Interested Article - Костёл Посещения Пресвятой Девой Марией Св. Елизаветы (Фащевка)
- 2020-04-27
- 1
Костёл Посещения Пресвятой Девой Марией Св. Елизаветы — бывший римско-католический сакральный комплекс, располагавшийся в агрогородке Фащевка Шкловского района Могилевской области Республики Беларусь .
До недавнего времени не было известно, что изначально деревня называлась Черница, а название Фащевка или Хващевка окончательно закрепилось только во второй половине XVII века . Вследствие этого ранняя история костёла и прихода долгое время оставалась малоизученной, содержала ошибки и нестыковки.
Особо почиталась местными верующими известная с первой половины XVII века икона Девы Марии Фащевской, которая считалась чудотворной .
Фащевский костёл был одним из первых в Беларуси, где в начале XX века начали произноситься проповеди на белорусском языке .
История
В 1604 году деревня Черница над ручьём Черницей впервые упоминается в Плещицком войтовстве Могилёвской экономии .
5 ноября 1611 года король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза для создания иезуитского коллегиума и школ даровал 200 волок земли с подданными в Могилевской экономии и участок земли в Орше . В следующем, 1612 году, представители короля и виленского епископа вместе с администрацией Могилёвской экономии выделили для передачи оршанским иезуитам деревни Черница (позднее Фащевка ), Княжичка (позднее Княжицы ), Кривель , Чемоданы (позднее Старые Чемоданы) и Челна (позднее Саськовка) .
Точно неизвестно когда оршанские иезуиты предприняли первые попытки окатоличивания местных православных крестьян, но по косвенным сведениям можно допустить существование здесь католической часовни уже в 1630-х годах. В Чернице находилась икона Девы Марии, считавшаяся чудотворной .
В 1634 году король Речи Посполитой Владислав IV Ваза пожаловал оршанским иезуитам на содержание бурсы музыкантов соседнюю деревню Дубровка. Отмечается, что русины Дубровки упорно придерживались православия. Иезуиты не запрещали им посещать православную церковь, но заставляли слушать проповеди в католическом костёле. Учитывая расстояние до ближайших костёлов в Шклове и Могилёве , которое едва ли позволило бы крестьянам регулярно их посещать, это упоминание косвенно свидетельствуют о существовании католической общины в Чернице . Жителям Дубровки не нравилось такое требование, поэтому они просили о присоединении своей деревни обратно к королевским владениям, но безрезультатно. Во время особенно суровой зимы 1642 года иезуиты доставляли крестьянам еду и давали приют детям, что склонило упорствующих к обращению в католичество . Тот факт, что иезуитские источники упоминают только о сопротивлении окатоличиванию жителей Дубровки, даёт основание полагать, что крестьяне остальных деревень (Черница, Кривель, Княжичка, Челна, Чемоданы) или к тому времени уже приняли католичество, или хотя бы не оказывали серьёзного сопротивления .
По неподтверждённым сведениям часовня была сожжена козаками в 1655 г. во время войны Российского царства с Речью Посполитой (1654-1667). Информацию об этом находим только в сокращённой редакции исследования иезуитского историка кс. , а в полной версии она отсутствует .
В 1668 году в Чернице был построен новый костёл , с 1669 года начали вестись метрические книги .
В 1692 году построен новый большой деревянный костёл .
В 1708 году во время Северной войны (1700-1721) костёл ограбили российские войска, забрали костельное серебро, священнические одежды и даже восковые свечи .
В 1737 году начали класть фундаменты под новый каменный костёл. Угловой камень был заложен 9 июля 1738 г. Строительством в 1738-1739 гг. руководил Ежи Шик ( нем. Schick, Schyck , польск. Jerzy Szyk ), который умер 6 июня 1739 г. от удара молнии во время работы на строительных лесах при костёле. В 1747-1757 гг. строительством руководил Бенедикт Мёзмер ( нем. Mösmer , польск. Benedykt Mezmer ). Новый костёл был освящен 7 сентября 1754 г., но уже в 1757 г. разрушился недавно поставленный каменный музыкальный хор. В иезуитской хронике записано, что это случилось по вине архитектора, но его фамилия не приводится .
В 1768 году костёл освятил епископ-суффраган белорусский (вспомогательный епископ Виленского диоцеза для Беларуси) .
Фащевский храм имел статус филиального костёла в Оршанском приходе. В 1776 году епископ Станислав Богуш-Сестренцевич совершил пастырскую визитацию костёла, во время которой учредил отдельный фащевский приход . Епископ назначил куратом иезуита о. Доминика Бжезинского ( польск. Dominik Brzeziński ) и отдал ему заверенный своей печатью инвентарь костёла. Такое назначение противоречило правилам ордена, поэтому вице-провинциал о. Станислав Черневич отозвал о. Бжезинского в Оршу и от своего имени прислал в Фащевку администратора .
