Interested Article - Скрынченко, Дмитрий Васильевич

Дмитрий Васильевич Скры́нченко ( 4 октября 1874 , с. Песковатка , Воронежская губерния 30 марта 1947 , Нови-Сад , Югославия ) — русский богослов , публицист , историк , педагог . Коллежский советник .

Биография

Родился в многодетной семье сельского псаломщика.

В 1887 году поступил в , в 1888 году переведён в . С 1891 года учился в Воронежской духовной семинарии , затем как лучший ученик был направлен в Казанскую духовную академию , которую закончил в 1901 году . В академии работал под руководство выдающегося русского богослова В. И. Несмелова . Сделал первый русский перевод труда раннехристианского философа Немезия «О природе человека». За сочинение «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению» был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии.

В 1901—1903 гг. преподавал латинский язык в Пермской духовной семинарии , затем с августа по ноябрь 1903 года арифметику и географию в духовном училище в Старой Руссе . Уже в Перми Д. В. Скрынченко проявил глубокий интерес к истории, плодотворно работал в Пермской губернской ученой архивной комиссии , участвовал в работе XII археологического съезда в Харькове и II областного археологического съезда в Твери . С ноября 1903 года по 1912 год работал педагогом истории и латинского языка в Минской духовной семинарии . С 1905 по 1912 год был редактором « ». Занимая позицию просвещенного консерватизма , в епархиальном органе Скрынченко поднимал проблемы церковной реформы, настаивал на необходимости созыва Всероссийского церковного Собора, затрагивал вопросы реформы духовных семинарий, а также назревшие вопросы общественной жизни: выборы в Государственную Думу , отмену цензуры, публиковал исторические исследования и документы. С 1906 года сотрудничал, в 1908—1910 гг. с перерывами занимал должность редактора, а в 1910—1912 гг. редактировал газету « Минское слово ». Здесь он опубликовал около 100 статей, в которых выступал за консолидацию националистически настроенной общественности, стремился пробудить русское национальное самосознание и активно противодействовал процессу полонизации Северо-Западного края . Содействовал укреплению позиций православия в Северо-Западном крае, прежде всего через усиление деятельности православных братств, был участником Первого ( Минск , 1908 ) съезда представителей православных братств Западной Руси (состоял секретарем съезда), Второго ( Вильна , 1909 ) Братского съезда (был секретарём оргкомиссии съезда), выступал с докладом на III съезде Братства во имя Животворящего Креста Господня (Минск, 1911 ). Духовная и идейная поддержка со стороны Владыки Михаила (Темнорусова) позволила Скрынченко развить активную деятельность по укреплению православия и российской государственности в Белоруссии. В 1906 году он вступил в партию « Союз 17 октября », но в 1910 году вышел из неё в связи с разногласиями с руководством партии по национальному вопросу в Северо-Западном крае. Придерживаясь националистических взглядов, Скрынченко стоял на позиции западнорусизма , был одним из организаторов Минского отдела Всероссийского национального союза (ВНС). Как глава минского отдела ВНС участвовал в 1912 году в Первом съезде представителей ВНС в Петербурге . Критика светских властей в лице минского губернатора Я. Е. Эрдели привела к закрытию в 1912 года «Минского слова». После кончины в мае 1912 года архиепископа Михаила (Темнорусова) Скрынченко ушёл с поста редактора «Минских епархиальных ведомостей». Новый Владыка Иоанн (Поммер) , разделяя позиции светских властей, не поддержал его в его начинаниях, что предрешило отъезд Скрынченко из Минска.

Внёс заметный вклад в развитие православного богословия. Ещё в «Пермских епархиальных ведомостях» напечатал ряд статей, посвящённых анализу церковной музыки, а также вопросам канонизации святых в Православии. В 1908 году в Петербурге он опубликовал диссертацию «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению». Анализируя проблему ценности жизни, он подверг критике оптимизм, пессимизм и мелиоризм и показал, что они имеют свои истоки, с одной стороны, в пантеизме, а с другой — в развитии естествознания и эволюционизме. Вследствие того, что смысл жизни в рамках этих учений видят в посюстороннем мире, проблему ценности жизни они адекватно решить не могут. Скрынченко убедительно показал, что ценность жизни определяется в христианстве как стремление человека к Богу, в нравственном самосовершенствовании, и утверждал, что только христианство «даёт истинный смысл, цену и счастье жизни».

