Interested Article - Бойчук, Михаил Львович
- 2020-01-17
- 1
Михаил Львович Бойчук ( 30 октября 1882 , Романовка , Цислейтания — 13 июля 1937 , Киев ) — украинский художник-монументалист и живописец, педагог. Основатель « Бойчукизма ». Один из основоположников монументального искусства Украины XX столетия. Представитель расстрелянного возрождения .
Биография
Рисовать начал с детства, карьера художника сложилась благодаря его учителю рисования, который дал объявление в газете о способном ученике — и им заинтересовался художник-педагог Юлиан Панкевич .
В 1898 году — приехал во Львов , где начал учиться живописи у Ю. Панкевича. Занимался иконописью и книжной миниатюрой.
В 1899 году, поддержанный финансово Научным обществом им. Тараса Шевченко (в последующем — и митрополитом Андреем Шептицким ), начал обучение в Академии изобразительных искусств в Вене , а затем у Леона Вычулковского в Краковской академии искусств , которую окончил с серебряной медалью.
1905—1906 годы — призван в австрийскую армию , службу проходил в Далмации .
1906—1907 годы — совершенствовался в Мюнхенской академии художеств .
С 1908 года работал в Париже, где познакомился с Пабло Пикассо и Диего Риверой . Вокруг него образовалась группа единомышленников, ядро будущей школы «бойчукистов». Там же в Париже женился на художнице Софье Налепинской , которая в 1909 году училась живописи в Академии Рансона .
В 1910 году вернулся во Львов, где работал в Национальном музее , занимаясь реставрацией икон, а также выполняя заказы по росписи различных церквей.
В 1914 году — с началом Первой мировой войны, после того как русская армия заняла Галицию , как подданный Австро-Венгрии был сослан в Арзамас .
В 1917 году работал над фресками в Софийском соборе в Киеве , является одним из основателей Украинской академии художеств , статус которой утвердила Украинская Центральная Рада в конце 1917 года.
В 1924 году стал профессором в Киевском художественном институте .
В 1925 году стал одним из создателей и идейных лидеров Ассоциации революционного искусства Украины . Художественное течение, которое стало доминировать в ассоциации, получило его имя — «бойчукизм» .
С ноября 1926 года по май 1927 года вместе с женой, а также учениками Иваном Падалкой и Василием Седляром отправился в поездку по Германии, Франции и Италии. Это путешествие стало официальной причиной последующего ареста художника, якобы по подозрению в участии в контрреволюционной организации.
1930—1931 — преподаватель Института пролетарского искусства в Ленинграде.
25 ноября 1936 г. — был арестован НКВД. Обвинён в «буржуазном национализме», вместе с рядом учеников стал жертвой Большого террора .
13 июля 1937 года — расстрелян в Киеве. С.Налепинская-Бойчук, с которой к тому времени они развелись, также была арестована и расстреляна в 1937 году.
Работы Михаила Бойчука возвращаются из музейных запасников и начинают выставляться лишь с 1991 года .
- 1-й брак — Софья Александровна Налепинская-Бойчук , сын — Петр (г.р.1918).
- 2-й брак — Алла Гербурт-Йогансен , дочь — Анна Михайловна Бойчук-Щепко (1936, Харков—2022, Нью-Йорк, США), журналистка на «Радио Свобода». Осенью 1938 года Алла Викентьевна, спасаясь от репрессий, уехала со своими детьми (сыном от брака с поэтом Майком Йогансеном и дочерью Анной) в Москву; после начала Великой Отечественной войны, в 1941 году, вернулась в Киев, а осенью 1943 года уехала в Германию (Мюнхен).
Творческое кредо
Творческая программа Бойчука состояла в последовательном изучении и использовании византийского и древнеславянского церковной монументальной живописи, искусства итальянского Проторенессанса , украинской книжной гравюры и народной картины. Художник пытался создать новый монументальный стиль, в котором бы все это органично объединить. Своим студентам в 1922 году он высказывал собственное кредо: «Хоть и умерли старые мастера, но живёт их вечно молодое искусство и ошибается тот художник, который рассматривает прошлое творчество, как археологию. Идеальное творение — это не археология, а вечно живая правда». Молодых художников Бойчук обучал установленным законам пластической живописи, реализованным в стародавних образцах, учил неуклонно придерживаться их в творчестве, одновременно наполняя свои творения новым смыслом.