Иезуиты обслуживали фащевский приход до 1820 года, когда власти запретили деятельность Общества Иисуса на территории Российской империи . В костёле обычно работало два священника-иезуита из Оршанского колегиума .
Ликвидация прихода
С 1929 года Советское государство перешло к открытой борьбе с религиозными организациями и репрессиям против верующих.
Уже 1 апреля 1930 года на страницах виленской газеты «Дзенник виленьски» ( польск. Dziennik Wileński ) появилось письмо из СССР о преследованиях религиозных организаций и духовенства, в котором упоминаются чрезмерные налоги, установленные властями для католической общины в Фащавке :
А теперь еще одно замечание о налогах, которые должны платить верующие. Раньше за небольшую часовню в Фащавке католики платили 78 рублей (40 долларов) в год, в этом году советские власти увеличили этот налог до 1818 рублей. Эта сумма превышает материальную ценность весьма скромной часовенки
Оригинальный текст (польск.)A teraz jeszcze jedna uwaga, jak wyglądają podatki, którą muszą płacić wierni. W Faszczówce katolicy płacili dotychczas 78 rubli (40 dolarów) rocznie za małą kapliczkę.W tym roku władze sowieckie powiększyły ów podatek do 1818 rubli. Suma ta przewyższa wartość materjalną bardzo skromnej kapliczki
Возможно, речь идет об одной из часовен , существовавших в фащевском приходе в деревнях Корзеево (Кордзеево) и Углы современного Дрибинского района Могилевской области . Маловероятно, что после 23-кратного повышения налогов католики сохранили за собой часовню.
О возрастании напряжения между приходом и властью свидетельствует также краткое упоминание о Фащевке в июне 1930 года на страницах антирелигиозного журнала « Союза воинствующих безбожников », где фащевский ксёндз обвиняется в противодействии мероприятиям советской власти по коллективизации :
В деревне Фащевка (БССР) активную контрреволюционную работу проводит местный ксендз. Он несколько раз срывал набатом сходы по коллективизации, уговаривал крестьян продавать скот и угрожал вступающим в колхозы поджогами и «божьей карой».
Трудно точно определить, о ком идет речь, поскольку о. Альбин Шацилло (1887—1937), возглавлявший приход с 1924 года, был арестован в августе 1929 года , хотя есть сведения, что на момент ареста он уже был настоятелем в Койданове . С осени 1926 года в Фащевке жил шкловский администратор о. Пётр Янукович (1863—1937), которого другие источники в этот период называют фащевским настоятелем , но в епархиальном справочнике 1928 года он упоминается уже в приходе св. Франциска в Ленинграде . Кто управлял приходом до 1933 года, неизвестно. С конца 1933 или с 1934 года фащевский приход, вероятнее всего, вновь обслуживал шкловский настоятель Пётр Янукович .
Белорусский историк И. А. Пушкин утверждает, что в то время фащевский костёл еще играл значительную роль в религиозной жизни местного и окрестного населения. На религиозные праздники собиралось большое количество людей из Шкловского , Могилёвского , Дрибинского , Горецкого и Оршанского районов. Ссылаясь на докладную записку Шкловского районного комитета КП(б)Б от 6 мая 1937 года, автор пишет, что местные власти несколько раз пытались собрать подписи за закрытие костёла, но безуспешно. Костёльный совет возглавлял инвалид по зрению, в состав совета входило даже несколько колхозников. В Фащавке по инициативе властей были построены: МТС (машинно-тракторная станция), двухэтажная средняя школа , большой магазин, проведено электричество, но это не смогло повлиять на религиозность населения .
Наиболее распространенным источником информации о событиях, приведших к фактическому завершению существования прихода, являются записи о. Кароля Томецкого, сделанные в 1994-1996 годах на основе бесед с прихожанами в Фащевке .
Согласно о. Томецкому, 13 июня 1937 года, во время последнего традиционного паломничества на храмовый праздник Св. Антония в Могилёв , когда туда отправилась большая часть жителей, неизвестные преступники вломились в костёл и похитили икону Фащевской Божией Матери из главного алтаря. Фразу «неизвестные преступники» о. Томецкий берет в кавычки, подразумевая, что за этим поступком стояли люди, связанные с властями. Продолжением событий стал арест 9 октября 1937 года фащевского священника Петра Януковича, кроме него «за костёл» забрали ещё 13 прихожан, в том числе председателя костёльного комитета Игната Давидовича, органиста Мартина Секацкого, а также отца и сына Крупенко. В сносках Томецкий отметил, что об Игнате Давидовиче он узнал из публикации местного краеведа А. П. Грудино, остальных ему назвали сами фащевские прихожане. После судебного процесса, который был описан в шкловских газетах, их всех расстреляли в течение недели .
