Валаамская икона Божией Матери
- 1 year ago
- 0
- 0
Хо́лмская икона Божией Матери — икона Богородицы , почитаемая чудотворной православными и католиками . Долгие годы в XX веке икона считалась утраченной. С 1996 года икона находится в Музее волынской иконы в городе Луцке на Украине . Празднование Холмской иконы совершается в Русской церкви 8 сентября по юлианскому календарю (21 сентября по новому стилю) .
Икона Холмской Божией Матери является редким памятником византийской живописи иллюзионистического стиля и написана на рубеже XI — XII веков , по другим сведениям – в первой трети XIII века . На конец XX века считается самой древней иконой на Украине .
Написана на трёх кипарисовых досках . На иконе изображена Богородица, которая держит на правой руке младенца Иисуса , благословляющего правой рукой, а левой рукой держащего свиток. По своему художественному уровню может быть сопоставима с Владимирской иконой Божией Матери . Икона сохранила около 70% изначальной авторской живописи . Размер иконы — 95,5 х 66,5 см .
Рассказы о чудесах, произошедших перед иконой, собраны в книге архимандрита Иоаникия Голятовского « Новое небо » .
Согласно местному преданию, которое было записано епископом Яковом Сушей , икона Холмской Богоматери была написана евангелистом Лукой и позже привезена на Русь во времена князя Владимира Святославича .
Первое письменное упоминание о Богородице Холмской находится в Галицко-Волынской летописи . Икону Божией Матери, которую позже назовут Холмской, князь Даниил Романович Галицкий привёз ориентировочно в 1223 году из Киева в основанный им город Холм (ныне Хелм в Польше) .
В древности эта икона была украшена драгоценной ризой из литого золота и эмали византийской работы. В 1261 году во время нашествия Бурундая с неё была снята риза, а сама икона была потеряна. Только через 100 лет после разрушения Холма святая икона была обретена во время раскопок и торжественно установлена в восстановленном холмском соборе . До настоящего времени сохранились следы, оставленные татарскими воинами: на левом плече Богоматери — от удара саблей и на правой руке — от стрелы. По преданию татары, грабившие храм, были немедленно наказаны: они ослепли .
С переходом холмского епископа в 1596 году в унию с католицизмом , холмский собор и икона оказались в руках униатов. В 1650 году , во время восстания под предводительством Богдана Хмельницкого на Украине, униаты были вынуждены вернуть икону православному епископу Дионисию Балабану согласно Зборовскому соглашению . В 1651 польский король Ян-Казимир взял Холмскую икону на войну против казаков. Победу над казаками в битве под Берестечком Ян-Казимир приписывал помощи Богоматери, Холмская икона которой была с ним в походе. Некоторое время икона была выставлена в Варшаве в часовне королевского дворца, где оставалась до 1652 года. В благодарность за помощь на войне король возобновил в Холме униатскую кафедру и передал ей икону. 29 апреля 1652 года икона была установлена в соборе города Холма. Однако в битве под Жванцем польское войско потерпело поражение, и польский король охладел к иконе. После этого образ был возвращен в холмский униатский собор .
В XVIII веке икону официально признали чудотворной. В 1765 году образ Богородицы с младенцем Иисусом был коронован золотыми коронами римским папой .
В 1875 году Холмскую униатскую епархию присоединили к Русской православной церкви, а в 1878 году икону торжественно перевезли в собор Пресвятой Богородицы. 2 сентября 1888 года перед Холмской Богородицей молилась царская семья .
Во время Первой мировой войны в 1914 году икону вывезли в Москву , а в 1918 году в Киев во Флоровский монастырь . С 1920-х годов по 1942 год образ Богородицы христиане прятали от НКВД в своих киевских квартирах. 27 сентября 1943 с большими почестями образ Богородицы вернулся в кафедральный собор Холма .
В 1944 году митрополит Иларион (Огиенко) решил уехать на Запад и забрал икону с собой, но под Люблином его обоз попал под бомбардировку, однако образ был спасён Илларией Михайловной Булгаковой (1891—1982), кузиной писателя Михаила Булгакова , которая, рискуя собственной жизнью, вынесла икону в поле. После этого икона была возвращена в Луцк .
В 1945 году семья хранителя иконы митрофорного протоиерея Гавриила Коробчука была вынуждна уехать на Украину, где образ сохранялся его семьей в полном секрете вплоть до 1996 года. Гавриил Коробчук завещал передать икону в одну из православных конфессий, но, по некоторым сведениям, та от неё отказалась, сославшись на то, что она униатская . В 1996 году дочь Гавриила Коробчука Надежда Коробчук (Горлицкая) по совету заведующего Луцкой картинной галереи Николая Черенюка отдала её на реставрацию реставраторам Музея Волынской иконы — Анатолию Квасюку и Елене Романюк. Единственным условием хранительницы в то время было — полное сохранение тайны . Согласно завещанию семьи Коробчук-Горлицких икона не может покидать пределы Луцка .
Когда икона прибыла на реставрацию она была в аварийном состоянии. При реставрации икона была в основном раскрыта, освобождена от грубых записей масляной краской, основа и красочный слой были укреплены . Анатолий Квасюк за свою работу был удостоен ордена Святого равноапостольного князя Владимира 2 степени УПЦ (МП) .
Когда в августе 2000 года первый этап реставрационных работ был завершен, члены Волынского общества «Холмщина» пришли к выводу, что необходимо обнародовать икону. Было решено передать икону в собственность государства .
19 сентября 2000 года впервые за многие годы Холмская икона была выставлена для широкой общественности в Музее волынской иконы, где находится и в настоящее время .
Лик Богомладенца Иисуса | Лик Богородицы | Золотые накладки (пряжки на рукавах мафория Богородицы ); справа видны отверстия, вызванные креплением к древку во времена Яна-Казимира, когда икона использовалась как штандарт |