Interested Article - Жития святых (Димитрий Ростовский)

« Книга житий святых » (« Жития святых », « Че́тьи-Мине́и ») — сборник житий святых , составленный святителем Димитрием Ростовским в 1684—1705 годы. Издан в Киеве в 1689—1705 годах . При создании сборника были использованы русские (церковнославянские, в том числе « Великие Четьи-Минеи »), латинские (в том числе « Acta Sanctorum »), греческие, польские источники .

На современный русский язык работа не переводилась , но под редакцией историка В. О. Ключевского была выполнена её переработка под названием «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых» .

Предпосылки

Задача составления подобного сборника диктовалась потребностью полемики с католическими авторами, заявлявшими о неисторичности православных святых, а также обстоятельством, что большая часть православных житийных сборников на западнорусских землях в первой половине XVII века вместе с храмами и монастырями было присвоено униатами . В сложившихся условиях широко использовались западнорусские переводы католических сборников житий с польского и латинского языков . И. А. Шляпкин писал: « В виду уничтожения списков русских житий во времена татарщины и позднее унии, и любителям душеспасительного чтения, и монахам для чтения за трапезой — приходилось обращаться к польским и латинским книгам житий св. отец, часто несогласным с духом православия » .

Составление новых Четьих-Миней начал Пётр Могила . Его работу продолжили Иннокентий Гизель , Лазарь Баранович , Варлаам Ясинский . Однако только Димитрий довёл работу до конца .

Кроме того, издание печатных «Житий» было связано со снижением статуса рукописной книги у западнорусских православных под влиянием польских католиков и протестантов .

Составление

«Жития» стали крупнейшей агиографической работой Димитрия , которую он выполнял около двадцати лет .

Димитрий работал над «Житиями» с 1684 года по поручению архимандрита Варлаама (Ясинского) . Списки «Диариуша» Димитрия (его «дневника» — автобографии) имеют разногласия в дате начала работы по составлению «Житий» — 6 мая или июнь 1684 года. Исследователи объясняют это проведённой большой подготовительной работой . В 1689 году Димитрий в Москве, находясь в свите гетмана Ивана Мазепы , встречался с царём Петром I и патриархом Иоакимом , который дал ему благословение на составление Четьих-Миней . Работа велась отчасти в Малороссии, завершена была в Ростове .

Из переписки Димитрия известно о его помощниках — писцах и сотрудниках-переводчиках: инок Чудовского монастыря Феолог, Феодор Поликарпов-Орлов, Карион Истомин, Филофей Лещинский, Стефан Любинский, Иосиф Конесский .

Перед составлением сборника Димитрий выполнил масштабную предварительную работу. Он составил месяцеслов , произвёл отбор житий, разыскивал материалы .

Для каждой статьи привлекалось несколько источников, которые автор объединял в один текст в собственном переложении . Таким образом, многие составленные им жития являются оригинальными агиографическими произведениями . Протоиерей Александр Державин отмечал: « Поступавшие к нему рукописи с житиями святых он сначала критически изучал, а затем принимался за стилистическую обработку… Собранные материалы служили уже только канвой, по котором вышивалась совершенно самостоятельная, далеко превосходящая изложение сотрудников работа » .

Не имея достаточных оснований отдать предпочтение какому-либо источнику, агиограф мог включать в статью противоречивые известия. Принципиально новым были элементы справочного аппарата (частично в маргиналиях ): ссылки на источники, указание в житиях и чудесах разных святых сходных сюжетов, справки, в ряде случаев являющиеся исследованиями . Димитрий завершил замысел архиепископа Новгородского Макария о заполнении произведениями всех дней годового круга чтения .

Работа над последней, четвёртой часть (томом) продолжалась до 9 февраля 1705 года . Работу над «Житиями» Димитрий продолжал до конца жизни, поскольку сохранились два сборника с черновыми записями и поправками , описанные протоиереем Александром Державиным . Издания не включили весь материал этих сборников. От времени работы над первым и вторым томами сохранились две рукописи (жития за сентябрь и октябрь) в составе конволюта , а также рукопись житий за декабрь .

В последние годы жизни Димитрий хотел напечатать второе исправленное и дополненное издание первых частей своего труда, но не успел .

Источники

Источниками сборника стало большое число агиографических и исторических памятников, в первую очередь латинских, греческих и польских, а также церковнославянских.

В качестве самого авторитетного источника автор использовал « Acta Sanctorum » болландистов . Источником стал «De probatis sanctorum historiis» Лаврентия Сурия , автором широко использовались греческие жития Симеона Метафраста в переводе на латынь, выполненные Сурием. В качестве литературного образца — работа «Żywoty świętych» («Жития святых») иезуита Петра Скарги .

