Interested Article - Галеви, Фроманталь

Жак Франсуа́ Фроманта́ль Эли́ Галеви́ ( фр. Jacques-François-Fromental-Élie Halévy ; 27 мая 1799 , Париж , Франция 17 марта 1862 , Ницца , Франция ) — французский композитор , автор многих произведений, самое известное из которых — опера « Жидовка ».

Ранние годы

Галеви был сыном парижского кантора и учителя древнееврейского языка.

В возрасте девяти или десяти лет (сведения разнятся) Галеви поступил в Парижскую консерваторию . Там он стал учеником и впоследствии протеже Луиджи Керубини .

В 1819 году он получил Римскую премию за кантату «Эрминия» , и в возрасте 20 лет оказался в центре внимания музыкального мира. В истории французской музыки он был одним из самых юных обладателей Римской премии.

Дальнейшая деятельность

С 1816 года преподавал в Парижской консерватории, с 1827 года — профессор. Среди учеников — Шарль Гуно , Жорж Бизе , Камиль Сен-Санс , Антуан Мармонтель , Виктор Массе . В 1835 году у Галеви брал частные уроки композиции Жак Оффенбах . Галеви состоял педагогом-концертмейстером оперной труппы парижского « Театр Итальен », затем Парижской оперы . Член (с 1836) и постоянный секретарь (с 1854) Академии изящных искусств .

Умер Галеви в Ницце , оставив свою последнюю оперу, « Ной », незаконченной. Партитуру закончил его зять и ученик Жорж Бизе . Премьера состоялась через десять лет после смерти самого Бизе.

Семья

Произведения

Оперы

Самая известная опера Галеви, « Жидовка » ( фр. La Juive ; впервые поставлена в Парижской опере в 1835 году), выдержана в полном соответствии с канонами большой оперы . Всего Галеви написал около сорока опер, в большинстве своём комических , среди которых:

  • 30 января 1827 , Опера-Комик — « », комическая опера по либретто Анри де Сен-Жоржа (выдержала 14 представлений)
  • 8 ноября 1827 , Опера-Комик — « », одноактная комическая опера по либретто Анри де Сен-Жоржа (выдержала 13 представлений)
  • 19 декабря 1828 , Комеди-Итальен — « », трёхактная опера по либретто Пьетро Джанноне , главную партию исполнила Мария Малибран (выдержала 6 представлений)
  • 7 ноября 1829 , Опера-Комик — « », одноактная комическая опера по либретто Леона Галеви (выдержала 119 представлений)
  • 12 марта либо 20 июня 1832 , Опера Ле Пелетье — « », пятиактная опера-балет по либретто и , балетные сцены композитора , хореограф Жан Коралли (выдержала 46 представлений, 60 раз давалась отдельными актами)
  • 16 мая 1833 , Опера-Комик, Зал де-ля-Бурс — « », двухактная комическая опера Фердинана Герольда по либретто Анри де Сен-Жоржа, законченная Галеви (выдержала 70 представлений)
  • 23 февраля 1835 , Опера Ле Пелетье — « Жидовка », большая опера в пяти актах по либретто Эжена Скриба (имела большой успех)
  • 16 декабря 1835 , Опера-Комик, Зал де-ля-Бурс — « », трёхактная комическая опера по либретто Анри де Сен-Жоржа (имела большой успех)
  • 5 марта 1838 , Опера Ле Пететье — « », большая опера в пяти актах (урезана до 4-х при возобновлении 1840 года) по либретто Эжена Скриба
  • 2 сентября 1839 , Опера-Комик, Зал де-ля-Бурс — « », трёхактная комическая опера по либретто Эжена Скриба на сюжет из Бальзака (выдержала 14 представлений)
  • 22 декабря 1841 , Опера Ле Пететье — « » большая опера в пяти актах по либретто Анри де Сен-Жоржа, хореография Жозефа Мазилье
  • 15 марта 1843 , Опера Ле Пелетье — « » по либретто Жермена и Казимира Делавинь (возобновлялась несколько раз, выдержала 61 представление)
  • 3 февраля 1846 , Опера-Комик, Зал Фавар — « », трёхактная комическая опера по либретто Анри де Сен-Жоржа
  • 11 ноября 1848 — « », комическая опера по либретто Анри де Сен-Жоржа (имела большой успех, выдержала 165 представлений)
  • 1850 — « » (по итальянскому либретто на основе одноимённой пьесы Уильяма Шекспира )
  • 1850 — « Пиковая дама » ( фр. La dame de pique , по повести Александра Пушкина в переводе Проспера Мериме )
  • 23 апреля 1852 , Опера Ле Пелетье — « », большая опера по либретто Эжена Скриба и Анри де Сен-Жоржа (выдержала 49 представлений)
  • 1 сентября 1853 , Опера-Комик, Зал Фавар — « », трёхактная комическая опера по либретто Эжена Скриба (выдержала 38 представлений)
  • 14 мая 1855 , Театр-Лирик — « », трёхактная комическая опера по либретто Анри де Сен-Жоржа и Адольфа де Лёвена
  • 26 апреля 1856 , Опера-Комик, Зал Фавар — « », трёхактная комическая опера по либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре , последняя комическая опера композитора
  • 17 марта 1858 , Опера Ле Пелетье — « », большая опера в пяти актах по либретто Анри де Сен-Жоржа на основе легенд о Мелюзине (выдержала 45 представлений)
  • 1858—1862 — « Ной », пятиактная опера по либретто Анри де Сен-Жоржа, была закончена после смерти композитора его зятем, Жоржем Бизе , однако не была принята к постановке.

В других жанрах

Композитор писал также и балеты: премьера « » состоялась в театре Ле Пелетье 3 мая 1830 года (хореограф — Ж.-П. Омер ).

В году Галеви написал кантату « Прометей прикованный » ( фр. Prométhée enchaîné ; либретто по Эсхилу ), где в Хоре океанид экспериментировал с четвертитонами , которые, впрочем, не произвели на публику ожидаемого эффекта .

Примечания

  1. Fromental Halevy // (англ.)
  2. Jacques François Fromental Élie Halévy // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Fromental Halévy // — 1808.
  4. «Галеви» — традиционное написание фамилии, правильнее Алеви́ . (Уточн. по: Галеви, Фроманталь Жак // Театральная энциклопедия / гл. ред. С. С. Мокульский . — М. : Советская энциклопедия , 1961. — Т. 1. А — «Глобус». — Стб. . — 1214 стб. — 43 000 экз. )
  5. Петухов М. О. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  6. . Дата обращения: 10 мая 2020. 20 января 2021 года.
  7. ОФФЕНБА́Х Жак (Якоб) // Окунев — Симович. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1978. — Стб. 137. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 4).
  8. З. В. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  9. С. Л. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  10. Нейтральный перевод названия: cp. (рус. дореф.) // Полный французско-русский словарь / Сост. Н.П. Макаров . — СПб. , 1870. — Т. 2: H — Z . — С. 70 .
  11. Rheinisch F. Französische Vierteltonmusik in der Mitte des 19. Jhs. // Musikforschung 37 (1984), SS.117—122.

Ссылки

Источник —

Same as Галеви, Фроманталь