Interested Article - Цумэ-сёги

Классическая цумэ-сёги в 3 хода.

Цумэ-сёги ( яп. 詰将棋 ) задача на форсированный мат в сёги . Представляет собой диаграмму, на которой показана позиция на доске, фигуры в руке у атакующей стороны и (как правило) количество ходов до мата. Король атакующей стороны обычно не показывается. Решать цумэ-сёги полезно для тренировки расчёта вариантов и усиления тактических навыков.

В цумэ-сёги можно использовать лишь стандартный набор фигур сёги (например, в задаче не может быть трёх слонов ).

Правила решения цумэ-сёги

  • Атакующий ( яп. 攻め方 сэмэката ) каждым ходом должен давать шах .

В отличие от шахматных задач, в цумэ-сёги последовательность шахов является обязательным условием. Партия в сёги зачастую завершается «матовой гонкой», когда обе стороны атакуют короля противника. Прекращение шахов в такой ситуации часто означает мат собственному королю, что и подразумевает исходная позиция цумэ-сёги.

  • Обе стороны должны делать лучшие из возможных ходов.

Это означает, что атакующий должен заматовать короля соперника за наименьшее число ходов. Защищающийся, в свою очередь, должен продлить сопротивление на наибольшее число ходов и заставить атакующего сбросить как можно больше фигур.

  • Защищающаяся сторона ( яп. 玉方 гёкуката ) может сбрасывать любую из оставшихся фигур.

В цумэ-сёги используется стандартный набор из 40 фигур. Все оставшиеся фигуры, кроме показанных на диаграмме, находящихся в руке у атакующего, и второго короля, считаются находящимися в руке у защищающегося и могут быть сброшены при его ходе.

Цумэ в 15 ходов
  • Защищающаяся сторона не должна делать бесполезных вставок.

Вставкой называется защита от шаха сбросом. Вставки не меняющие матовую последовательность после немедленного съедения вставляемой фигуры, называются бесполезными . Поскольку такие вставки бессмысленно удлиняют решение, они запрещены.

Решением классической задачи цумэ-сеги является мат за заданное число ходов, причем в руке у атакующего не должно остаться ни одной фигуры. Допустимы побочные варианты, в которых у атакующего остаются фигуры в руке (такие варианты называются кома-амари ( яп. 駒余り ) ), длиной не более чем на два хода больше, чем основной вариант.

  • Пример (см. диаграмму справа): после R1e K3d L’3f N’3e (наиболее упорная защита) Rx K2c +Bx3c K1b R1e X’1c, если X= R или X= G , то Rx+ Kx X’2c K1d +B2d — кома-амари, поэтому X≠R и X≠G, и далее N’2d K2a +B3b K1a L’1b — цумэ. Последним ходом могло бы быть и взятие Rx1c+, но этот вариант тоже кома-амари. Такие задачи, в которых король получает мат в углу, носят название сэттин-дзумэ ( яп. 雪隠詰め «мат в уборной» ) .

Правильное решение цумэ-сёги называется хонтэдзюн ( яп. 本手順 «основная последовательность ходов» ) . Оно обязано быть уникальным за исключением, возможно, последнего хода.

Иногда составляются задачи, «приближённые к реальной игре», с отступлением от этих критериев (например, после мата остаются фигуры в руке, возможны дуали , или указана рука гёкуката). В таких случаях авторы делают соответствующие пояснения. С точки зрения классических цумэ-сёги, такие задачи считаются задачами «с дефектом».

Цумэ-сёги бывают лишь на нечётное число ходов, так как каждый ход каждой стороны в сёги считается за один, а первый и последний ход в цумэ-сёги делает атакующая сторона.