В 1912—1913 гг. Д. В. Скрынченко преподавал в Мариинской гимназии Житомира , сотрудничал в газете « ». В 1913—1919 гг. он проживал в Киеве , преподавал во II Киевской классической гимназии. Здесь он занимался проблемами педагогики как церковной, так и светской школы, результатом чего стала книга «Русская национальная школа». Был действительным членом Киевского клуба русских националистов , принимал деятельное участие в полемике по «украинскому вопросу». В годы Первой мировой войны занимал патриотическую позицию, в книге «Украинцы» рассматривал украинство как антирусскую «пятую колонну» центральных держав. Сотрудничал в газетах « » и « Киевлянин ». В 1914—1916 гг. выступил с критикой «Афонской смуты» и имяславия . Власть большевиков не принял. В 1918 году Д. В. Скрынченко участвовал во и Киевском епархиальном Соборе. Резко выступал против « украинизации » богослужения и против автокефалии православной церкви в Юго-западном крае. С 1920 года находился в эмиграции, проживал в городе Нови-Сад (Сербия). В качестве секретаря в 1921 года принимал участие в работе , во многом разделял позицию митрополита Антония (Храповицкого) , которого лично знал ещё со времени учёбы в Казанской духовной академии. В 1921—1937 гг. преподавал в сербской женской гимназии историю и русский язык, в 1937—1941 в мужской гимназии Священное Писание, историю, латинский. Д. В. Скрынченко способствовал сохранению русской культуры в эмиграции, был председателем Новисадского отделения — общества, созданного русскими эмигрантами с целью сохранения национальной культуры. Печатался в русских и сербских изданиях. Д. В. Скрынченко состоял членом Приходского совета храма Св. Николая в Нови-Саде. В 1943-44 гг. был директором русской гимназии. С 1945 по 1947 гг. работал библиотекарем в «Обществе по культурному сотрудничеству Воеводины и СССР». Похоронен на Успенском кладбище в Нови-Саде , могила сохранилась. Творческое наследие Д. В. Скрынченко составляет более 500 работ.

Награды

Сочинения

  • Церковная музыка последнего времени. Пермские ЕВ. 1902. № 41.
  • О канонизации святых в русской церкви. Пермские ЕВ. 1903. № 23.
  • Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению. СПб, 1908; Изд. 2, доп. М., УРСС. 2010. Предисловие и комментарии В. Б. Колмакова.
  • Трагедия белорусского народа. Минск, 1908.
  • Белорусы, их разговорный и книжный язык при свете истории. Минск, 1909.
  • Немезий. О природе человека. Пер. Д. В. Скрынченко. Минские ЕВ. 1909. № 3-7, 10.
  • Догмат о воскресении человеческой плоти. Минские ЕВ. 1910. № 19, 20.
  • Национальная русская школа. Киев, 1914.
  • Слуцкий синодик 1648 г. Вильна, 1914.
  • «Украинцы», Киев, 1916.
  • Всеукраинский церковный собор (Записки участника). Малая Русь (Киев). 1918. № 3.
  • Мои воспоминания. Воронежский епархиальный вестник. 2003. № 2(69).
  • Мои воспоминания. Публ. и предисл. В. Б. Колмакова и А. Н. Акиньшина. Из истории Воронежского края. Сб. статей. Вып. 13. Воронеж, 2004.
  • Минувшее и настоящее. Избранная публицистика. Предисловие, составление, подготовка текста и примечания В. Б. Колмакова. Воронеж, 2009. Ч.1-2.
  • Обрывки из моего дневника / Предисловие и подготовка текста В. Б. Колмакова; Примечания А. Б. Арсеньева, В. Б. Колмакова, В. А. Скрынченко. М.: Индрик, 2012. — 400 с.
  • Долг каждого. С. 37-38; Вот так культура!..  С.42-43. Комментарии С. 570: О немцах в России С. 45-47. Комментарии С. 570-571: . Что дает уже война? С. 47-48. Комментарии С. 571: Война и «украинцы» С. 49-50 // Первая мировая война в оценке современников: власть и российское общество. 1914-1918: в 4 т. – Т. 2: Консерваторы: великие разочарования и великие уроки. М., 2014.
  • Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению. Ч. 2 // Метапарадигма. Альманах: богословие, философия, естествознание. Т.5. СПб., 2014. С. 101-110.
  • Догмат о воскресении человеческой плоти // Метапарадигма. Альманах: богословие, философия, естествознание. Т. 5. СПб., 2014. С. 110-127.
  • Война и «украинцы» С. 286-288; Заметание следов. С. 288-293; К характеристике украинства. С. 293-297; Украинская расправа. С. 297-302; Украинские подлоги. С. 302-332 // Украинский вопрос в русской патриотической мысли. М., 2016.