Однако в свете других источников последовательность тех событий выглядит несколько иначе.
В исследованиях по истории массовых репрессий (Р. Дзвонковский, Л.В. Моряков ), основанных на документальных источниках, утверждается, что фащевский ксёндз Петр Янукович был арестован на 4 месяца раньше — 9 июня 1937 года, постановлением Комиссии НКВД и прокурора СССР 25 августа 1937 года приговорен к смертной казни как мнимый руководитель повстанческой ячейки Польской военной организации (ПОВ) в Шкловском районе . Он был расстрелян через два дня, 27 августа 1937 года, в Минске , вместе с несколькими другими католическими священниками . Согласно Л. В. Морякову , о. Янукович был реабилитирован 22.03.1989 г. постановлением президиума Верховного суда БССР . Следственное дело № 9711 хранится в архиве Управления КГБ по Могилёвской области .
Томецкий был в курсе этой информации и приводит её в сносках, но в основном тексте брошюры решил придерживаться устного варианта, который имел хождение в Фащевке . В таком случае похищение иконы Богородицы Фащевской, если оно действительно имело место, произошло через четыре дня после ареста священника и, возможно, наиболее активных прихожан, в то время как остальные участвовали в паломничестве в Могилёв . Подобные обстоятельства дают основания полагать, что преступление могло носить чисто криминальный характер, поскольку во всех отношениях момент был очень удачным для воров — костёл на определенное время остался без пристального присмотра. Тем более, подобная кража уже случалась в 1912 году , когда серьезных преследований со стороны властей не было.
Что касается ареста прихожан, то в случае Игната Давидовича краевед А. П. Грудино в своей публикации не приводит дату этого события . В книге «Память: Шкловский район», на которую ссылается А. П. Грудино, отмечается, что председатель костёльного совета Игнат Августович Давидович (1904 г. р., д. Кривель ) был арестован и расстрелян гораздо раньше, в 1933 году . Очевидно [ кому? ] , не имея первоисточника, о. Томецкий ошибочно отнес арест Давидовича к 1937 году. Книги серии «Память» часто содержат ошибки и неточности [ источник? ] , но можно предположить, что репрессии , направленные против католической церкви , начались в фащевском приходе несколькими годами ранее.
Если предположить, что арестованные в 1937 году фащевские прихожане проходили по тому же сфабрикованному делу вместе со священником Януковичем, т.е. были осуждены в 1937 году и реабилитированы после пересмотра дела в 1989 году, то можно выбрать из списка необоснованно репрессированных жителей Шкловского района , напечатанного в книге «Память: Шкловский район», имена 15 возможных жертв антирелигиозной борьбы :
№ | Фамилия | Имя | Отчество | Год рождения | Место рождения | Род занятий | Осуждён | Приговор | Реабилитация |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Давидович | Суплициан (Симплициан) | Августович | 1907 | Кривель | грузчик райпотребсоюза | 1937 | Расстрел | 1989 |
2 | Желакович | Антон | Петрович | 1898 | Фащевка | единоличник | 1937 | Расстрел | 1989 |
3 | Желакович-Колос | Анеля | Леоновна | 1900 | Фащевка | 1937 | Расстрел | 1989 | |
4 | Козловский | Константин | Иванович | 1884 | Кривель | без определённых занятий | 1937 | Расстрел | 1989 |
5 | Кальчевский | Степан | Андреевич | 1861 | единоличник | 1937 | Расстрел | 1989 | |
6 | Крупенько | Антон | Якубович | 1909 | Дубровка | колхозник | 1937 | Расстрел | 1989 |
7 | Крупенько | Якуб | Александрович | 1863 | Дубровка | колхозник | 1937 | Расстрел | 1989 |
8 | Крупенько | Ипполит | Станиславович | 1865 | Саськовка | 1937 | Расстрел | 1989 | |
9 | Миколуцкий | Степан | Иванович | 1894 | Саськовка | единоличник | 1937 | 10 лет лагерей | 1989 |
10 | Праволоцкий (Правлоцкий) | Антон | Станиславович | 1894 | Слободка | колхозник | 1937 | 10 лет лагерей | 1989 |
11 | Секацкий | Венедикт | Амброжеевич | 1872 | Новые Чемоданы | единоличник | 1937 | 10 лет лагерей | 1989 |
12 | Секацкий | Яков | Игнатович | 1874 | Чемоданы | колхозник | 1937 | Расстрел | 1989 |
13 | Секацкий | Мартын (Мартин) | Викентьевич | 1884 | Дубровка | колхозник | 1937 | Расстрел | 1989 |
14 | Янукович | Пётр | Иванович | 1863 | ксёндз фащевского костёла | 1937 | Расстрел | 1989 | |
15 | Янукович | Суплициан (Симплициан) | 1891 | Фащевка | колхозник | 1937 | 10 лет лагерей | 1989 |
Число осужденных практически совпадает с данными о. Томецкого (14 и 15 человек), упоминаются уже известные Мартин Секацкий и отец с сыном Крупенко (Якуб и Антон).