Творческое наследие
- Живописные работы в Национальном художественном музее Украины ;
- фрески в Луцких казармах (1919);
- фрески в Кооперативном институте в Киеве (1922—1923);
- фрески в санатории на Хаджибеевском лимане в Одессе (1927—1929);
- фрески в фойе Краснозаводского театра в Харькове (1933—1935).
Ученики
- Иван Иванович Падалка (1894—1937)
- Василий Феофанович Седляр (1899—1937)
- Оксана Трофимовна Павленко (1895/1896—1991)
- София Александровна Налепинская-Бойчук (1884—1937)
- Тимофей Львович Бойчук (1896—1922)
- Николай Иосифович Николенко (1912—1975)
- Мануил Иосифович Шехтман (1900—1941)
«Младобойчукисты» :
- Евгений Яковлевич Сагайдачный (1886—1961)
- Охрим Севастьянович Кравченко (1903—1985)
- (1901—1944)
и другие.
Память
- В 1992 году в родном селе Романовка братьям Бойчукам установлен памятник (скульптор Б. Рудый).
- Именем братьев Бойчуков названы улицы в Тернополе , Львове и Теребовле .
- В 2000 году Киевскому институту декоративно-прикладного искусства и дизайна присвоено имя Михаила Бойчука.
- В 2007 году в Киеве прошла Международная научно-практическая конференция «Михаил Бойчук в украинском и мировом искусстве».
- В 2016 году решением Киевского городского совета от 20 декабря 2016 года улица Киквидзе переименована в улицу Михаила Бойчука.
Примечания
- ↑ V. P. Tsel’tner Mykhaylo Boychuk [Boitchuk] // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4 —
- .
- Л. І. Ткачова. // Енциклопедія історії України : у 10 т. : [ укр. ] / редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. ; Інститут історії України НАН України . — К. : Наукова думка , 2003. — Т. 1 : А — В. — 688 с. : іл. — ISBN 966-00-0734-5 .
- Ігор Шаров. 100 видатних імен України. — К.: АртЕк, 2004. ISBN 966-505-218-7 (укр.)
Литература
- Iсторія українського мистецтва. Т. 5. — Київ, 1967. — С. 17—19, 43—44, 110—120, 286—290.
- Белоконь С. Из-под лжи// Украина. — 1988. — № 9 (1621).
- Белоконь С. Коллективизм — пафос творчества Михаила Бойчука// Образование. — 1988. — № 1.
- Белоконь С. Михаил Бойчук в переписке// Социалистическая культура. — 1989. — № 7 (799).
- Юрчишин А. Жизнь, отданная искусству: Переписка М. Бойчука. — М. , 1990.
- Рипко О. Бойчук і бойчукісти, бойчукізм: Монументальне мистецтво. — Львів, 1991.
- Соколюк Л. Д. Бойчукизм и проблема стиля в украинском искусстве первой трети XX века. — Киев, 1993.
- Соколюк Л. Д. Графика бойчукистов. — Харьков, 1998.
- Ковальчук О. Митець, педагог-новатор (До 120-річчя від дня народження М. Л. Бойчука) // Українська академія мистецтва: Дослідницькі та науково-методичні праці: Зб. наук. пр. Національної академії образотворчого мистецтва і архітектури. — К. — 2002. — Вип. 9. — С. 250—263.
- Ковальчук О. Михаил Бойчук и его школа // «Великие художники» Eaglemoss International Ltd. 2005.
- Земляная Т. Н. Монументальная живопись М. Л. Бойчука и его школа: Автореф. дис. … канд. искусствовед. наук. — СПб. , 2009.
- Соколюк Л. Д. Графіка Бойчукістів. — Х.: Видання часопису «Березіль»; Нью-Йорк: Видавництво М. П. Коць, 2002. — 224 с.
- Міщенко Г. Іще раз — бойчукісти і наш час // Образотв. мистец.- 1997.- No 1.- С. 43-45.
Ссылки
- от 31 октября 2010 на Wayback Machine
- Бойчук Михаил Львович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- от 11 апреля 2015 на Wayback Machine (на украинском языке).
- 2020-01-17
- 1