Interested Article - Пуаро, Огюст

Огю́ст Пуаро́ , также Огюст или г-н Огюст ( фр. Auguste Poireau ; около 1780, Лион — 1832, Петербург или же 1844 за рубежом ) — французский танцовщик и балетмейстер, младший брат певицы мадам Шевалье и шурин балетмейстера Шевалье . В конце XVIII — первой трети XIX веков плодотворно работал в России, в придворной труппе петербургских театров — здесь по русскому обычаю его стали называть Августом Леонтьевичем.

Биография

Являлся родным братом певицы, известной как Мадам Шевалье или Шевалье-Пейкам , которая вышла замуж за танцовщика и хореографа Пьера Пейкама Шевалье .

Работал в Бордо .

Его красавица-сестра, певица привлекла внимание директора Петербургской императорской труппы Н. Б. Юсупова , и тот пригласил её с мужем и братом работать во Французской труппе при императорских театров , куда те и прибыли в 1797 или 1 апреля 1798 года . Контрактом оговаривались гонорары: Мадам Шевалье получала 7000 рублей (до неё такого жалования не получал никто в труппе), балетмейстер Пьер Шевалье — 3000, танцор Огюст Пуаро — 2000 рублей, к тому же им полностью оплачивалась квартира, дрова, карета для выездов и предоставлялись бенефисы .

Мадам певица сразу привлекла повышенное внимание со стороны сановников Павла I (и помимо многочисленных дорогостоящих подарков, даже имела дочь от Кутайсова ), а затем и самого императора, о её феноменальной жадности по Петербургу ходили небезосновательные слухи; а муж и брат пользовались результатами её успеха вместе с ней, при этом работая на балетной сцене Пьер Шевалье в должности главного балетмейстера Петербургской труппы , а Огюст Пуаро — в амплуа первого пантомимного танцовщика . Однако в марте 1801 года вся их жизнь круто изменилась в результате государственного переворота: Павел I был убит, а заступивший на царствование Александр I потребовал немедленной высылки мадам Шевалье. Пьер Шевалье в это время находился в Париже, куда был командирован с большой суммой для ангажирования знаменитых французских артистов для русского театра, и потому решил не возвращаться .

Тем не менее от Огюста Пуаро никто не потребовал немедленно покинуть Петербург, и он продолжал работать в России, где сначала был на исполнительском амплуа танцора, а впоследствии поставил как балетмейстер свыше 30 балетов, некоторые ставил совместно в И. И. Вальберхом и Ш. Дидло . Этот период времени связан с развитием и становлением русского балета, о чем впоследствии писал историк русского балета Ю. А. Бахрушин : «Период с 1790 по 1805 год был чрезвычайно знаменательным в истории развития балета в России. За это пятнадцатилетие … было заложено прочное основание для самоопределения русского балета» .

Адам Глушковский называл Огюста «отличным, первоклассным танцовщиком». Он особо прославился исполнением национальных танцев , а русский исполнял «как настоящий русский» . Биографическая энциклопедия дает творчеству Огюста Пуаро (или, как его стали называть — Огюста) высокую характеристику: «Огюст был не только хорошим танцором, но и отличным балетмейстером … он в танцах, особенно в исполнении русской пляски, был неподражаем» . Кроме того, он вел педагогическую работу в Петербургской театральной школе и какое-то время он был и придворным учителем танцев.

О его кончине версии расходятся: по некоторым источникам, он умер в 1832 году Санкт-Петербурге , по другим — в 1833 покинул Петербургскую сцену, а скончался в 1844 .

Репертуар

Среди балетных партий артиста:

