Interested Article - Тушмалов, Михаил Макарьевич

Михаил Макарьевич Тушмалов (1861—1896) — российский скрипач, композитор и дирижёр грузинского происхождения.

Биография

Начальное музыкальное образование получил у педагогов Тифлиса. В 1889 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию , где учился у Л. Ауэра (скрипка) и Н. А. Римского-Корсакова (композиция). Параллельно с освоением курса композиции преподавал в консерватории игру на скрипке. После 1889 года выступал как дирижёр, сотрудничая с Киевским оперным театром (1890—1891) и варшавским Большим театром (с 1891), куда был приглашён по рекомендации П. И. Чайковского .

Вклад в историю отечественной музыки

Первая страница «Картинок с выставки» в инструментовке Тушмалова.
Внешние видеофайлы
. Исполняет Мюнхенский филармонический оркестр под управлением Марка Андре.

Вошёл в историю музыки как автор первой оркестровой транскрипции « Картинок с выставки » М. П. Мусоргского . Созданная в 1888 году, эта транскрипция представляет собой ученическую работу по курсу инструментовки. Всего было оркестровано 8 пьес из цикла (который при публикации партитуры получил название «Картинки»):

№ пьесы (у Тушмалова / у Мусоргского) Название в партитуре Тушмалова Оригинальное название Примечания
1 / - Прогулка Прогулка Из нескольких пьес под таким названием Тушмалов инструментовал только одну.
2 / 2 Старый замок Старый замок
3 / 5 Балет невылупившихся птенцов Балет невылупившихся птенцов
4 / 6 Самуэль Гольденберг и Шмуйле Два еврея, богатый и бедный
5а / 7 Лимож. Рынок Лимож. Рынок (Большая новость)
5б / 8 Катакомбы Катакомбы. Римская гробница
6а / 9 Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
6б / 10 Богатырские ворота (В стольном городе Киеве) Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве

Премьерное исполнение «Картинок с выставки» в оркестровке Тушмалова состоялось 30 ноября 1891 года в Санкт-Петербурге (под управлением Н. А. Римского-Корсакова ); как отметил корреспондент журнала « Артист », оно вызвало «шумное одобрение» публики . Этот концерт имел большое значение для популяризации творческого наследия Мусоргского: именно на нём российские слушатели смогли познакомиться с музыкой «Картинок...» . После премьеры Римский-Корсаков переработал партитуру своего ученика (в частности, заново инструментовал пьесу «Лимож») и отдал её в печать.

В 1900 году петербургские композиторы А. Н. Шефер и К. Н. Чернов опубликовали переложение оркестровой версии «Картинок…» для фортепиано в 4 руки, что является доказательством её популярности (оригинальная авторская редакция для фортепиано в 2 руки вплоть до 1903 года игнорировалась всеми отечественными исполнителями ). Об этом же свидетельствуют и сообщения периодической печати, которая особо отмечает концертные исполнения от 6 марта 1902 года (Санкт-Петербург) , 19 июня 1904 года (Павловск) , 3 января 1910 года (Санкт-Петербург, дирижёр — М. А. Гольденблюм ) , 13 февраля 1911 года (Москва, дирижёр — Н. Н. Черепнин ; в рамках Исторических концертов С. Н. Василенко ) , 11 июля 1912 года (Павловск) и 20 декабря 1916 года (Тифлис, дирижёр — Н. Д. Николаев) .

Партитуру Тушмалова не обходили вниманием и за рубежом: известно, что в 1911 году она прозвучала в Париже под управлением Габриэля Пьерне , а чуть позднее к ней обратился Генри Вуд . Тем не менее, после появления оркестровой версии «Картинок с выставки», созданной Морисом Равелем (1922), редакция Тушмалова утратила свою востребованность.

Литература

Нотные издания

Критика

  • Б. Т. Шестой общедоступный концерт ИРМО // Русская музыкальная газета . — 1910. — № 2.
  • Бебутов П. Тифлис // Русская музыкальная газета. — 1917. — № 10.
  • Кар. Симфонический концерт в Павловске // Речь. — 1912. — № 188.
  • Лель. // Артист. — 1892. — № 19.
  • Русская музыка за границей // Русская музыкальная газета. — 1911. — № 10.

Исследования

Примечания

  1. , с. 28.
  2. , с. 3—63.
  3. , с. 5—45.
  4. , с. 252.
  5. . Дата обращения: 23 июля 2017. 14 июля 2017 года.
  6. , с. 185.
  7. . Дата обращения: 23 июля 2017. 24 декабря 2017 года.
  8. , с. 257.
  9. , с. 44.
  10. , с. 258.
  11. , с. 260.
  12. , с. 269.
  13. , с. 271.
  14. , с. 273.
  15. , с. 279.
  16. Таким образом, слова о том, что версия Тушмалова от 30 июля 2017 на Wayback Machine , являются грубой ошибкой.

Ссылки

Источник —

Same as Тушмалов, Михаил Макарьевич