После ареста о. Януковича костёлом ещё некоторое время пользовалась католическая община. В протоколе заседания бюро ЦК КП(б)Б от 5 августа 1937 года фащевский костёл значится в списке из 17 католических храмов, ещё действовавших в то время на территории БССР . Членам бюро М. И. Стакуну (председатель ЦИК БССР ), Б. Д. Берману (народный комиссар внутренних дел БССР) и Л. А. Готфриду (заведующий отделом партийной пропаганды и агитации ЦК КП(б)Б ) было поручено пересмотреть данный список с той целью, чтобы оставить костёлы только в городах со значительным числом католического населения и не более одного в городе .
В докладной записке по вопросу о костёлах на имя исполняющего обязанности первого секретаря ЦК КП(б)Б Я. А. Яковлева от 7 августа 1937 года Л. А. Готфрид писал, что в стране не осталось действующих православных храмов, шкловский костёл была конфискован под склад конторы «Загозерно», а фащевский костёл действует беспрепятственно .
В той же записке приводятся сведения о попытках властей местного уровня еще до ареста священника конфисковать здание костёла, которые имели совершенно противоположный и неожиданный для функционеров эффект :
В текущем году под воздействием Фащевского с/с произведен ремонт костела на 50 000 руб. Директор Фащевской МТС, член партии, рассказывает, как они заставили ксендза сделать капитальный ремонт костела. Он говорит: «Мы предложили ксендзу сделать капитальный ремонт костела, имея в виду, что он этого не выполнит и тогда мы сделаем изъятие костела, а оказалось, что в двухдневный срок костельный совет собрал около 60 000 руб. и в декаду произвел ремонт».
Таким образом, сельсовет и партийная организация объективно оказали содействие ксендзу в ремонте костела.
21 августа 1937 года комиссия в составе Стакуна , Бермана и Готфрида направила в бюро ЦК КП(б)Б отчёт о выполнении постановления бюро от 5 августа 1937 года по вопросу костёлов. Согласно отчёту, ни одно учреждение, за исключением НКВД, не имело даже приблизительных сведений о костёлах, общинах верующих при костёлах и их деятельности, а распад этих общин и закрытие костёлов с 1930 года происходили почти исключительно в результате работы органов НКВД, направленной против деятельности ксендзов и лидеров католических общин. По состоянию на 20 августа 1937 года действующих костёлов в БССР оставалось всего 11, среди которых храм в Фащевке , где собирались верующие из Шкловского и соседних районов, несмотря на арест священника. Общее количество посещающих оценивалось в 150—200 человек. Комиссия предложила закрыть 8 храмов и оставить открытыми 3 — кальварийский костёл в Минске , костёлы в Могилёве и Фащевке .
Конечно, после ареста священника действующим фащевский костёл можно называть только условно, но здание по-прежнему оставалось в руках верующих и использовалось как католический храм.
На заседании бюро ЦК КП(б)Б 7 октября 1937 года вновь обсуждался вопрос костёлов. В условиях нарастающего психоза по разоблачению «польских шпиков, вредителей и диверсантов» главный докладчик, председатель ЦИК БССР М. И. Стакун , настаивал на окончательном закрытии костёлов. Подводя итоги обсуждения, присланный недавно из Москвы исполняющий обязанности первого секретаря КП(б)Б А. А. Волков отметил, что «наша задача — закрыть польские костёлы в БССР », «работу нужно проводить и намеченные мероприятия осуществить». В принятом в тот же день постановлении бюро ЦК КП(б)Б «О положении антирелигиозной пропаганды в Беларуси » местным партийным органам была дана установка на дальнейшее наступление на католическую конфессию .
Точная дата конфискации властями здания остается неизвестной, но бесспорно то, что католический храм в Фащевке был одним из последних действующих костёлов на территории довоенной БССР .