Постановки в Большом театре Санкт-Петербурга

Балеты и дивертисменты

  • 1810 — «Мельник, или Ночное свидание», комический балет в 2 актах (на музыку Александра Аблесимова ?)
  • 1812 — «Любовь к Отечеству» Катерино Кавоса (совместно с Иваном Вальберхом )
  • 1813 — «Казак в Лондоне», анекдотический балет на сборную музыку (совместно с Иваном Вальберхом)
  • 1813 — «Русские в Германии» (совместно с Иваном Вальберхом)
  • 1813 — «Праздник в стане союзных армий» дивертисмент с пением Катерино Кавоса (совместно с Иваном Вальберхом)
  • 1814 — «Торжество России, или Русские в Париже», «аналогический» балет в 3 актах с пением и хорами (совместно с Иваном Вальберхом)
  • 1815 — « » Даниэля Стейбельта (совместно с Иваном Вальберхом)
  • 1818 — «Казаки в гостях у Филатки», дивертисмент на сборную музыку
  • 1819 — «Молодая охтянка», дивертисмент на сборную музыку
  • 1819 — «Семик, или Гуляние в Марьиной роще», дивертисмент на сборную музыку
  • 1820 — «Федул с детьми на господской вечеринке», балет-дивертисмент в 1 акте
  • 1820 — «Похищение, или Роберт — атаман разбойников», пантомима-балет в 3 актах
  • 1821 — « », дивертисмент в 1 акте
  • 1821 — «Дезертир», балет в 3 актах (возобновление постановки Ивана Вальберха)
  • 1822 — «Освобождение молодой крестьянки от разбойников, или Храбрость русского солдата», анекдотическая суета с хороводами, песнями и плясками на сборную музыку
  • 1822 — «Семик в новом виде», дивертисмент на сборную музыку
  • 1823 — «Рауль Синяя борода» большой трагический балет в 4 актах на музыку Катерино Кавоса, Андре Гретри и Николая Кубишты (возобновление постановки Ивана Вальберха)
  • 1823 — « Кавказский пленник, или Тень невесты » Катерино Кавоса (совместно с Шарлем Дидло )
  • 1823 — «Семья простаков, или У страха глаза велики» А. Париса, пантомимная комическая сцена
  • 1823 — «Демьянова уха» интермедия по басне Ивана Крылова с русскими плясками
  • 1824 — «Филатка и Федора на празднике в Парголове», дивертисмент в 1 акте
  • 1824 — «Чёрный лес», балет в 3 актах А. Париса
  • 2 декабря 1824 «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Фридриха Шольца (петербургская постановка балета Адама Глушковского совместно с Шарлем Дидло, дан в собственный бенефис )
  • 1825 — «Батюшкина дочь, или Нашла коса на камень» комедия-балет в 3 актах на музыку Катерино Кавоса, П. Ф. Турика и Шелихова (совместно с Шарлем Дидло)
  • 1826 — «Возвращение князя Пожарского в своё поместье», дивертисмент
  • 1827 — «Дидона или Истребление Карфагена» большой трагический балет на музыку Мартена и Катерино Кавоса (совместно с Шарлем Дидло)
  • 1828 — «Гулянье на Крестовском острове, или Сюрприз» на музыку Катерино Кавоса и Фердинанда Антонолини , балет в 1 акте
  • 1828 — «Деревенская героиня» на музыку А. Париса и других авторов
  • 1828 — «Сатана со всем прибором, или Урок чародея» большой волшебный балет в 3 актах на музыку Катерино Кавоса, П. Ф. Турика и Шелихова
  • 1830 — «Альмавива и Розина, или Обманутый опекун» большой балет в 3 актах
  • 1830 — «Кораблекрушение морских разбойников, или Маленький матрос» А. Париса (совместно с Шарлем Дидло)
  • 1830 — «Аннета и Любим»
  • 1831 — « Клари » большой балет в 3 актах Родольфа Крейцера
  • 1834 — «Отчаяние Жокриса, или Простаки», комический балет в 1 акте на сборную музыку
  • 1837 — «Рауль Синяя борода, или Опасность любопытства» пантомимный балет в 2 актах на музыку Катерино Кавоса и Андре Гретри

Танцы в операх

  • 1809 — «Девишник, или Филаткина свадьба» комическая опера-балет А. Н. Титова
  • 1819 — «Красная шапочка» волшебная опера в 3 актах с хорами и балетами Франсуа Адриена Буальдье (совместно с Шарлем Дидло)

Примечания

  1. [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/94401/Огюст Большая биографическая энциклопедия. 2009 // Огюст, Август Леонтьевич, автор Е. Ястребцев]
  2. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2788 дней])
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. . Дата обращения: 6 марта 2011. 7 ноября 2007 года.
  5. от 1 января 2011 на Wayback Machine Энциклопедия балета (страница 62) // автор Г. Н. Добровольская ]
  6. . Дата обращения: 6 марта 2011. 30 мая 2009 года.
  7. Ю. А. Бахрушин. «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)
  8. . Дата обращения: 30 марта 2011. 29 января 2009 года.
  9. Ю.Бахрушин . «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)
  10. [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/20395/Дидло Большая биографическая энциклопедия]
Источник —

Same as Пуаро, Огюст