Главным церковнославянским источником был Успенский список « Великих Четьих-Миней » архиепископа Новгородского Макария (1530—1541). Первые книги этого сборника были высланы Димитрию по благословению патриарха Иоакима в начале 1686 года, однако в марте 1688 года Димитрию пришлось их возвратить. Начиная с 1695 года книги направлялись по благословению патриарха Адриана . К числу церковнославянских источников принадлежат также Киево-Печерский патерик (киевские издания 1661 и 1678) и Пролог .

Переехав в Москву, а затем в Ростов , Димитрий меняет взгляд на задачи и цели своего труда. По наблюдениям исследователей , он стал уделять больше внимания памятникам русской агиографии. Кроме великорусских житий он внёс в свой свод повести и рассказы, ряд из которых были ростовского происхождения . Так, он включил в свод Житие царевича Ди­митрия .

Состав

«Жития святых» Димитрия Ростовского являются крупнейшим по объёму небогослужебным изданием старопечатной кирилловской книжности.

Первое издание состояло из четырёх томов, охватывающих по три месяца: сентябрь — ноябрь ( Киево-Печерская лавра , 1689), декабрь — февраль (1695), март — май (1700) и июнь — август (1705) .

Свод содержит, помимо житий, ряд других крупных статей, а также памяти (« месяцеслов »), представляющие собой краткие, нередко одной фразой заметки о лицах и событиях, о которых отсутствуют большие статьи. Основной текст свода, кроме памятей, включает 765 статей, в том числе 91 русская и славянская статья. Текст содержит также 22 Слова на большие праздники .

Влияние

Второе издание вышло в 1711—1716 годах. Были напечатаны три части «Житий», четвёртая сгорела при пожаре. Исправления в новое издание вносили киевские справ­щики архидиакон Манассий и иеромонах Фома. Синод не удовлетво­рила эта работа, и он поручил исправление Миней ректору Новгородской семинарии Иоасафу Маткевичу и ректору Санкт-Петербургской семинарии . Вторично исправленные Минеи вышли в качестве третьего издания в Киеве в 1757 году и в Москве в 1756—1759 годах .

Несмотря на регулярное переиздание, в XVIII веке спрос на сборник Димитрия превышал предложение.

По мнению историка Русской православной церкви протоиерея Владислава Цыпина : «„Четьи Минеи“ святителя Димитрия стали самой читаемой книгой в России. Едва ли какая ещё книга, кроме Евангелия, оказала столь глубокое и благотворное воздействие на духовную жизнь русского народа, на формирование его религиозных и нравственных идеалов, его представлений о том, чего искать в жизни и как жить. Жития святых изложены в Минеях изумительным языком — ярким, живым, одухотворённым» .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых / под ред. В. О. Ключевского . — М., 1903—1911. — 12 кн. Сентябрь-август. Кн. доп. 1—2: Сентябрь-декабрь. — М., 1908; Январь-апрель. — М., 1916 (М., 1991—1994. — 12 кн. — 2-е изд., доп.).
  4. , с. 38.
  5. .
  6. , с. 96.
  7. .
  8. .
  9. , с. 122.
  10. .
  11. , с. 15.
  12. ГИМ . Син. № 811 («Неисправленные вещи различные, собранные в лето 1704-е в Ростове»).
  13. РГАДА . Ф. 381. № 420.
  14. БАН . Собр. Петра Великого. I-А. № 32.
  15. РНБ . F. I. 651.
  16. Цыпин В. , прот. . — 4-е изд.. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — С. 39. — 816 с. — ISBN 978-5-7533-0364-6 . 16 декабря 2022 года.

Издания

  • Книга житий святых. — К., 1689—1705. — Ч. 1—4.
  • Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. — М., 1903—1911. 12 кн. Сент.-авг. Кн. доп. 1—2: Сент.-дек. М., 1908; Янв.-апр. М., 1916.
    • Репринт: . — Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004.

