Монтекассино
- 1 year ago
- 0
- 0
Алёна Кирцова (род. 1954 , Баренцбург , Шпицберген ) — российская художница . Номинантка премии Кандинского 2007 года . Практикует абстрактную живопись. Живёт и работает в Москве.
В 1973—1975 училась живописи в частной школе андерграундного художника Василия Ситникова (Москва).
В 1986—1987 была одной из учредительниц и членом любительского объединения «Эрмитаж» (Москва).
В 1993 стала соучредительницей фонда «Утопия» (Москва). Живёт и работает в Москве.
С 1977 участвовала в выставках. Персональные выставки проходили в Москве, Франкфурте и Санкт-Петербурге.
Произведения Кирцовой хранятся в Русском музее ( Санкт-Петербург ), Третьяковской галерее ( Москва ), Музее Соломона Гуггенхайма ( Нью-Йорк ), Музее современного искусства в Авиньоне (Франция), в Zimmerly Art Museum в Нью-Брусвике (США) и частных коллекциях.
В начале 1980-х предложила свою версию геометрической абстракции, редуцировавшей к чистым формам реальные визуальные образы — окна, лестницы, двери, углы. В 1990-е основой её абстрактных композиций становится опыт эмоциональных переживаний, испытанных чувств, воспоминаний. Жесткую геометрию сменяет пульсирующая живописная ткань, определённость уступает место бесконечной изменчивости.
Владеет душой знаменитого художника Энди Уорхола . У неё на руках есть официальный сертификат с подписью. Уорхол продал свою душу за 0 долларов русским художникам Комару и Меламиду для аукциона по продаже душ в Нью-Йорке. Это было первым мероприятием, которое друзья провели на территории штатов, как акт первой беспошлинной торговли между США и СССР . Алена Кирцова выкупила этот сертификат случайно за 36 рублей 19 мая 1979 года уже на московском аукционе. По легенде организаторы мероприятия не ожидали этого и всячески пытались перекупить документ, но Кирцова каждый раз отвечала отказом. Отказала она и владельцу нью-йоркской галереи Рональду Фельдману, который после смерти Уорхола предлагал 5000 долларов .
В 2007 году стала номинанткой премии Кандинского, а в 2014 попала в шорт-лист.
«Цельная, красивая, логичная, демократичная и одновременно привлекательная для любителей тихих изысков. Ещё это вполне трогательная, нежная выставка. Хочется сказать — женственная». — Ольга Кабанова, журнал Art Хроника . .
«…кажется, что Кирцова пишет мало и коротко не из предпочтения беспредметного сюжетному, не потому, что хочет быть современной или следовать заветам европейских минималистов или американских абстракционистов, а из-за почти болезненной чувствительности и восприимчивости, особенно к цвету. Из преклонения перед абсолютным совершенством и грандиозностью цветовой палитры природного мира». — Ольга Кабанова, Ведомости .
«Видно, что глаз художницы, родившейся на острове Шпицберген, особо чувствителен к этой наспех прикрытой лишайниками и облаками первозданной наготе Севера. И ещё видно, что её так называемый минимализм сугубо органической и вовсе не западнической, а почвеннической, русско-авангардной этиологии». — Анна Толстова, Коммерсантъ. .
«Прочитав подписи на этикетках, обнаруживаешь, что эти как будто пустые картины — никакие не абстракции, а самый что ни на есть реализм…». — Милена Орлова, Коммерсантъ .