Уничтожение храма
В 1939 году экспедиция по учету памятников искусства по Могилевской области под руководством искусствоведа А. В. Виннера застала фащевский костёл в относительно хорошем состоянии. На фотографиях видны лишь незначительные повреждения: отсутствуют кресты на башнях и фронтонах, разбиты стекла в некоторых окнах второго этажа храма, отсутствует металлическое покрытие на вершине башен. Принадлежало ли в то время здание католической общине, по изображениям определить невозможно .
Сотрудник Музея истории Могилёва Ю. В. Прачаков без ссылки на источник информации утверждал, что после конфискации здания в бывшем костёле разместился колхозный гараж .
Через современные публикации польских иезуитов распространяется мнение, что костёл якобы был разрушен во время Второй мировой войны , что не соответствует действительности, поскольку сохранились послевоенные фотографии храма, на которых не зафиксированы повреждения или хотя бы частичное разрушение храма. В 1991 году уроженец Саськовки Евгений Меркушевич вспоминал, что во время боев в окрестностях Фащевки в 1941 году люди прятались от взрывов в здании костёла. Подтверждали это также о. Томецкому жители в Фащевки в 1994—1994 годах .
Помимо фотографий из экспедиции 1939 года, в фондах Церковно-исторического музея при Минской духовной академии хранится паспорт памятника архитектуры, составленный А. В. Виннером в 1945 году на основе довоенных черновиков, а также архитектурное заключение и научное описание. В паспорте отмечено, что церковь была передана под зерновой склад местной конторе «Загозерно», первоначальный интерьер не сохранился, состояние здания хорошее . В архитектурном заключении и научном описании художественная ценность фащевского костёла отрицается:
Являясь типичным образцом католической барочной архитектуры XVIII в. в Белоруссии, здание б. костела иезуитов в с. Фащевка характеризуется сухостью и однообразием своих архитектурных форм и имеет ярко выраженный подражательный характер всей своей архитектуры. Все это делает это здание малоинтересным архитектурным объектом. Здание государственной охране не подлежит.
Хотя упомянутые бумаги происходят из частной коллекции и выглядят как черновики или проекты итоговых документов, но, учитывая тот факт, что в 1943—1947 годах Виннер работал в Главном управлении по охране памятников архитектуры Комитета по делам архитектуры при СНК СССР (с 1946 г. — при Совмине СССР ) , с высокой долей вероятности можно предполагать, что его выводы оказали негативное влияние на дальнейшую судьбу костёла. Памятник архитектуры XVIII в. был оставлен на произвол судьбы без внимания и защиты со стороны государства.
В брошюре о. Томецкого, находим информацию о том, что после войны появилась идея сделать в костёле клуб, но якобы под давлением общего сопротивления местных жителей от такого намерения отказались, а клуб построили рядом . Однако в интервью 2013 года восьмидесятилетний житель Фащевки Виктор Реентович утверждает, что сразу после войны костёл использовался как зернохранилище для этой части Шкловского района , а зимой зерно оттуда вывозилось в Шклов . Определенное время храм выполнял функцию сельского клуба, где артисты из Шклова проводили концерты, проходили кинопоказы. Позже в здании устроили мельницу. Через некоторое время местный колхоз стал хранить в костёле сено.
Таким образом, в послевоенные годы здание костёла довольно активно использовалось в хозяйственных целях, что подтверждается как документальными источниками (зернохранилище конторы «Заготзерно»), так и устными (зернохранилище, клуб, мельница, склад), поэтому сведения о. Томецкого о якобы имевшей место защите святыни со стороны жителей Фащевки нельзя считать надёжными. Возможно, местные власти отказались от использования костёла лишь тогда, когда это было уже просто опасно из-за плохого состояния здания.
На одной из фотографий 1960-х годов отчётливо видно, что костёл стоит без крыши и уже имеет определенные признаки естественного разрушения. В таком — близком к аварийному — состоянии здание вряд ли использовалось в хозяйственных целях. Возможно, приблизительно так выглядел костёл незадолго до разрушения.
Никто до сих пор не пытался выяснить на основе архивных источников настоящие причины и обстоятельства разрушения фащевской святыни. Известная информация на этот счет опирается исключительно на устные свидетельства, записанные 1994—1996 годах о. Каролем Томецким, и не может считаться достоверной. Сам о. Томецкий отмечал, что сбор сведений был чрезвычайно трудным, поскольку со временем давние события забываются и переиначиваются .