Литература

  • Федотова М. А., Зеленина Я. Э. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XV : « Димитрий Дополнения к „Актам Историческим“ ». — С. 8—30. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-026-4 . [Библиография].
  • / Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников // Григорьев — Динамика [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 753. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5 .
  • Федотова М. А. Димитрий // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук , Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1992. — Вып. 3: XVII в., ч. 1: А—З / ред. Д. М. Буланин, А. А. Турилов . — С. 258—271 . [Библиография].
  • Дробленкова Н. Ф. // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук , Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. — Л. : Наука , 1987—2017, 1988. — Вып. 2 : Вторая половина XIV—XVI в., ч. 1 : А—К / ред. Д. М. Буланин , Г. М. Прохоров . [Библиография].
  • Державин А. М., протоиерей. // Богословские труды . — 1976. — № 15, 16 . — С. 61—145, 46—141 .
  • Державин А. М., протоиерей. «Радуются верных сердца»: Четии-Минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. — М. : Ихтиос, 2006. — 288 с.
  • Абрамович Д. И. «Повесть о Варлааме и Иосафе» в Четьих-Минеях Димитрия Ростовского // Юбiл. зб. М. С. Грушевському. — К., 1928. — С. 729—734.
  • Абрамович Д. И. Лiтопiснi джерела Четьiх-Мiней Дмитра Ростовського // Науковий зб. за рiк 1929. — К., 1929. — С. 32—61.
  • Гладкова О. В. «Житие Евстафия Плакиды» в ред. св. Димитрия Ростовского // V Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. — Ярославль, 2001. — С. 110—121.
  • Дылевский Н. М. Житие слав. первоучителей Мефодия и Кирилла в обработке Димитрия Ростовского // Études balkaniques. 1986. T. 22. N 1. Р. 105—113.
  • Жиленко И. В. К вопросу о главном источнике первого тома Жития Святых св. Димитрия Туптала-Савича // Могилянськi читання, 1996—1997. — К., 1998. — С. 60—71.
  • Коробейникова Л. Н. Житие Галактиона и Епистимии в составе Четиих-Миней Димитрия Ростовского // V Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. — Ярославль, 2001. — С. 122—137.
  • Коробейникова Л. Н. «Житие святой Феклы» в редакции свт. Димитрия Ростовского // VII Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. — Ярославль, 2003. — С. 135—148.
  • Костромин К. , прот. // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. — 2023. — № 3 (23) . — С. 118—126 .
  • Круминг А. А. Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского: очерк истории издания // Филевские чтения. — 1994. — Вып. 9 . — С. 5—52 .
  • Летопись об архиереях ростовских // Собрание сочинений. — Киев, 1824. — Т. 1 .
  • Минеева С. В. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в составе «Книги Житий Святых» Димитрия Ростовского (проблема источников) // Филевские чтения. — 1994. — Вып. 9. — С. 53—74.
  • Росовецкая Т. Н. Лаврские издания «Книги житий святых» Димитрия Туптало и их распространение на Украине в 1-й пол. XVIII в. // Книга в России: Век Просвещения. — Л., 1990. — С. 58—59.
  • Федотова М. А. Святитель Димитрий Ростовский: житие, служба, чудеса : исследование и тексты. — Санкт-Петербург : Пушкинский Дом, 2022. — 558 с. — ISBN 978-5-91476-122-3 . — 300 экз.
  • Шляпкин И. А. . — СПб. : тип. и хромолит. А. Траншель, 1891. — [581] с. — (Записки Историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета, ч. 24).
  • Янковска Л. А. (Jankowska L.) . К исследованию писательского мастерства Димитрия Ростовского: Лит. обработка Жития Авраамия Ростовского // Slavika Orientalis. Warsz., 1984. Rocz. 28. N 3/4. S. 383—396.
  • Янковска Л. А. (Jankowska L.) . Житие и труды св. Мефодия и св. Константина-Кирилла в Четьих-Минеях св. Димитрия Ростовского // Slavika Orientalis. Warsz., 1988. Rocz. 32. N 2. S. 179—221.
  • Янковска Л. А. (Jankowska L.) . Житие прп. Сергия Радонежского в обработке свт. Димитрия Ростовского // ИКРЗ, 1992. — Ростов, 1993. — С. 10—26.
  • Янковска Л. А. (Jankowska L.) . Ещё несколько замечаний по поводу проблемы источников и лит.-богосл. значения житий свв. Зосимы и Савватия Соловецких // Филевские чтения. — М., 1994. — Вып. 9. — С. 75—107.
  • Янковска Л. А. (Jankowska L.) . Жития визант. песнотворцев в Четьих-Минеях св. Димитрия Ростовского // Acta Univ. N. Copernici: Nauki humanistyczno-spolecz. Toruń, 1994. Zesz. 281: Filologia rosyjska. S. 3—17.
  • Янковска Л. А. (Jankowska L.) . «О Русiи, отколи Русь почалася» в «Книге житий святых» и в «Летописе келейном» свт. Димитрия // ИКРЗ, 1997. — Ростов, 1998. — С. 179—185.
Источник —

Same as Жития святых (Димитрий Ростовский)