Черкасская, Мария Юрьевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Мария Арендт ( Мария Юрьевна Арендт , 17 декабря 1968 год , город Москва ) — современная российская художница , живописец , график , иллюстратор , работает в технике «графика нитью на холсте» ( вышивание ), занимается инсталляциями. С 1997 года входит в секцию монументально -декоративного искусства Московского Союза художников . Работы находятся в коллекциях Русского музея , Третьяковской галереи , Музея архитектуры имени Щусева , « Гараже », MMоMA и в частных собраниях и коллекциях Альберто Сандретти (Италия), Николаса Ильина (Германия), Брайана Ино (Лондон) и других .
Мария Арендт относится к старому российскому роду. По семейной легенде, «первый Арендт» в семейном древе московской династии был военнопленным артиллеристом, попавшим в Россию из Швеции во времена Петра I . Предок Николай Фёдорович Арендт был личным врачом Российского Императорского двора , он облегчал страдания Александра Пушкина после дуэли с Дантесом . Непосредственно ветвь Марии идёт от его брата — Андрея Фёдоровича Арендта (1795—1862), тоже врача. Он жил в Симферополе и участвовал в Крымской войне . Кроме Пушкина, бывшего в Крыму проездом, он лечил других известных писателей — Василия Жуковского и Виссариона Белинского , был знаком с хирургом Николаем Пироговым , написал научный труд « Бешенство и борьба с ним». В 1850-х годах Николай I подарил Андрею Фёдоровичу земли в Симферополе, где тот построил усадьбу .
Жена Андрея Фёдоровича — Матрёна Калистратовна Баптизманская — бежала в Россию из Польши при Наполеоне . У пары было 10 детей: Фёдор, Павел, Николай, Константин, Владимир, Андрей, Екатерина, Наталья, Нина и София. Прапрадед Марии — Николай Андреевич Арендт (1833—1893) — окончил Императорскую медико-хирургическую академию в Петербурге, работал врачом, но больше известен как первопроходец отечественного воздухоплавания . Род его жены — Софии Адриановны Сонцовой — ведёт корни от князя Владимира Красное Солнышко , она была хорошо образована, вела светские переписки с писателем Григорием Данилевским , поэтом Яковом Полонским и философом Фердинандом Лассалем . У пары было три дочери: старшие обе Софии и младшая Ариадна .
Прабабушка Марии Арендт — средняя дочь Николая Андреевича и Софии Адриановны. Две другие сестры уехали из России, а София Николаевна, хоть и получила образование в Варшаве и Париже , осталась на родине и работала дантистом в Симферополе . В апреле 1921 года, в разгар гражданской войны , София попала под проверку ЧК «за пособничество белым » и была освобождена поэтом Максимилианом Волошиным , но утратила возможность вести частную практику. Ей пришлось устроиться в Симферопольскую железнодорожную поликлинику .
Дочь Софии Николаевны (бабушка Марии Арендт) — Ариадна Александровна Арендт (1906—1997) стала известным советским скульптором и графиком. Среди её учителей и наставников Вера Мухина , Иван Ефимов , Владимир Фаворский , Иосиф Чайков . Считается, что Ариадна создала портрет Константина Циолковского в 1930-е годы после встречи: учёный интересовался воздухоплавательными работами Николая Арендта. Во ВХУТЕМАСе Ариадна встретила своего первого мужа, скульптора Меера Айзенштадта , в 1934 году у них родился сын Юлий (отец Марии Арендт). Ариадна впоследствии изменила его имя и отчество, он стал Юрием Андреевичем Арендтом (1934—2022). В советское время Ариадне и второму мужу Анатолию Григорьеву пришлось непросто. После его освобождения из Воркутлага и восстановления художественных прав и доступа к мастерской, они построили дом в Коктебеле , который и сейчас является семейным домом .
Юрий Арендт поступил на геофак МГУ, где познакомился с Еленой Евгеньевной Павловой (1934—2018), они оба были палеонтологами , однако помимо науки Юрий занимался и коллекционированием, и реставрацией семейных работ в мемориальной квартире и мастерской Арендтов на Масловке . У пары две дочери — Наталия (художница сцены по образованию, занимается живописью и скульптурой ) и Мария. Дочь старшей сестры тоже носит имя Ариадна, искусствоведка , художница и керамистка . А сын Марии — Александр Арендт-Суслов — пошёл в науку, физик, занимается океанологией .