В беседах с жителями Фащевки о. Томецкий пытался узнать точный день разрушения святыни. Собеседники назвали сомнительные даты, приходившиеся на зиму или раннюю весну в период между 1953 и 1969 годами. Наиболее вероятной датой разрушения костёла, которую подтвердили сразу несколько человек, о. Томецкий посчитал 24 декабря 1967 года .
Томецкий утверждает, что власти неоднократно пытались взорвать костёл, но всегда безуспешно. Препятствием была толщина стен, составлявшая 1,4 метра. Только приглашенная из Ленинграда специалистка, заложивший 150 зарядов, смогла осуществить это намерение. Всё произошло неожиданно и в то же время было кем-то спланировано, потому что удивленных жителей эвакуировали из непосредственной близости от храма, окна заклеили бумагой, а некоторые оконные стёкла вынули. Причиной уничтожения называлась угроза обрушения здания на игравших внутри детей, а также тот факт, что костёл оказался на пересечении новых дорог из Фащевки на Старые Чемаданы .
В брошюре о. Томецкого цитируется воспоминание о взрыве неизвестного свидетеля :
Костёл немного приподнялся и опал. Снег был красный, как кровь, от кирпичной пыли из взорванного костёла
Оригинальный текст (белор.)Касцёл крыху ўзняўся і апаў. Снег быў чырвоны, як кроў, ад цаглянага пылу з узарванага касцёла
Спустя более чем три десятилетия после тех событий Евгений Меркушевич так описал результат работы подрывников :
И вот однажды, в начале 70-х годов, подъезжая к родным местам, я не увидел из окна автобуса этого величественного здания. Прошёл через лесок и увидел огромную кучу кирпичей и мусора — это были руины костёла. Деревня Фащевка показалась не той. Стояли маленькие убогие домишки, сараи. Ходили куры, мычали коровы, сновали люди. Но всё это казалось серым, мрачным, бессмысленным и никому ненужным. Я заплакал.
Оригинальный текст (белор.)І вось аднойчы, у пачатку 70-х гадоў, пад’язджаючы да родных мясцін, я не ўбачыў з акна аўтобуса гэтага велічнага будынка. Прайшоў праз лясок і ўбачыў вялізную кучу цэглы і смецця — гэта былі руіны касцёла. Вёска Фашчаўка здалася не той. Стаялі маленькія ўбогія хацінкі, пуні. Хадзілі куры, мычэлі каровы, снавалі людзі. Але ўсё гэта здавалася шэрым, змрочным, бессэнсоўным і нікому непатрэбным. Я заплакаў.
Сейчас через место, где стоял костёл, проходит дорога местного значения Н-11586 Городок – Кривель – Фащевка – Старые Чамаданы. В интервью 2013 года Виктор Реентович отмечал, что обломками и кирпичами от разрушенной святыни подсыпали дорогу.
Воспоминания местных жителей о взрыве фащевской святыни перекликаются с событиями, связанными с уничтожением в 1961 году Фары Витовта в Гродно . Известно, что для взрыва гродненского храма были приглашены специалисты из Ленинграда , а именно бригада предприятия «Ленвзрывпром». Прораб ленинградской бригады был назначен руководить взрывом. Свидетели вспоминали, что вместе с прорабом работала молодая девушка-подрывник. В народной памяти вина за разрушение костёла возлагается именно на неё . Возможно, та же ленинградская бригада через несколько лет взрывала фащевский костёл.
Касательно взрыва костёла среди жителей ходили различные слухи, не заслуживающие особого доверия. Например, говорили, что женщина-подрывник погибла во время очередных подобных работ или якобы на следующий день после разрушения святыни по почте пришло решение высшей инстанции о сохранении храма как памятника .
Архитектура
В церкви было одиннадцать алтарей. В главном алтаре находилась икона Божией Матери Фащевской (Хващовской), считавшаяся чудотворной.
Приход
Хотя католическая община, вероятно, существовала уже в 1630-х годах, самостоятельный приход учреждён только в 1776 году. До этого времени фащевский костёл оставался филиальным костёлом прихода в Орше .
До 1820 года приход обслуживали отцы-иезуиты Оршанского коллегиума .
После ареста и расстрела священника в 1937 году приход в скором времени прекратил свое существование, возрождение приходской жизни началось в 1989 году.
В нынешней структуре Минско-Могилёвского архидиоцеза на территории исторического фащевского прихода действуют два прихода:
- Приход Посещения Пресвятой Девой Марией Святой Елизаветы в Фащевке ;
- Приход Воздвижения Креста Господня в Княжицах .
Обычно настоятелем в Шклов , Фащевку и Княжицы назначается один священник.
