Interested Article - Последнее танго в Париже

«После́днее та́нго в Пари́же» ( итал. Ultimo Tango a Parigi ) — эротический фильм режиссёра Бернардо Бертолуччи , вышедший на экраны в 1972 году . Главные роли исполняют Марлон Брандо и Мария Шнайдер .

Две номинации на премию « Оскар »: за режиссуру Бернанрдо Бертолуччи и актёрскую работу Марлона Брандо (седьмая и последняя в карьере Брандо номинация на «Оскар» в ведущей мужской актёрской категории). Картина заняла 48-е место в списке 100 лучших американских мелодрам по версии AFI . Фильм сочетает в себе элементы эротической и философской мелодрамы.

Сюжет

Сорокапятилетний американец по имени Пол и его жена Роза содержат небольшой отель в Париже . У Розы есть любовник Марсель (уже около года), проживающий в этом же отеле. По не озвученным в фильме причинам Роза совершает самоубийство в одной из комнат отеля. В этот же день её муж, прогуливаясь неподалёку, замечает двадцатилетнюю девушку Жанну, которая собирается снять квартиру в доме рядом с отелем. Пол делает вид, что тоже интересуется квартирой. При осмотре квартиры по инициативе Пола они вступают в половой контакт. Пол снимает эту квартиру, и любовники начинают встречаться там для интимных отношений.

Пол отказывается сказать Жанне своё имя и не разрешает ей называть своё. Он также отказывается что-либо рассказывать о себе и запрещает Жанне рассказывать о себе. Он ведёт себя с ней грубо и пренебрежительно, постоянно говорит и делает гадости. Сначала Жанне нравятся такие правила, однако вскоре она начинает злиться, и отношения начинают её тяготить.

Между тем, у Жанны уже давно есть жених Том — молодой начинающий режиссёр, который снимает Жанну в своём фильме «Портрет девушки». Вскоре Том предлагает Жанне выйти за него замуж. Она соглашается.

Тем временем готовятся похороны Розы — жены Пола. Пол заходит в комнату, где лежит её тело, убранное цветами. Там он произносит эмоциональный монолог , обращённый к умершей жене, в конце которого плачет, просит у неё прощения и говорит, что тоже собирается покончить с собой, только не знает как и ищет способ.

Вскоре Жанна, как обычно, приходит в квартиру к Полу и видит, что он выехал. Жанна расстроена. Через какое-то время Пол подходит к ней на улице. Она говорит ему, что всё кончено. Пол предлагает возобновить отношения на новых условиях и начинает рассказывать о себе. Пол приводит её в заведение, где проходит конкурс среди пар, танцующих танго . Там он продолжает настаивать на продолжении отношений. Жанна отказывает всё настойчивей. Затем она убегает, Пол преследует её и продолжает гнаться за ней по улице. Жанна добегает до дома своей матери и пытается спрятаться в квартире, но Пол врывается туда. Там он просит Жанну назвать своё имя. Она называет и в тот же момент стреляет в него из пистолета своего покойного отца. Пол умирает.

Создание

Сюжет во многом основан на сексуальных фантазиях самого Бертолуччи. На его идеи в этом фильме также оказали влияние картины Фрэнсиса Бэкона .

Изначально Бертолуччи планировал снимать в главных ролях Доминик Санда и Жана-Луи Трентиньяна , но последний отказался, а когда на роль согласился Марлон Брандо, оказалось, что Санда беременна, и ей нашли замену в лице Марии Шнайдер.

Самым публично обсуждаемым эпизодом стала крайне откровенная «сцена с маслом», в которой герой использует сливочное масло в качестве лубриканта . Изначально масла не было в сценарии изнасилования. В 2013 году режиссёр в интервью газете The Guardian признался, что актрису решили не предупреждать о масле, чтобы добиться от неё настоящей реакции . «Я чувствовала себя униженной и, честно говоря, даже изнасилованной. К счастью, мы обошлись одним дублем. <…> С тех пор я больше не ем масла — только оливковое», — призналась в 2007 году Мария Шнайдер .

Большая часть реплик Пола — импровизация Брандо. При этом актёр отказывался учить текст и записывал отдельные реплики на карточках, которые расставлял на съёмочной площадке, а Бертолуччи приходилось искать ракурсы, с которых эти карточки не видны. Брандо, как и Шнайдер, негативно отзывался о съёмках в фильме, заявив, что никогда больше не будет сниматься в подобных картинах. Более 15 лет после окончания съёмок Брандо не общался с Бертолуччи.

Релиз

Первоначально полная версия фильма имела хронометраж около 4 часов. Ленту пришлось изрядно сократить для стандарта кинотеатров, в итоге окончательная версия намного короче — всего 129 минут. Так называемая «режиссёрская версия» имеет хронометраж 136 минут. Все диалоги в фильме идут на английском и французском языках.

Через 10 лет после премьеры фильма, в 1982 году, студия United Artists выпустила новую версию картины, которая получила рейтинг R , вместо рейтинга Х , который был присвоен фильму Бертолуччи в 1972 году. В новой версии фильм стал короче всего на одну минуту.

Фильм был запрещён к показу в Италии (1972—1986), Португалии (1973—1974), а также в Сингапуре , Новой Зеландии и Республике Корея .

Афрокубинский писатель, журналист и диссидент назвал свой роман « Последняя румба в Гаване » (2001), ссылаясь на фильм Бертолуччи. Кинокритик Сергей Кудрявцев отмечал, что немало зрителей и даже некоторые режиссёры, такие как Тинто Брасс , воспринимают небезынтересный фильм « Горькая луна » ( англ. Bitter Moon ) Романа Полански «эротическим триллером, а другие — неполучившимся ироническим парафразом на тему «Последнего танго в Париже» .

В ролях

Мария Шнайдер в роли Жанны

Награды и номинации

Награды

  • 1973 — специальная премия « Давид ди Донателло » ( Мария Шнайдер )
  • 1973 — приз «Серебряная лента» Итальянского национального синдиката киножурналистов лучшему режиссёру (Бернардо Бертолуччи)
  • 1974 — премия Национального общества кинокритиков США лучшему актёру (Марлон Брандо)

Номинации

Примечания

  1. от 6 марта 2016 на Wayback Machine . (англ.)
  2. от 7 декабря 2016 на Wayback Machine // The Guardian. (англ.)
  3. от 22 апреля 2020 на Wayback Machine . (англ.)
  4. от 16 июля 2019 на Wayback Machine // Коммерсантъ-Daily: газета. — 1993. — 11 сентября. № 174.
  5. от 16 июля 2019 на Wayback Machine // Коммерсантъ-Daily: газета. — 1996. — 15 июня. № 100. — С. 15.

Литература

  • Аркалли, Франко; Бертолуччи, Бернардо. Последнее танго в Париже // Киносценарии : журнал. — 1991. — № 1 . — С. 104—132 . — ISSN .

Ссылки

Источник —

Same as Последнее танго в Париже