Ростислав Лебедев — классик современного искусства, получивший известность в качестве одного из лидеров
соц-арта
. Автор ставших эпохальными работ, таких как «Сделано в СССР», «Карты Таро».
2016 - «Kollektsia! Soviet and Russian Contemporary Art from 1950-2000 in the Collection of the Centre Pompidou». Centre Georges Pompidou. Париж. Франция
2014 - «Дмитрий Пригов – Герцог Беляевский. Гений места».
Галерея «Беляево»
. Москва
1997 - Art of undegraund in URS, Centre exibition hall, Budapesht, Hungary
1995 - «Kunst im verborgenen. Nonconformisten Russland 1957-1995». Коллекция современного искусства музея-заповедника «Царицыно» Wilchelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель; Staatiches Lindenau Museum, Альтенбург, Германия
1994 - «Майская выставка», "Московская Галерея", Кузнецкий мост, 20 Москва
1994 - «Художник вместо произведения",
ЦДХ
, Москва
1994 - «Adresse provisoire pour l'art contemporain russe», Musee de laPoste,Париж, Франция
1994 - Cetinjski Bienale 2, Цетине, Черногория
1993 - «Философия имени», ЦСИ, Москва
1992 - «Соц-арт» (Коллекция современного искусства Музея-заповедника "Царицыно"), Музей Ленина, Москва
1992 - «Gorby in Images», Передвижная выставка по университетам США
1991 - «Back to square one», Berman gallery, Нью-Йорк, США
1991 - 3-rd International Print Fair, Сидней, Австралия
1991 - «In de USSR en Erbuiten», Stedejlik Museum, Амстердам, Нидерланды
1991 - «Современное советское искусство: От оттепели до перестройки»
1991 - Коллекция современного искусства музея "Царицыно", Setagaya Art Museum, Токио, Япония
1990 - «Традиции русской живописи»,
Музей Москвы
, Москва
1990 - Chicаgo International Art Fair, Чикаго, США
1990 - «Absolut Glasnost»,выставка фирмы "Абсолют водка", Нью-Йорк, США
1989 - «Дорогое искусство», Дворец молодёжи, Москва
1989 - Showroom gallery, Лондон, Великобритания
1989 - «Новое советское искусство», Кёльн, ФРГ
1989 - «Dialogue», "Avant-garde" Russe et Art Contemporain Sovietique"
1989 - Centre Boris Vian, Ville des Uliss, Париж, Франция
1989-1990 - «Transformaition», The Legacy of Authority", Camden Art Centre, Лондон, Миддлсбург, Бернсли, Колчестер, Великобритания
1988 - «Геометрия в искусстве»,"Каширка", Москва
1988 - «Лабиринт», Дворец молодёжи, Москва
1988 - «Экспозиция сегодняшнего художественного сознания»,
галерея "МАРС"
, Дизайн-центр, Москва
1988 - «Ich lebe - ich sehe», Kunstmuseum, Берн, Швейцария
1988 - «Фестиваль современного искусства», ДК "Меридиан", Москва
1988 - 2-я выставка Первого творческого объединения московских художников. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1987 - «Художник и современность», Первое творческое объединение московских художников, выставочный зал "Каширка", Москва
1987 - «Ретроспекция творчества московских художников, 1957-1987" л/о "Эрмитаж", Профсоюзная ул. д.100, Москва
1981 - «Nouvelles Nendances de l'art Russe non officiel, 1970-1980», Le Centre de la Villedieu, Элланкур,Франция
1979 - «Цвет, пространство, форма», Выставочный зал горкома художников-графиков, Москва
1975-1983 - Однодневные творческие вечера-выставки, Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1976 - «Весенние квартирные выставки» (предварительные экспозиции к предстоящей выставке в залах на Беговой улице), Москва
1976 - «Exposition au Musee en Exil»(коллекция А.Глезера), Монжерон, Франция
1975 - «Предварительные квартирные просмотры к Всесоюзной выставке», Москва
1975 - «Выставка произведений московских художников»,
ВДНХ
, павильон Дом культуры, Москва.
1968-1983 - Ежегодные групповые выставки молодых московских художников, Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
Цитаты
«Меня всегда интересовала грань, где кончается жизнь и начинается искусство. Иногда устаешь и уходишь в сторону искусства, потом опять возвращаешься к жизни. Такое, знаете, движение, фланирование. Я не могу делать что-то одно. Даже с повторами мне становится скучно. Я лучше не буду работать, чем буду повторяться. В 1990-е я же мало работал, делал в основном повторы, сил не хватало на новые идеи. Я думал, что соц-арт ушел вместе с Советским Союзом, и начал искать новые ходы. Но что самое интересное, в результате я понял, что никуда ничего не ушло — все то же самое. И как-то спокойно и хорошо стало. С одной стороны плохо, что ничего не ушло, а с другой хорошо — ведь материал-то для искусства остался! И в России так вечно, наверное, будет»
—
Ростислав Лебедев, 2011
.
«Ростислав Лебедев — один из изобретателей направления, тех художников, что поначалу пытались последовательно воспроизводить сладостный заграничный поп-арт, а где-то в середине 1970-х совершили революционный жест — пересадили его на почву советской идеологии и ее антуража. Лебедев не входит в число звезд как Виталий Комар и Александр Меламид или одно время соц-артистски настроенный Дмитрий Александрович Пригов и, в общем-то, не ощущается в статусе классика как Борис Орлов, Леонид Соков или Гриша Брускин. Однако он — один из самых последовательных художников направления, до сих пор почти без колебаний, не опасаясь старомодности, разрабатывающий соц-артистские приемы. И эта верность себе очень обаятельна. Лебедев начинал с живописи, потом, в начале 1970-х, стал экспериментировать с раздвигающими пространство картины ассамбляжами (увлеченность поп-артом в духе скорее не Уорхола, а Раушенберга пересекалась тут с интересом к русскому авангарду, постоянно иронически поминаемому в вещах Лебедева). Чуть позже он начал делать самые известные свои вещи — странные агитационные объекты, не обладавшие никаким уловимым назначением, лишь торжественно представлявшие самих себя — вроде большого красного параллелепипеда с надписью "Сделано в СССР"»
—
Игорь Гулин, 2011
Примечания
(неопр.)
. Дата обращения: 12 апреля 2020.
12 апреля 2020 года.
(неопр.)
. Артгид. Дата обращения: 20 октября 2017.
20 октября 2017 года.
(неопр.)
(9 декабря 2011). Дата обращения: 20 октября 2017.
21 октября 2017 года.