Территория
В 1910 г. приход состоял из деревень Фащевка , Княжицы , Слободка, Кривель , Чемоданы, Дубровка, Саськовка, немногочисленных шляхетских околиц и деревни Софийск , заселённой литовскими колонистами .
Количество прихожан
В 1910 г. количество прихожан превышало 3200 человек .
Священники
Настоятели и администраторы
Период | Священник | Должность | Комментарий |
---|---|---|---|
1842 | Варпутянский Виктор OFM | Единичное упоминание | |
1860 | Кевлич Пётр | администратор | |
1863 | Кржижановский Андрей | настоятель | Единичное упоминание |
1876 | Голкевич Иосиф | настоятель | В 1884 году упомянут как мансионарий в Фащевке . |
06.12.1879-1880 | Малаховский Адольф | Покинул Фащевку в октябре 1880 года. | |
1884 | Дзерожинский Бернард | администратор | |
1894-1897 | Войцеховский Иосиф | администратор | |
1900-1902 | Карпович Павел Ксаверьевич | администратор | |
1902-1903 | Чайковский Фома | ||
1903-1908 | Усанис Иосиф | ||
28.06.1908 — 11.12.1908 | Миржвинский Владислав Александрович | администратор | Как минимум до 04.01.1909 года находился в Фащевке |
1908-1911 | Мацулевич Антоний | ||
1911-1922 | Боровик Ян Антонович | настоятель | 20.04.1911 года принял костёл от о. Мацулевича. До 21.01.1922 года находился в Фащевке |
1922-09.02.1924 | Сак Александр Николаевич | администратор | Возглавил приход не позже 19.02.1922 года. |
1924-? | Война Стефан | Единичное упоминание | |
1924-1929 (?) | Шацилло Альбин Альбинович | администратор | |
1926 (?) | Янукович Пётр Иванович | Единичное упоминание | |
1933-09.06.1937 | Янукович Пётр Иванович | Вероятно, одновременно руководил шкловским и фащевским приходами |
Викарные священники
Период | Священник | Должность | Комментарий |
---|---|---|---|
1860 | Кржижановский Андрей | викарий | |
1860 | Кайревич Доминик | викарий | |
1876 | Карковский Адам | викарий | |
18.04.1908 — 28.06.1908 | Миржвинский Владислав Александрович | викарий | Назначен администратором 28.06.1908 года. |
1916 | Гратовский Витольд | Священник Плоцкой диоцезии, командированный в Фащевку для обслуживания религиозных потребностей беженцев-католиков | |
21.06.1917-09.1917 | Сак Александр Николаевич | викарий |
Источники
Литературные источники
- , с. 247-250.
- , с. 50-59.
- , с. 24-33.
- , с. 249.
- , с. 248.
- ↑ , с. 250.
- , с. 1061-1062.
- ↑ , с. 250—251.
- ↑ , с. 251.
- , с. 1063.
- , с. 161-162.
- ↑ , с. 352.
- , с. 2.
- , с. 115.
- ↑ , с. 32.
- , с. 460.
- , с. 262.
- ↑ , с. 32-33.
- , с. 226.
- , с. 13, 22.
- , с. 261-263.
- ↑ , с. 477.
- , с. 22.
- , с. 55-56.
- , с. 27-28.
- , p. 141-155.
- , с. 137-155.
- , с. 376.
- ↑ , с. 377.
- , с. 379-382.
- , с. 191.
- , с. 203.
- , с. 161.
- , с. 116.
- ↑ , с. 13.
- , с. 84-85.
- , с. 69-70.
- , с. 15.
- ↑ , с. 14.
- .
- ↑ , с. 247.
- ↑ , с. 56.
- ↑ , с. 85.
- ↑ , с. 112.
- ↑ , с. 150.
- , с. 57.
- , с. 25.
- , с. 178.
- , с. 224.
- , с. 214.
- , с. 54.
- , с. 605.
- , с. 28-30.
- , с. 30.
- , с. 55.
- ↑ , с. 31.
- , с. 31-32.
- , с. 365.
- , с. 446.
- , с. 28.
- , с. 75.
- , с. 364.
Онлайн источники
- ↑
Литература
- Красоўскі А.В. (белор.) // Гісторыя Магілёва: мінулае і сучаснасць : зборнік навуковых прац удзельнікаў X Міжнароднай навуковай канферэнцыі, 25―26 мая 2017 г. — 2017. — С. 247-252 . — ISBN ISBN 978-985- 6985-85-3 .
- Красоўскі А.В. (белор.) // Наша Вера : часопіс. — 2018. — № 1 . — С. 24-33 .
- Красоўскі А. В. (белор.) // Наша Вера : часопіс. — 2020. — № 3 . — С. 50-59 .
