Interested Article - Тюштян

Тюштян ( мокш. Тюштень , эрз. Тюштя ) — центральный герой мокшанского и эрзянского героического эпоса «Тюштя», сын бога грома и войны Атямшкая и земной девушки Литовы.

Тюштень — легендарный мокшанский царь , многократно упоминаемый в устном народном творчестве мокшан. . Согласно легендам, записанным исследователем Тамбовского края И. И. Дубасовым, Тюштян жил на зубовополянской земле — в лесах рядом с мокшанским поселением Ширингуши .

Возникновение и характер мифа

Тюштян — основной персонаж героической поэзии народов мокша и эрзя, с его именем связаны представления о возникновении, становлении и гибели древнего объединённого мокшанского и эрзянского государств. В эпосе этот исторический период обозначается «Тюштянь пинге» («Век Тюштяна») и описывается как время, когда народ доволен избранным оцязором (царём), а оцязор доволен руководимым народом. По предположению А. И. Маскаева само имя «Тюштян» использовалось как титул правителя. Вероятнее всего в разных фольклорных источниках говорится не об одном, а о нескольких правителях. Так описывается наряд Тюштяна в эпической мокшанской песне

«Белее снега его рубашка, вышитая красной ниткой. Позолочен его сюлгам, из серебра соткан пояс. Через плечо медвежья шкура перекинута, красивой пуговицей прикреплена. Справа медная труба подвешена, с левой стороны топор»

.

Имеет мифологическую и собственно историческую атрибуцию, соединяет космогонический миф о сотворении мира с эпическими песнями и сказаниями. Существовала ошибочная версия, что образ Тюштяна сформировался в первые века феодализма и время его деятельности — эпоха образования эрзянского и мокшанского этносов и период начала русской колонизации . Согласно этой версии исторический персонаж Тюштян жил в середине XIII века и умер около 1250 года Однако, как известно, в первой половине XIII века каназором (царём) объединённых мокшанских княжеств был Пуреш , эрзяне были объединены под началом инязора (царя) Пургаза и находились в состоянии войны вплоть до прихода Батыя в 1237 году . В этот период никакого союза между ними предполагать нельзя. Золотой век — времени правления Тюштяна относят к периоду — между IV и VIII веками . Земли, упоминаемые в преданиях охватываю бассейн реки Мокши , Суры , Цны , Хопра .

По мнению И. А. Бессонова эпос о Тюште имеет преимущественно мифологическое происхождение и связан с преданиями о чуди, распространенными среди многих финно-угорских народов . По его предположению, Тюштя, первоначально фигурировавший в преданиях как правитель древней чуди, народа, существовавшего до появления современного поколения людей, позднее был переосмыслен как эпический князь эрзян или мокшан. Некоторую параллель подобному развитию образа представляют собой коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше, который одновременно изображается как «чудской князь» и древний правитель народа коми.

Большинство песен и преданий о Тюштяне записаны в XIX веке в связи с возросшим интересом к изучению фольклора и этнографии народов, населяющих Россию . Значительная часть преданий сохранилась среди мокшан и эрзян Заволжья . Интерес к Золотому веку — времени правления Тюштяна был обусловлен тем, что он содержит богатый материал по русско-мокшанским и русско-эрзянским отношениям, в нём говорится о столкновении между русскими и мокшанскими, эрзянскими князьями, об исторической судьбе предполагаемого союза мокши и эрзи. По мнению А. И. Маскаева, некоторые дореволюционные исследователи эрзя и мокша и устной поэзии данных народов представляли Тюштяна правителем, доказывающим своё княжеское происхождение и право на власть вызовом предзнаменований. Основные противники Тюштяна согласно преданий — хан Сарда, русские князья, Владимирская княгиня, эрзянский царь, рождённый от семидесятилетней вдовы.

Тюштя в представлении художника Андрея Алёшкина

Образ Тюштяна в литературе

В « Мастораве » А. М. Шаронова эпос о Тюштяне представлен семью сказаниями. В них рассказывается о важнейших событиях в жизни знаменитого героя. Предшественниками Тюштяна являются и . Биография Тюштеня в «Мастораве» — череда совершаемых им общественно-политических мероприятий, семейно-бытовых поступков и воинских подвигов.

Имеет две генеалогические линии развития. В первой — при достижении старости возносится на небо , к родителям, оставив в память о себе на земле медную трубу тораму , вещающую его волю. Во второй — под натиском русских князей с частью народа уходит на новые земли, дарованные царём Китаем, перейдя через большую водную преграду (вероятно, с западного берега Волги на восточный).

Основные сюжеты о Тюштяне — избрание его оцязором, бой с иноземным противником, убийство чудеснорождённых соперников, вознесение на небо, уход с народом на новые земли. В эпосе названы верные помощники Тюштяна — Келу (Священное дерево Берёза), Атямшкай (Бог грома), Иненармонь (Великая птица), Кранч Каназор (Чёрный Ворон с железным клювом), Акша Локсти (Белый Лебедь), Мешаване (Пчелиная Матка).

