Interested Article - Кавказский пленник (балет Кавоса)

«Кавка́зский пле́нник, или Те́нь неве́сты» — большой пантомимный балет Катерино Кавоса в четырёх актах. Либретто Шарля Дидло по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина .

История создания

Поэма Александра Пушкина « Кавказский пленник » увидела свет в августе 1822 года, а уже осенью балетмейстер Шарль Дидло приступил к постановке балета «по мотивам» этого произведения. Как писал Дидло в предисловии к либретто: «Все литераторы хвалят сие отличное произведение русской поэзии. Я просил перевести для себя краткое извлечение оного, — и нашёл содержание весьма интересным» .

Впрочем, «интересное содержание» претерпело в трактовке Дидло весьма существенные изменения. Действие «Кавказского пленника» было перенесено в IX век. По мнению историка театра Абрама Гозенпуда : «Изображать на сцене современность, к тому же насыщенную взрывчатым материалом (борьба горцев с русскими), было невозможно в балетном театре» . Кроме того, в балете появилась вторая героиня — невеста пленника. Как объяснял сам Дидло: «иначе я не мог бы ясно и скоро выразить пантомимой причины, почему Ростислав отказывается от любви черкешенки» . (Эта идея пригодилась и следующим балетным интерпретаторам поэмы — создавая в 1938 году свой балет « Кавказский пленник », Борис Асафьев и Николай Волков также вывели на сцену возлюбленную героя).

Но более всего поражал современников финал балета — невеста погибала, благословляя пленника на брак с черкешенкой, которые отправлялись на «празднество по поводу победы над черкесами и принятие ханом русского подданства» . Но, несмотря на столь явные противоречия с литературным источником, балет имел грандиозный успех, неоднократно возобновлялся и через четыре года после премьеры был перенесён Адамом Глушковским в Москву.

Действующие лица

  • Ростислав, пленник
  • Хан
  • Кзелкайя, черкешенка
  • Горислава, невеста Ростислава
  • Отец Ростислава
  • Черкесы

Сценическая жизнь

Большой театр (Санкт-Петербург)

Премьера прошла 15 января 1823 года в бенефис Огюста Пуаро

Балетмейстер-постановщик Шарль Дидло , финальный дивертисмент в постановке Огюста Пуаро, художник-постановщик Кондратьев, художник по костюмам Бабини, дирижёр-постановщик Катерино Кавос

Действующие лица

27 августа 1834 год — возобновление

Действующие лица

6 июля 1838 год — возобновление

Действующие лица
  • Кзелкайя — Мария Новицкая

Большой театр (Москва)

Премьера прошла 4 октября 1827 года в бенефис Татьяны Глушковской

Дополнительные номера на музыку Николая Кубишты, хореография Шарля Дидло, балетмейстер-постановщик Адам Глушковский , художник-постановщик Павел Баранов

Действующие лица
  • Ростислав — Адам Глушковский (затем Жозеф Ришар)
  • Кзелкайя — Татьяна Глушковская (Иванова) (затем Александра Воронина-Иванова)
  • Горислава — Екатерина Лобанова

Библиография

  • Кавказский пленник или тень невесты. Либретто. — СПб. : Типография императорских театров, 1823.
  • Слонимский Ю. Карл Дидло // Мастера балета. — Л. : Искусство, 1937. — С. 47—49. — 286 с. — 5000 экз.
  • Ильин А. Пушкинские балеты // . — Л. : Музгиз, 1949. — С. 82—86. — 150 с. — 12 000 экз.
  • Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. — Л. : МУЗГИЗ, 1959. — 784 с. — 3000 экз.
  • Красовская В. Сюжеты Пушкина в искусстве русской хореографии // . — Л. : Наука, 1967. — Т. 5. — 396 с. — 6200 экз.

Примечания

  1. [www.pro-ballet.ru/html/k/kavkazskiy-plennik.html Кавказский пленник] // Русский балет: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997.
  2. Кавказский пленник или тень невесты. Либретто. — СПб. : Типография императорских театров, 1823.
  3. Гозенпуд А. . — Л. : МУЗГИЗ, 1959. — 784 с. — 3000 экз. 20 ноября 2007 года.
  4. Слонимский Ю. Карл Дидло // . — Л. : Искусство, 1937. — С. 48. — 286 с. — 5000 экз. 5 марта 2016 года.
Источник —

Same as Кавказский пленник (балет Кавоса)