Примечания

  1. Сборник клуба русских националистов. Выпуск четвертый и пятый. — К.: Типогр. С. В. Кульженко, 1913. — С. 405

Литература

  • Протопресвитер В.Зеньковский. Пять месяцев у власти. (15 мая-19 ноября 1918 г.). Воспоминания. М., 1995.
  • Ульяновский Церква в Україньскій державі 1917—1920 рр. (доба Гетьманату Павла Скоропадського). Київ, 1997.
  • Арсеньев А. Б. У излучины Дуная. Очерки жизни и деятельности русских в Новом Саду. М.,1999.
  • Колмаков В. Б. Верный сын православного Отечества. Дмитрий Васильевич Скрынченко. Биографический очерк // Воронежский епархиальный вестник, 2003. № 2. (69), № 3; (70).
  • Колмаков В. Б., Скрынченко В. А. Верный сын Православного Отечества // Минские епархиальные ведомости. 2003. № 1.
  • Колмаков В. Б. Д. В. Скрынченко (1874—1947) — деятель церкви, историк и педагог // Из истории Воронежского края. Вып. 11, Воронеж, 2003.
  • Арсеньев А. Скринченко Д.В. Енциклопедиjа Новог Сада. Књ. 25. Нови Сад, 2005. С. 94-95.
  • Колмаков В. Б. Проблемы церковной реформы в публицистике Д. В. Скрынченко. // Воронежский епархиальный вестник. 2006. № 1. (74), № 2. (75).
  • Колмаков В. Б. Д. В. Скрынченко: начало исторических разысканий // Из истории Воронежского края. Сб. статей. Вып. 14. Воронеж, 2006.
  • Колмаков В. Б. Страница из истории русской консервативной журналистики // Акценты (Воронеж). 2008. Вып. 1-2. С.5-17, вып. 3-4. С.7-16, вып. 5-6. С.11-20.
  • Колмаков В. Б. Страница из истории православной антропологии // Философия: история и современность. Вып 2. Воронеж, 2008. С.78-109.
  • Колмаков В. Б. На краю пропасти (русский мыслитель Д. В. Скрынченко) // Подъем, 2009. № 5. С.160-168.
  • Колмаков В. Б. Скрынченко Д. В. // Славянофилы. Историческая энциклопедия. М., Институт русской цивилизации. 2009. С.503-505.
  • Колмаков В. Б. Забытый консерватор // Москва, №7, 2010. С.162-171.
  • Колмаков В. Б. Д.В. Скрынченко о русской национальной школе // Педагогика, 2010. №4. С.85-93.
  • Колмаков В. Б. Об одном националистическом нарративе начала XX века // Вестник ВГУ. Сер. философия. 2010, №1. С. 48-61.
  • Колмаков В. Б. Из истории борьбы за единство Православия на Украине // Вестник церковной истории. 2011, №1/2(21/22). С. 160-172.
  • Колмаков В. Б. Как удалось сохранить единство Православия в Юго-западном крае // Вестник ВГУ. Сер. История. Политология. Социология. 2011. №2. С.93-100.
  • Колмаков В. Б. Киевские националисты и польский вопрос в [ чем? ] . // Вопросы национализма. 2012. №11. С. 153-160.
  • Колмаков В. Б. О богословских взглядах Д. В. Скрынченко // Первые церковно-исторические Митрофановские чтения в ВГУ. Сб. материалов. Воронеж, 2012. С. 219-229.
  • Колмаков В. Б. Русские немцы в публицистике Д.В. Скрынченко (1914-1916 годы) // Консерватизм в России и Германии: Опыт интернационального диалога. Воронеж, 2012. С. 105-113.
  • Колмаков В. Б. С Россией в сердце. Дмитрий Васильевич Скрынченко. История жизни. Воронеж, 2012. 400 с.
  • Колмаков В. Б. Как удалось предотвратить раскол Православия в 1918 году //  Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал. 2013, №9. С. 16-64.
  • Колмаков В. Б. Богословские идеи Д.В. Скрынченко. К 140-летию со дня рождения  // Метапарадигма. Альманах: богословие, философия, естествознание. Т.5. СПб., 2014. С. 88-100.
Источник —

Same as Скрынченко, Дмитрий Васильевич