Interested Article - Смерть Виргинии (Шевченко)

Смерть Виргинии ( укр. Смерть Віргінії ) — рисунок Тараса Шевченко , выполненный им в 1836 году в Санкт-Петербурге . Один из рисунков на историческую тематику, созданных во время обучения у художника Василия Ширяева . Он изображает сцену смерти римлянки Виргинии .

Рисунок был подарен художником Василию Жуковскому и долгое время хранился в частных коллекциях в Европе, а затем в Пушкинском Доме в Ленинграде . В 1930 году передан в Институт Тараса Шевченко , затем хранился в различных украинских учреждениях, пока в 1948 году не вошёл в состав фондов Государственного музея Тараса Шевченко . Начиная с 1930 года, рисунок неоднократно экспонировался на различных выставках.

История рисунка

Рисунок был создан Тарасом Шевченко в 1836 году в Санкт-Петербурге, во время учёбы у художника Василия Ширяева. Последний учил своих учеников не только технике интерьерной росписи, но и рисовать работы на античную и мифологическую тематику в академическом стиле . Во время обучения у Ширяева, Шевченко создал ряд «сложных многофигурных композиций» на античную тематику . Одновременно, как посторонний ученик, Шевченко учился на классах Общества поощрения художников .

Вместе с несколькими другими работами 1835—1837 годов, рисунок был подарен художником своему товарищу, поэту Василию Жуковскому . Последний в 1841 году покинул Российскую империю и вывез рисунки в Европу . После смерти Жуковского его сын Павел передал часть родительской коллекции, вместе с рисунком Виргинии, коллекционеру Александру Онегину , завещавшему своё собрание Российской академии наук . С 1928 года рисунок вошёл в фонды Пушкинского Дома , через два года его передали в Институт Тараса Шевченко в Харькове . В 1940 году рисунок вошёл в состав фондов Центрального музея Тараса Шевченко в Киеве. После реорганизации музея, в 1948 году, рисунок хранится в Государственном музее Тараса Шевченко (с 1991 года Национальный музей Тараса Шевченко) под инвентарным номером г-315 . Состояние удовлетворительное .

Рисунок выполнен акварелью и тушью на листе бумаги размерами 25,2 × 35,7 сантиметра. В его левом нижнем углу есть авторская надпись, сделанная тушью: 1836 Шевченко . Рисунок был наклеен на паспарту , на обороте которого размещена надпись Т. Шевченко , а справа внизу — Собрание А. Θ. Онѣгина — Paris . Во время реставрации, в 1955 году, паспарту было отделено .

По разным сведениям, «Смерть Виргинии» впервые упоминается или в харьковской «Рабочей газете» (20.03.1930) , или в издании «Пушкинский дом. Выставка собраний А. Ф. Онегина» (1930). Искусствовед Алексей Новицкий включил рисунок «Смерть Виргинии» в восьмой том полного собрания сочинений Шевченко (1932), где он был впервые репродуцирован и прокомментирован .

Сюжет рисунка

Тарас Шевченко « Смерть Лукреции ». 1835 год

На рисунке изображена сцена убийства римлянки Виргинии . Она была дочерью центуриона Луция Виргиния и невесткой бывшего народного трибуна . Однако её полюбил патриций Аппий Клавдий Красс Региллен Сабин , который в то время председательствовал в коллегии децемвиров . После того как девушка отказала на ухаживания патриция, последний решил обратиться к хитрости. Его клиент Марк Клавдий объявил, что Виргиния на самом деле является его рабыней и заявил свои права на неё. Судья, кем был Аппий Клавдий Красс, признал девушку рабыней. Чтобы спасти дочь от рабства, возмущённый отец заколол ножом мясника Виргинию со словами: «Толь­ко так, дочь моя, я могу сде­лать тебя свобод­ной» . Этот поступок вызвал возмущение в народе и привел к свержению власти децемвиров. Тема рисунка была распространённой, в то время, в Академии художеств .

Искусствовед Дмитрий Степовик относит «Смерть Виргинии» к серии рисунков о смерти известных исторических персонажей . Рисунок похож размещением персонажей и изображением жестов на предыдущее произведение художника — « Смерть Лукреции ». Композиция рисунка остается двухплановой, хотя Шевченко здесь отказался от замкнутого пространства, разместив действие посреди улицы и создав проход в глубину. Одежда людей, фасады домов и сама римская улица имеют исторически достоверный вид. В отличие от «Смерти Лукреции», художник сделал рисунок цветным, раскрасив его акварельными красками. Благодаря этому Шевченко смог тонально выписать детали, например складки одежды, и более мягче и живописнее трактовать форму. Поведение и ориентированная на эффект жестикуляция персонажей произведения придают ему сценический характер. По мнению исследовательницы Анастасии Козулько, композиция «Смерти Виргинии» напоминает сцену из спектакля, потому что Шевченко ещё был «не в состоянии изобразить реальную ситуацию» .

Искусствовед считал основной сюжет рисунка «явственно говорящим», по его мнению, это «убийство отцом дочери, чтобы спасти её от рабства» . По мнению исследователя Николая Бурачека , рисунок мог быть перерисован с гравюр находившихся в коллекции Василия Ширяева . Искусствовед Александр Скворцов отмечал, что рисунок свидетельствует об «академической выучке» Шевченко, а развитие в рисунке глубины показывает влияние классицизма 1830-х годов .

Участие в выставках

Выставки, на которых экспонировался рисунок :

  • Выставка собраний О. Ф. Онегина. Ленинград. 1930
  • Шевченковская выставка. Харьков. 1930
  • Шевченко-художник. К 170-летию со дня рождения. Киев. 1984

Примечания

  1. , с. 35—36.
  2. , с. 580—581.
  3. , с. 850.
  4. , с. 183—185.
  5. , с. 359–361.
  6. (укр.) . Науково-освітній вебпортал «Тарас Шевченко» . Інститут телекомунікацій і глобального інформаційного простору НАН України. Дата обращения: 2 февраля 2023.
  7. , с. 360—361.
  8. , с. 7.
  9. , с. 850—851.
  10. , III. 44—48.
  11. , с. 407.
  12. , с. 409.
  13. , с. 36.
  14. , с. 12.
  15. , с. 17.

Литература

Ссылки

  • (укр.) . Ізборник . Дата обращения: 2 февраля 2023. 3 января 2015 года.
Источник —

Same as Смерть Виргинии (Шевченко)