Экзаркопулос, Адель
- 1 year ago
- 0
- 0
Аде́ль Гра́нцова , иногда также Гранцо́в ( фр. Adèle Grantzow ; 1 января 1845 , Брауншвейг , герцогство Брауншвейг — 7 марта 1877 , Берлин , королевство Пруссия ) — артистка балета немецкого происхождения, в начале карьеры танцевавшая в Брауншвейге и Ганновере; в 1866—1868 годах работала в Париже, в 1865—1870 годах выступала в России.
Родилась в балетной семье. Училась у своего отца, балетмейстера , и в Париже, у мадам Доменик. Артистическую карьеру начала в Брауншвейге, затем стала солисткой Ганноверского театра .
Начиная с 1865 года регулярно танцевала в России, на сцене Императорских театров . Дебютировала на сцене петербургского Большого театра 15 ( 27 ) ноября 1865 года в заглавной партии в балете Артура Сен-Леона « Фиаметта », специально возобновлённого по этому случаю. Имела столь огромный успех у зрителей, что выходила на вызовы публики 22 раза .
Сен-Леон особенно благоволил к балерине — она часто танцевала главные партии в его балетах в России, а затем с его подачи и в различных театрах Европы.
В 1866 году по рекомендации Сен-Леона Гранцова была приглашена в парижскую Императорскую оперу , где она могла выступать в летнее время, когда была свободна от других театральных контрактов. Дебютировав на сцене театра Ле Пелетье в « Жизели », она сразу очаровала парижскую публику. Сен-Леон тут же начал с ней готовить премьеру своего нового балета — однако, так как премьера « » по различным причинам задерживалась, балерина была вынуждена уехать, и в главной партии её заменила . Когда Адель вернулась в Париж в следующем, 1867 году, и наконец смогла исполнить партию Наилы, публика восприняла её дебют как настоящую премьеру балета.
В начале 1868 года Гранцова имела громкий успех в Санкт-Петербурге при возобновлении балета « Корсар » — специально для неё Мариус Петипа добавил в спектакль картину «Оживлённый сад», ставшую классической для русской хореографии . Весной того же года она вместе с Сен-Леоном была в Италии, где исполнила в Триеста свою коронную роль Фиаметты (балетмейстер осуществил здесь свою постановку под названием «Пламя любви»).
С окончанием петербургского сезона Гранцова вновь вернулась в Париж, где Сен-Леон в расчёте на её дарование всё лето работал с ней над новым балетом « Коппелия ». Артистка должна была исполнить партию Сванильды, но премьера с её участием опять не состоялась — она серьёзно заболела и балетмейстер отложил премьеру до следующего года; однако и сезон 1869 года прошёл в Париже также без неё. Так как Сен-Леона не устраивали другие артистки, весь год он безуспешно искал себе новую исполнительницу, озадачивая этим даже Делиба , находившегося в Италии. В итоге премьера состоялась лишь в мае 1870 года — роль Сванильды исполнила другая ученица мадам Доменик, 16-летняя . Ровно шесть месяцев спустя, ослабленная голодом, она умерла от эпидемии, охватившей осаждённый немцами город .
Карьера Адель Гранцовой также резко оборвалась на взлёте. В сезоне 1870 года она ещё танцевала в Петербурге. Однако затем повредила себе ногу и умерла в 1877 году в возрасте 32 лет от последствий неудачной операции.
Большой театр, Санкт-Петербург
Большой театр, Москва
(*) — первая исполнительница партии.
(**) — первая исполнительница партии при постановке на данной сцене.