Обе сестры росли в Коктебеле и городке художников на Верхней Масловке в Москве, где одновременно жили Василий Ватагин , Эрнст Неизвестный и другие деятели искусства. Девушки проводили много времени в мастерских и на выставках, а первой учительницей была их бабушка Ариадна Александровна. Сестра Наталия занялась скульптурой, а Мария Арендт поступила в Московское художественно-промышленное училище по специальности «художник по вышивке» и закончила его в 1989 году. До 1995 года она работала художником-дизайнером. С 1997 года входит в секцию монументально-декоративного искусства Московского Союза художников .
Бабушка поддержала инициативу Марии заниматься вышивкой. В интервью Мария отмечает, что выбрала отличную от бабушки и сестры технику, «чтобы не сравнивали», а также «отчасти потому, что скульптура — очень тяжеловесное вещество-существо, а хотелось чего-то лёгкого, воздушного… чтобы выставку поместить в чемодан… чтобы это было на невесомых тканях». Творческий поиск начинался народных мотивов, после — икон, потом она перешла на миниатюры на черепицах: «На одной из совместных с Наташей выставок [во флигеле «Руина» ] я поняла, что мои работы среди огромных скульптур никто не заметит, надо что-то изобретать». В итоге Мария «стала вышивать миниатюры белыми стежками на чёрном фоне. Маленькое на огромном. С этого все и началось. Каждый стежок был вымерен, выстрадан, каждую работу я делала долго и тщательно». Художница и арт-критик Марина Перчихина называет работы Марии термином «завесы» .
Кураторы называют её технику «рисование иглой». Ткань, которую выбирает Мария Арендт для своих работ, чаще всего белая или чёрная — как лист бумаги или как аспидная доска . Мария работает частично руками, частично создаёт образы на швейной машинке . В некоторых работах использует обрывки старых газет в качестве «связующего звена между прошлым и настоящим» , украшает палеонтологическими артефактами и ракушками, дополняет винтажными тканями. Изнаночная сторона работ важна не менее лицевой .
В проектах часто присутствуют медицинская тематика: «В нашей семье было несколько поколений врачей, поэтому без медицины на выставке никак не обойтись». В частности, в 2012 году Мария придумала проект «Дела сердечные», или «Курсы кройки и шитья», и пригласила в соавторы кардиохирурга Михаила Алшибая . Среди вдохновляющих её художников Арендт называет Трейси Эмин , Тимура Новиков , Антони Тапиеса и своих предков — Ариадну Арендт и Меера Айзенштадта, к которым часто делает оммажи в своих работах, Мария также использует авиационные эскизы и наброски прапрадеда, включает детские впечатления . Помимо этого в темах фигурирует литература (Пушкин) и фольклор (частушки) .
Крупный проект «Ткань города» посвящён объектам, требующим внимания общества: «Что может быть более странным: бетон, арматура, железо — и вдруг это изображено вот так воздушно, в качестве медиа выбрана ткань». В 2010 году она создала серию работ «Сила башни» во время разговоров о возможном сносе Шуховской башни на Шаболовке — в тот момент архитектурный объект был в критическом состоянии и требовал как минимум консервации. Марию привлекают здания в стиле конструктивизма . Она вышивала тель-авивские белые кварталы , ездила в Коломну , чтобы вышивать с натуры архитектурные объекты, которым грозит опасность, в том числе от некорректной реставрации: «Одну работу я оставляю Шёлковой фабрике — её изображение. Создавать её мне помогали жители Коломны: часть швов прошила коломенская портниха, несколько окошек соткала сотрудница Шёлковой фабрики, поэтому я считаю, что работа не совсем мне принадлежит, а городу. Вторая работа поедет со мной в мастерскую. Буду показывать её на выставках» . В 2021 году в Лондоне, где Мария жила с сестрой Наталией, она узнала, что собираются снести башни газгольдера XIX века: «от безысходности и невозможности помочь сохранить, начала вышивать их» .
Потомкам Андрея Фёдоровича Арендта пришлось продать симферопольскую усадьбу и переехать в Мегофули рядом с Ялтой , однако семья всегда боролась за сохранение родового дома как архитектурного и исторического наследия города. Здание требует реставрации . В 2016 году Мария была в числе 128 представителей художественного сообщества, подписавших Диплом в защиту Петра Павленского , арестованного за акцию «Угроза» .
|
Мария Арендт регулярно выставляется с 2008 года в России и Европе (Великобритания, Франция, Италия. В портфолио немало совместных проектов с сестрой Наталией, ряд Московских биеннале современного искусства . Ниже представлены некоторые крупные персональные и групповые выставки и мероприятия .