- Jerzy Paszenda SJ. Budowle jezuickie w Polsce XVI-XVIII w. (польск.) . — Kraków: Wydawnictwo WAM, 2013. — Т. 5. — 348 с.
- Stanisław Załęski SJ. (польск.) . — Kraków: Drukiem i nakładem drukarni W.L. Anczyca i sp., 1905. — Т. IV (Kolegia i domy założone w drugiej dobie rządów Zygmunta III i za rządów Władysława IV, 1608-1648), cz. III. — С. 1025-1480.
- Stanisław Załęski SJ. (польск.) . — Kraków: Drukiem i nakładem drukarni W.L. Anczyca i sp., 1906. — Т. V (Jezuici w Polsce porozbiorowej, 1773-1905), cz. I. — 517 с.
- кс. Караль Тамэцкі, Канстанцін Бендаў. (белор.) . — Мсціслаў, 2002. — 23 с.
- Яўген Меркушэвіч-Саськаўскі. Рэквіум Фашчаўскаму касцёлу (белор.) // Ударны фронт : газета. — Шклоў, 1991. — № за 23.10.1991 .
- Лебедев А.Д., Виктор Пичуков, кс. Славомир Лясковски. Костел и власть на Гомельщине (20―30-е годы XX в.) ISBN 978-83-7629-042-3 . . — Варшава - Люблин - Гомель: Instytut Europy Środkowo-Wschodniej, 2009. — С. 470. —
- Маракоў Леанід. (белор.) . — Мінск, 2008. — 776 с.
- Roman Dzwonkowski SAC. Losy duchowieństwa katolickiego w ZSSR 1917-1939. Martyrologium (польск.) . — Lublin: Towarzystwo Naukowe Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 1998. — 664 с.
- Памяць: Шклоўскі раён (гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі) (белор.) / Г. Л. Напрэеў і інш. — Мінск: Універсітэцкае, 1998. — С. 509. — ISBN 985-09-0250-7 .
- Пушкін, І. А. (белор.) . — Магілёў: МДУХ, 2018. — 423 с. — ISBN ISBN 978-985-572-029-5 .
- (белор.) / В. В. Грыгор'ева і інш. — Мінск: Экаперспектыва, 1998. — 337 с. — ISBN 985-6102-17-0 .
- Грудзіна А. (белор.) // Ave Maria : журнал. — 2002. — № 1-2 (80-81) . — С. 25-28 .
- Прочаков Ю.В. Римско-католическая церковь на территории Могилёвского округа (1920-90 гг.) С. 200-205 . // Старонкі гісторыі Магілёва : зборнік навуковых прац удзельнікаў навуковай канферэнцыі "Гісторыя Магілёва: мінулае і сучаснасць". — 1998. —
- Религия против колхозов (материалы для пропагандистов) № 6 ). — С. 113-115 . // Антирелигиозник : журнал. — 1930. — Июнь (
- (польск.) // Dziennik Wileński : газета. — 1930. — Nr 76 (01.04.1930) . — S. 2 .
- Andrzej Paweł Bieś SJ, Ludwik Grzebień SJ. (польск.) . — Kraków: Wydawnictwo WAM, 2016. — 134 с.
- Урублеўскі, В.В. Архівісты аблічбавалі каштоўную калекцыю фотаздымкаў 1939 года (белор.) // Архівы і справаводства : журнал. — 2017. — № 1 (109) . — С. 84-89 .
- Фирсова О.Л., Шестопалова Л.В. ISBN 978-5-902970-10-1 . . — Москва: Некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре», 2007. — С. 244. —
Диоцезиальные справочники
- (лат.) . — Vilnae: Typis Josephi Zawadzki, 1860. — 136 с.
- . — Petropolis, 1876. — 152 с.
- . — Вильно: Типографія п.ф. Осипа Завадзкаго, 1884. — 231 с.
- . — Вильна: Типографія Іосифа Завадзкаго, 1896. — С. 270.
- . — Вильна: Тип. п.ф. І. Завадзкаго, 1897. — 317 с.
- . — Tow. Akc. Sztuki Drukarskiej w Piotrogrodzie, 1916.
Ссылки
- // vilejski-uezd.by
- Ludwik Grzebień SJ // Encyklopedia wiedzy o jezuitach na ziemiach Polski i Litwy, 1564-1995. — Wydz. Filozoficzny TJ, Kraków, 1996.
- на сайте Radzima.org
- на сайте Глобус Беларуси
- Саяпин Виктор // harodnia.com
- Смалянчук А. // harodnia.com
- 2020-04-27
- 1