Interested Article - Зисман, Иосиф Натанович
- 2020-09-29
- 1
Ио́сиф Ната́нович Зи́сман ( 15 мая 1914 , Киев , Российская империя, — 26 июня 2004 , Санкт-Петербург , Российская Федерация) — российский советский живописец, график, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР) .
Биография
Зисман Иосиф Натанович родился 15 мая 1914 года в Киеве. В 1919 году во время погрома, учинённого белобандитами, орудовавшими под Киевом, погибли его родители. С пятилетнего возраста вместе со старшей сестрой воспитывался в киевском детском доме. В конце 1920-х занимается в киевском художественном техникуме «Культурлига».
В 1931 году приезжает в Москву, работает художником на фабрике «Диафото». В 1933—1934 годах живёт на Дальнем Востоке, в Биробиджане, преподаёт рисование и черчение в средней школе и педагогическом техникуме. В 1934—1937 годах, после возвращения в Москву, учится в Московском институте повышения квалификации художников по классу живописи у Бориса Иогансона.
В 1937 году призывается в Красную Армию. С перерывами служит до 1953 года. Участник Великой Отечественной войны, награждён медалью «За отвагу», а также орденом Великой Отечественной войны I степени. В 1947 году принят в члены Ленинградского Союза советских художников . С этого времени участвует в выставках ленинградских художников. Пишет пейзажи, портреты, в 80-90-е - фигурные композиции и жанровые сцены. Первая персональная выставка состоялась в 1984 году в залах Ленинградского Союза художников .
Скончался 26 июня 2004 года в Санкт-Петербурге на 91-м году жизни.
Произведения И. Н. Зисмана находятся в музеях и частных собраниях в России, США, Германии, Израиле и других странах.
Художественные особенности
"Зисман — живописец в первую очередь, живописец по преимуществу. «Мне всегда было жаль тратить время на что-то, помимо живописи», — признается художник. Живопись держала его в безраздельном плену. Проявляя неутомимую любознательность, он исследует весь диапазон ее возможностей: работает на самых разных основах и самыми разными материалами; все пятьдесят лет творческой работы настойчиво изучает масляную живопись, ее свойства, ее «нрав». Постепенно сформировались предпочтения: втягивающие грунты, дающие характерную матовость, работа мастихином, позволяющая достаточно быстро проходить всю поверхность холста. Художник любит относительно небольшой формат, дающий возможность интенсивной живописной проработки каждого квадратного сантиметра поверхности."
"Один и тот же пейзаж, одно и то же место он может писать утром и вечером, днем и в сумерки, принося домой по шесть-семь листов за один день. В одном и том же пространстве он ищет различные «выражения лица», варьируя, поражаясь изменчивости мира, его многовариантности. Свобода обращения с цветом не только постоянный поиск художника, но и его смелость, подтверждение высокого мастерства. [...] В каждой новой своей работе художник ищет устойчивого равновесия, открывая красоту. Стремление поднять факт до обобщения, до события делает искусство Зисмана не только поразительно нежным, но и чрезвычайно нужным в сегодняшней зачерствелой жизни." Семен Ласкин.
"Зисман современен не внешне, а по сути. Он сделал свой выбор, позволяющий ему с максимальной адекватностью раскрыть свое «я». От импрессионизма (подобно М. Ларионову) он взял его «вывод» — отношение к картинной плоскости, к живописной ткани, обладающей своей органикой развития. Благодаря уникальному колористическому чутью художника она у него поистине драгоценна. Однако — отнюдь не отвлеченно-самоценна. И не столько потому, что относится к тому или иному мотиву. Мотив, как правило, сам по себе ничего не представляет, взятый наугад, наобум. Как говорит художник, его Таити — в Гурзуфе, а с одного места можно написать четыре этюда, лишь поворачивая мольберт в разные стороны. Но мотив представительствует от имени этого мира, этой жизни. Тончайшими нитями связан художник с нею. Она словно бы и удерживается его взором, и постоянно уходит, утекает от - или из - него, как и из каждого человека. Ибо мир и мастер - объект и субъект - предстают как нечто единое и неразрывное. Мир есть постольку поскольку есть художник, его видение, дыхание, душа. И художник раскрывается постольку, поскольку он приобщен к этому миру, растворен в нем. Поскольку постоянно творит, ткет свою грезу о реальности томительно переживая мираж существования.
Картины Зисмана подобны видениям. Жизнь в них замедленна. Замирает движение. И время смиряет свой бег, даруя некую просветленную паузу, словно перед расставаньем, или обещая что-то невозможное, хотя и мнящееся таким близким. Вот эта счастливая мука нераздельности души художника и мира, ощущение постоянного истаивания бытия и определяет особенности живописной ворожбы Зисмана." Лев Мочалов.