О возможных исторических прототипах

Одним из предположений относительно исторического прототипа Тюштяна была версия о том, что Тюштян — имя сына каназора Пуреша , упоминаемого в Лаврентьевской летописи , однако известно, что подлинное имя сына Пуреша — Атямас .

Образ Тюштяна в искусстве

  • Деревянный памятник Туштяну поставлен в Саранске , в рамках празднования тысячелетия единения мордовского народа с народами России
  • Тюштя является одним из действующих лиц фантастического художественного романа Ивана Апраксина «Подменный князь-2. Гибель богов» (Эксмо, 2012) ISBN 978-5-699-59854-0 . Где говорится, что его считают колдуном.
  • Тюштя занимает центральное место в эпическом своде « Масторава », A.M. Шаронова. При описании героя автор опирался на подлинный фольклорный материал. Показан как идеальный царь.
  • В поэме «Тюштя» В. К. Радаева образ Тюшти не соответствует фолклорному и наделен лишь некоторыми качествами эпического героя.
  • Песня «Обращение к Тюште» ( эрз. Tüštäneń pškadema ) в исполнении группы Кому вниз на слова Алины Подгорновой под музыку Ольоша .

Литература

  • Бессонов И. А.
  • Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов: Тип. губ. правл., 1890. Вып. 1. 225 с.
  • Mordwinische Volksdichtung. Gesammelt von H. Paasonen. Herausgegeben und ubersetzt von Paavo Ravila. Helsinki, 1938—1981.
  • Маскаев А. И. Образ Тюштяна в мордовском фольклоре // Ученые записки Мордовского государственного педагогического института. 1957. Вып. 6;
  • Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968.
  • Федосеева Е. А. Явление бытовой фантастики в предании «О Тюште» в записи И. И. Дубасова // Филологические исследования. 2003—2004: межвуз. сб. науч. тр. Саранск, 2005. С. 209—217.
  • Лаврентьевская летопись / Сост., прим. и указат. А. Г. Кузьмин, В. В. Фомин; вступ. ст. и пер. А. Г. Кузьмина. Арзамас, 1993.
  • Федосеева Е. А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция. Дисс. … д-ра филол. наук: 10.01.02. Саранск, 2007. ( (недоступная ссылка) )

Примечания

  1. Тюштян // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М.: Советская энциклопедия , 1990. — С. 543—544 ISBN 5-85270-032-0
  2. . Дата обращения: 28 марта 2009. 30 сентября 2009 года.
  3. УПТМН: Т.1. Эпические и лиро-эпические песни. Саранск, 1963. С. 360
  4. Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов: Тип. губ. правл., 1890. Вып. 1. 225 с.
  5. Маскаев А. И. Образ Тюштяна в мордовском фольклоре // Ученые записки Мордовского государственного педагогического института. 1957
  6. Федосеева Е. А. Образ царя Тюштяна в фольклоре и в эпосе «Масторава» // Мордовский государственный университет им Н. П. Огарева. 17 с.
  7. Маскаев А. И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск, 1964. С. 176—178
  8. Нуянь Видяз Эрзянь масторонть седейсэ. Имена их бессмертны: Килангонь тешкст, нурька статьят ине эрзятнеде. Саранск, 2007. 86 c. С. 35.
  9. Мордвась. Очеркт мордовскяй народть историянц, этнографиянц и культуранц колга. Саранск ошсь, 2006. ISBN 5-7595-1685-X
  10. Юрченков В. А. Мордовский народ: вехи истории. Саранск, 2007
  11. . Дата обращения: 28 марта 2009. 6 июня 2009 года.
  12. Бессонов И. А. Мордовский эпос о Тюште и русские и финно-угорские предания о чуди // Традиционная культура, 2016. № 4. С. 54-66.
  13. Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-бога-тыре. Пермь, 1971.
  14. Маскаев А. И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск, 1964. С. 183—184.
  15. Андрей Алёшкин: По незримому следу / М-во культуры РМ, Мордов. респ. музей изобраз. искусств им С. Д. Эрьзи; [авт. текста Е. Бутурова]. — Саранск: Тип."Крас. Окт.", 2006. — 112с.: илл. стр. 98
  16. Федосеева Е. А. Кудадей как эпико-исторический персонаж (на материале эпоса «Масторава») // Язык, литература, культура: диалог поколений. Материалы Международ. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2004. С. 270—273.
  17. Шаронов А. М. Масторава. Саранск, 1994. 496 с.
  18. Лаврентьевская летопись / Сост., прим. и указат. А. Г. Кузьмин, В. В. Фомин; вступ. ст. и пер. А. Г. Кузьмина. Арзамас, 1993.
  19. Дата обращения: 16 октября 2010. Архивировано из 14 августа 2012 года.
  20. Иван Апраксин. . — Litres, 2017-09-05. — 212 с. — ISBN 5457225658 . 23 мая 2018 года.
  21. Гурьянов, Иван Александрович. . — 2006. 22 мая 2018 года.
  22. . Дата обращения: 7 мая 2021. 6 мая 2021 года.

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Тюштян