Apache Druid
- 1 year ago
- 0
- 0
Правило утифудзумэ ( яп. 打ち歩詰め «мат сбросом пешки» ) — правило сёги , запрещающее сбрасывать пешку , если этот сброс является матом королю противника. Нарушение данного правила является кинтэ .
Существует пословица сёги, гласящая: «Где есть утифудзумэ, найдётся и цумэ ». Срабатывает она не всегда, но зачастую правило утифудзумэ действительно можно обойти. Иногда это можно сделать удивительным образом, делая ход без переворота там, где переворот опционально возможен.
Пример (см.рис.): ход чёрных. Если они сыграют 1.P23+ (или 1.G23 ), то белые ответят 2.K11 , и цумэ будет не поставить, так как ход 3.P'12 будет утифудзумэ. Однако это правило можно преодолеть, сыграв 1.P23= : после 2.K11 ход 3.P'12 будет разрешён, ибо белые смогут ответить 4.Kx12 , и далее 5.N13+ K11 P22+ Px +Nx Gx Lx+ Kx G'23 K11 P'12 K21 L32+ — цумэ в 17 ходов!
Точное время возникновения правила утифудзумэ неизвестно. В 1602 году Охаси Сокэй 1-й использовал его в своём сборнике задач『象戯造物』, поэтому можно лишь утверждать, что данное правило возникло не позднее этого времени.