Черкасская, Мария Юрьевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Мария (Марианна) Борисовна Черкасская (по мужу Палечек; 13(25).2.1876, Петербург — 11.1.1934, Рига ) — оперная певица (лирико-драматическое сопрано) и вокальный педагог.
Родилась в Санкт-Петербурге в аристократической семье 13 (25) февраля 1876 года .
Училась в Смольном институте благородных девиц .
В 1900 году окончила Петербургскую консерваторию , педагог К. Ферни-Джиральдони .Тогда же дебютировала в Мариинском театре в партии Татьяны — « Евгений Онегин » П. Чайковского или Тамары — «Демон» А. Г. Рубинштейна .
1900—1918 — солистка Мариинского театра.
Сразу после революции жизнь певицы круто меняется — как чуждый революционному рабоче-крестьянскому духу аристократический элемент, она по трудовой повинности вынуждена разгружать барки с дровами на набережной Невы . Вскоре было принято решение эмигрировать. Семья сменила несколько стран, жили в Афинах, Париже, Шанхае… В конце концов осели в Риге . По одним данным, в 1919—1929 гг. она работала солисткой Латышской оперы . По другим — первое выступление Марианны Черкасской в Риге состоялось 13 февраля 1926 года на сцене Латвийской национальной оперы в « Гугенотах » Дж. Мейербера .
Её искусство оказало немалое влияние на формирование латвийской оперной школы .
В Латвии принимала участие в благотворительных концертах — несмотря на то, что очень нуждалась, будучи беженкой в эмиграции .
Помимо работы в стационарных театрах, много гастролировала по России: 1913 — в антрепризе Серебрякова и за рубежом: 1907 — участвовала в концертах « Русских сезонов » в Париже с С. П. Дягилевым , 1909 — в Ла Скала , 1911 — в Парижском театре Сары Бернар , в Афинах , 1917 — в Монте-Карло (в опере « Демон » выступала в партнерстве с М. Баттистини ), 1921 — в Шанхае, 1922 — в Париже ( Гранд-Опера ).
Камерный репертуар певицы включал произведения А. Гречанинова, В. Калинникова , кантаты И. С. Баха .
Записывалась на грампластинки; всего записала 25 произведений: оперные арии, романсы, дуэты (в Петербурге «Э. Берлинерс Граммофон», 1899; «Граммофон», 1907, 1913) и Киеве («Артистотипия», 1914) .
В марте 1925 участвовала в первой технической пробе-трансляции оперы « Саломея » Р. Штрауса (п/у В. И. Сука ) .
Часть материалов и записей певицы хранится в ИРЛИ (Санкт-Петербург).
Певице посвятили свои романсы А. П. Боначич («Ты помнишь ли, над морем мы сидели», 1899), А. Манн («Чарующее слово», 1899; рукопись романса хранится в отд. ГПБ, ф. 1047, № 38) .
Оставив оперную сцену, ещё какое-то время продолжала концертировать и вела педагогическую работу, преподавала в Рижской консерватории.
Похоронена в Риге на Покровском кладбище .
Сын: Алексей Николаевич Черкасский (1904, Россия — 1980, США) — оперный певец, режиссёр оперных спектаклей, работал на радиостанции « Голос Америки ». Его дочь Марина Чаркасская-младшая — солистка Американского балета .
Пружанский А. М. о певице: «Обладала легким, ровным (во всех регистрах), удивительным по красоте голосом мягкого, густого тембра, близким к меццо-сопрано с ярким „металлическим“ верхним регистром и безупречной музыкальностью. Её исполнение отличалось кантиленностью, выразительной фразировкой» .