и забавной, счастливой и нелепой, абсурдной и логичной картиной», отметив, что новый фильм режиссёра — «это два часа головокружительной свободы» и что «у зрителей его картина, как и в случае с прежними его фильмами, вызвала шок, эффект контузии кинематографом, который, раз испытав, хочется пережить снова» .
По наблюдению Валерия Кичина , Каракс свой фильм «строит по законам театрального действа.. как в цирке, составляет действо из интермедий… воодушевляется сказкой Гофмана о человеке, который находит у себя в спальне тайную дверь в оперный театр» .
Андрей Плахов раскритиковал неуклюжий, по его мнению, русский перевод названия, обратив внимание на то, что по сути «речь идёт о священных моторах авторского вдохновения» . В своём отзыве он уподобил « барочную экстатическую поэму» Каракса некоторым лентам сюрреалиста Жана Кокто .
Не менее высокую оценку получила фантазия Каракса и в зарубежной прессе . На страницах The New York Times Манола Даргис определила новую работу режиссёра как «сон о фильмах, который воспринимается как фильм о снах» . Хотя «временами кажется, что фильм склеен из множества других кинолент», она включила «Святые моторы» в лучшую десятку фильмов за год. Поскольку главный герой работает на нечто, более всего напоминающее Бога, это фильм о создании фильмов и об «экстазе творения», рассуждает рецензент .
Джим Хоберман считает, что в сцене с убийством двойника «фильм ранит сам себя, из области чистой иррациональности спускаясь на уровень театрализованного кончетто , не дотягивающего до уровня Риветта и замешанного на космологии из репертуара Чарли Кауфмана » .
Песня «Who Were We» в исполнении Кайли Миноуг , написанная Нилом Хэнноном , была номинирована на International Online Cinema Awards в категории «Лучшая оригинальная песня» .