"Иосиф Зисман как художник достиг настоящей зрелости после семидесяти, в 1980—1990-е годы. В это время созданы его лучшие произведения, в это время его «мудрая живопись» обрела завершенный образ системы, в это время он наконец-то появился в зоне внимания. Позднее развитие (только выйдя на пенсию, Зисман обрел необходимую свободу для творчества), замедленность процесса «самосозидания» во многом обусловили собственную траекторию движения, не совпадающую ни с «левыми», ни с «правыми», ни с какими-либо другими общими тенденциями. Так же как и свою, оберегает художник суверенность созданного им мира. Он, этот мир, связан с реальностью (оттуда родом все сюжеты и герои), но будто отделен от нее незримой гранью. Преграда «сооружена» чисто живописными средствами: сложная цветовая гамма нюансирует сближенные тональности, его полотно словно светится изнутри, протяженные мазки втирают краску в поверхность холста, то делая ее густой и вязкой, то, наоборот, открывая структуру основы. Четкость изображения ослаблена, оно размыто, смазано, окутано плотной живописной тканью. Картины Зисмана поэтому ассоциируются не столько с натурой, сколько с восстановленными по памяти зрительными образами или даже с самим процессом вызова визуальных воспоминаний. Такому впечатлению способствует и бессобытийность сюжетов, превращенных в длящиеся состояния. Длительность оказывается внутренним свойством самой живописи — физически ощутим медленный ход кисти, время сокрыто в красочной многослойности, образующей «непрерывное» фактурное марево. Изображение не появляется внезапно и не грозит скорым исчезновением, равно как и не «экспонирует» наблюдателю своего постепенного становления. Мотив будто зависает в поле зрения, пребывает, продолжая при этом жить собственной — обособленной — жизнью: по холсту идут какие-то едва уловимые цветовые течения, скользят неясные тени, поверхность полотна испытывает чуть заметные колебания, красочное вещество материализуется, превращаясь в предметы и формы." Ирина Карасик
Персональные выставки
- 1934 год ( Биробиджан ).
- 1962 год ( Ленинград ): Ленинградская организация Союза художников РСФСР : .
- 1983 год ( Ленинград ): .
- 1984 год ( Ленинград ): Ленинградская организация Союза художников РСФСР .
- 1987 год ( Ленинград ): .
- 1994 год ( Санкт-Петербург ): Центральный выставочный зал «Манеж» .
- 2000 и 2013 гг. ( Санкт-Петербург ): Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме .
- 1997 и 2014 гг. ( Пушкин ): Государственный музей «Царскосельская коллекция» .
- 2002 , 2009 , 2012 , 2015 гг. ( Санкт-Петербург ): Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга .
- 2007 и 2014 гг. ( Санкт-Петербург ): галерея «Матисс клуб».
- 2004 год ( Санкт-Петербург ): выставочный зал IFA.
- 2011 год ( Санкт-Петербург ): Галерея искусств DiDi .
Выставки
- 1957 год ( Ленинград ): .
- 1958 год ( Ленинград ): .
- 1960 год ( Ленинград ): Выставка произведений ленинградских художников .
- 1972 год ( Ленинград ): .
- 1975 год ( Ленинград ): .
- 1978 год ( Ленинград ): Выставка произведений художников - ветеранов Великой Отечественной войны и других ленинградских живописцев.
- 1980 год ( Ленинград ): .
- 1981 год ( Ленинград ): Выставка произведений художников - ветеранов Великой Отечественной войны и других ленинградских живописцев.
- 1987 год ( Ленинград ): Выставка произведений художников - ветеранов Великой Отечественной войны .
- 2018 год ( Санкт-Петербург ): ( Эрарта ): "Безнадежные живописцы. Ленинградско-петербургская живопись"
Музеи
- Государственная Третьяковская галерея (Москва)
- Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
- Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
- Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП)
- Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург)
- Государственный музей «Царскосельская коллекция» ( Пушкин )
- государственные художественные музеи Архангельска, Саратова, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Сочи и других городов
Примечания
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1987. — с.100.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — с.392, 400, 402, 406, 444.
- Р.М.Коваль. Иосиф Натанович Зисман. Выставка произведений. Каталог / Л.В.Мочалов. — Ленинград: "Художник РСФСР", 1984. — С. 10. — 50 с.
- Семен Ласкин. Иосиф Зисман. К 90-летию со дня рождения. / Наталия Зисмаг. — Санкт-Петербург: Авангард на Неве, 2004. — С. 197. — 200 с. — ISBN 5-901751-30-2 .
- Л.В. Мочалов. Иосиф Зисман. К 90-летию со дня рождения. / Наталия Зисман. — Санкт-Петербург: Авангард на Неве, 2004. — С. 8. — 200 с. — ISBN 5-901751-30-2 ..
- Царскосельская коллекция. — Санкт-Петербург: ООО "П.Р.П.", 2006. — ISBN 5-901751-60-4 .
Источники
- — Л: Ленинградский художник, 1958. — с.15.
- — Л: Художник РСФСР, 1959. — с.13.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог . — Л: Художник РСФСР, 1961. — с.19.
- — Л: Художник РСФСР, 1974. — с.13.
- Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог . — Л: Художник РСФСР, 1980. — с.16.
- Выставка произведений художников — ветеранов Великой Отечественной войны . — Л: ЛОСХ РСФСР, 1978. — 3.
- — Л: Художник РСФСР, 1983. — с.14.
- Справочник членов Союза художников СССР. Том 2 . — М: Советский художник, 1979. — с.190.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1987. — с.49.
- Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны . — М: Союз художников России, 2000. — с.114.
- Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 — 1980s. — London: Izomar Limited, 1998.
- Иосиф Натанович Зисман. Выставка произведений. Каталог . — Ленинград: Художник РСФСР, 1984.
- Выставка произведений художников — ветеранов Великой Отечественной войны . — Л: ЛОСХ РСФСР, 1987. — с.3.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — с.392, 400, 402, 406, 444. ISBN 5-901724-21-6 , ISBN 978-5-901724-21-7 .
- А. В. Данилова. Группа одиннадцати как художественное явление в изобразительном искусстве Ленинграда 1960—1980 годов. //Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. № 3, 2010. С.160-164.
- Любимова, А. Б. Зисман Иосиф Натанович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб: Петрополис, 2014. С.410-412.
- Альбом "Безнадёжные живописцы". - Авангард на Неве, 2018
Ссылки
- . Нефиктивное образование, 2018 г.
См. также
- 2020-09-29
- 1