Interested Article - Титаренко, Алексей Викторович

Алексе́й Ви́кторович Титаре́нко (род. 1962 ) — российский фотохудожник.

Биография

Родился 25 ноября 1962 года в Ленинграде . Учился во французской средней школе № 4 имени Жак-Ива Кусто на Васильевском острове . С детства увлекался фотоискусством . В 15-летнем возрасте стал самым юным членом ленинградского фотоклуба «Зеркало» . Окончил факультет фотокорреспондентов Университета общественных профессий, а затем поступил в Ленинградский государственный институт культуры имени Н. К. Крупской . Специализировался на кафедре кино- и фотоискусства. В 1983 году окончил с отличием курс института, сняв несколько коротких фильмов и фотосерию, посвящённую оркестру Ленинградской филармонии , её дирижёрам Евгению Мравинскому и Марису Янсонсу ; одна из дипломных работ была посвящена французской фотографии XIX века.

Коллажи и фотомонтажи , созданные А. Титаренко в конце 1970-х и в 1980-х годах под влиянием русского авангарда , произведений Казимира Малевича , Александра Родченко и в особенности художественново течения ДАДА (начало XX века) не экспонировались публично из за строгой цензуры. Только во время перестройки в 1988 году в Ленинграде под названием «Номенклатура знаков» впервые была выставлена серия его коллажей и фотомонтажей, созданных при помощи наложения нескольких негативов . Она являла собой своего рода комментарий к суровой общественной реальности того времени и в 1989 году стала составной частью выставки советских художников «Фотостройка», проведённой в США . В 27 лет стал одним из основателей и активным участником известной арт-группы «Лиговка».

У входа на станцию метро « Василеостровская », 1992 год

Во время и после распада Советского Союза в 1991 году А. Титаренко создал несколько фотосерий, посвящённых жизни людей в этот непростой период и тем страданиям, которые им пришлось перенести тогда и в целом на протяжении XX века. Чтобы проиллюстрировать связь настоящего с прошлым, автор прибегaeт к таким метафорическим приёмам, как длинная (иногда несколько минут) выдержка и намеренное движение камеры во время съёмки, вводя эти приёмы в уличную фотографию и расширяя таким образом её изобразительные возможности . А. Титаренко использует широкоформатный аналоговый фотоаппарат и собственноручно проявляет плёнки . Все работы выполнены на бромосеребряной баритовой фотобумаге . Oн вручную работает над своими отпечатками, используя частичное отбеливание и тонирование , а также такой приём, ставший известным благодаря французским фотохудожникам Ман Рэю и Морису Табару, как соляризация , благодаря чему фотографии приобретают свои неординарные свойства. Тем самым автор словно создаёт другое измерение — приостановленного времени, в котором призрачные тени колеблются и рассеиваются в пространстве.

Одной из наиболее известной серий снимков Алексея Титаренко является «Город теней» (1992—1994), в которой городские ландшафты напоминают сцену на Потёмкинской лестнице в фильме Сергея Эйзенштейна « Броненосец „Потёмкин“ » . Вдохновлённый музыкой Шостаковича и романами Достоевского , автор переложил видение Достоевским русской души в свои иногда поэтичные, иногда драматичные фотоизображения Петербурга .

Другими циклами фоторабот А. Титаренко стали «Чёрная и белая магия Санкт-Петербурга» (1995—1997), «Застывшее время» (1998—2000). Они были представлены в разных странах мира, в том числе на Международном фестивале фотографии в Арле (2002, Музей изобразительных искусств Réattu Museum), в рамках Международной Биеннале фотографии FotoFest в Хьюстоне (2004, 2012). Большая доля работ фотографа Титаренко посвящена Петербургу. Кроме них, известны серии фоторабот, посвящённых Венеции (2001—2014) и Гаване (2003, 2006) .

А. Титаренко участвовал во многих международных фестивалях, биеннале и проектах и имел более 80 персональных выставок в известных международных институциях и галереях. Его работы входят в собрание Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) а также в собрания более чем 20 музеев США и Европы. Его фотографии стремятся приобрести не только частные коллекционеры, но и престижные музеи, такие как: Художественный музей Филадельфии ; музеи изящных искусств Хьюстона , Бостона и Колумбуса ; George Eastman House, Рочестер ; Museum of Photographic Arts в Сан-Диего ; Santa Barbara Museum of Art, Санта-Барбара; Davis Museum, Wellesley; Chrysler Museum of Art, Норфолк; European House of Photography, Париж; Musée de l’Elysée, Лозанна; J. Paul Getty Museum of Arts, Лос-Анджелес . С 1997 года А. В. Титаренко является членом Союза художников России . С 2008 года проживает в Нью-Йорке , активно сотрудничая со многими галереями и музеями в России, США, Франции и других странах .

Библиография

О творчестве А. Титаренко вышло несколько монографий.

Примечания

  1. « Зеркало. После сказанного » Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург 2017, страницы 17, 38, 41, 42, 124—127, 271, 272, 292, 322, ISBN 978-5-91238-026-6
  2. «Alexey Titarenko : Nomenklatura of signs» DAMIANI, 2020, ISBN 978-88-6208-699-8
  3. «Dictionnaire mondial de la photographie», Paris, , 1994, page 629, ISBN 2-03-511335-0
  4. Schwendener, Martha «A City’s artistic rebellion. Photographs and other works that pushed boundaries in late-cold-war Leningrad.» New York Times , June 2, 2013
  5. «Underground Russian photography 1970s-1980s» The New Yorker magazine, March 19, 2012
  6. Meyers, William. «Shades of Reality. Underground Russian photography in 1970s-1980s» Wall Street Journal March 10-11, 2012
  7. Richardson, Nan; Hagen Charles (1989). Photostroika: New Soviet Photography . Aperture 116 . New York: Aperture Foundation. ISBN 0-89381-410-5 . LCCN
  8. Никитин В. А. «Конец столетия: Метаморфозы бытия: Ленинград — Петербург», Лимбус-Пресс, Санкт-Петербург, 2013, ISBN 978-5-8370-0542-8
  9. Higgins, Jackie. «The World Atlas of Street Photography.» Yale University Press , New Haven and London, 2014, pages 226—229, ISBN 978-0-300-20716-3 , LCCN
  10. Pollack, Barbara. «Alexey Titarenko.» , April 2010, page 108
  11. Ollman, Leah. «Russian Photos Trace Images of Mortality and Memory.» Los Angeles Times , August 3, 2001
  12. Protzman, Ferdinand. «Landscape. Photographs of Time and Place.» National Geographic , 2003, page 84-86, ISBN 0-7922-6166-6
  13. Guerrin, Michel. «Alexey Titarenko, clair-obscure.» Le Monde , Paris, February 22, 2003
  14. A.-D. Bouzet. «Saint Petersburg en Ombre et Blanc.» Libération , Paris, July 21, 2002
  15. . Дата обращения: 28 сентября 2013. 9 мая 2013 года.
  16. . Дата обращения: 28 сентября 2013. 3 февраля 2014 года.
  17. Robertson, Rebecca. «Bringing Shadows to Life. Alexey Titarenko» ARTnews magazine, New York City, June 2014, c.54-57

Ссылки

Источник —

Same as Титаренко, Алексей Викторович