Жанры

Со средних веков известно множество жанров цумэ-сёги:

  • « » ( яп. 炙り出し абуридаси ) , когда финальная позиция представляет собою послание: иероглиф, рисунок.
  • « » ( яп. хадака-гёку, рагёку ) , когда на доске присутствует лишь король гёкуката , а все фигуры для матования находятся в руке. На начало XXI века известно более 20 таких задач.
    • Пример: король на 1a, в руке R G G S . Цумэ в 31 ход .
    • В 2004 году Такао Окамура впервые составил цумэ-сёги этого жанра с королём «на троне» (K5a, рука: B G 4 S 2 P 9). Помимо рекордного (для рагёку) количества фигур в руке, эта задача имеет также рекордную (для рагёку) длину решения: 59 ходов .
  • « » ( яп. кэмури-дзумэ ) , когда все фигуры на доске (обычно это полный или почти полный набор) «сгорают» в процессе решения, и к финалу на доске остаются лишь король и две матующие его фигуры .
  • « » ( яп. 陣型図式 дзинкэй-дзусики ) , когда на первой линии гёкуката все фигуры стоят, как в начальной расстановке. В 2012 году 9 дан придумал цумэ-сёги в 71 ход, в которой весь лагерь гёкуката в точности совпадает с начальной расстановкой . В 1998 году он же составил цумэ-сёги в 73 хода, в которой с начальной расстановкой совпадает уже лагерь сэмэката (естественно, все фигуры этих задач для решения существенны).

и т. д.

Рекорды

  • Длиннейшая из известных цумэ-сёги — , автор — , 1995 год. Её единственное решение имеет длину в 1525 ходов . Сначала, в 1986 году, Хасимото составил задачу с решением в 1519 ходов, однако в 1995 году он нашёл, как удлинить решение ещё на 6 ходов .
  • С 1755 по 1955 год (200 лет!) пальму первенства по длине решения удерживала цумэ-сёги (задача №100 в , , 1755 г.). Длина её решения равна 611 ходам , а название совпадает со вторым иероглифом имени автора.
  • Длиннейшая из известных кооперативных цумэ-сёги (то есть задач, в которых обе стороны стремятся создать матовую позицию королю гёкуката, «дурацкие цумэ» ( яп. 馬鹿詰 бака-цумэ ) ) составлена в 1976 году , называется «Дзюгэму-3 ( яп. 寿限無3 ) » и имеет решение в 49 909 ходов .
«Матэнро»: цумэ тю сёги в 3257 ходов.
12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
12
1012 black whale
912 black flying chariot
812 white inverted angle mover
612 white whale
512 black copper general
412 black free king
112 black jade general
811 black flying chariot
511 black drunk elephant
311 white silver general
211 white side mover
610 white tokin
410 black golden general
110 black angle mover
119 black inverted free king
79 black whale
69 black vertical mover
59 white inverted drunk elephant
49 black foot soldier
39 black foot soldier
29 white tokin
19 black horned falcon
128 white inverted angle mover
108 white flying ox
58 black kirin
28 white blind tiger
18 white inverted dragon king
47 black go-between
27 white copper general
17 black free boar
116 black lion
56 white inverted dragon horse
26 white flying chariot
16 white phoenix
125 white angle mover
115 black ferocious leopard
65 black vertical mover
55 black foot soldier
124 white dragon horse
54 white foot soldier
44 black inverted flying chariot
34 white foot soldier
24 white copper general
14 black inverted drunk elephant
83 black inverted vertical mover
63 white blind tiger
53 black tokin
43 black ferocious leopard
23 white inverted flying chariot
13 white side mover
122 white flying ox
102 black inverted vertical mover
82 white white horse
72 white silver general
62 black tokin
52 white free king
42 black side mover
32 black copper general
22 white inverted flying chariot
101 black tokin
91 black flying stag
81 white drunk elephant
71 white white horse
61 white horned falcon
51 black flying stag
21 white whale
11 black tokin
12
11 11
10 10
9 9
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Цумэ в вариантах сёги

Аналогичные задачи на форсированный мат есть и в других вариантах сёги . Так, например, одна из длиннейших цумэ тю сёги ( яп. 詰中将棋 ) имеет решение в 3257 ходов, и называется «Небоскрёб» ( яп. 摩天楼 матэнро: ) .

Ссылки

  • (англ.)
  • от 13 декабря 2012 на Wayback Machine (яп.)
  • (яп.)
  • (яп.)

См. также

Примечания

  1. Задача №98 из «Сёги Дзуко» ( яп. ) , Ито Кандзю ( яп. ) , 1755 г.
  2. от 2 июня 2016 на Wayback Machine
  3. . Дата обращения: 9 августа 2013. Архивировано из 23 ноября 2015 года.
  4. от 16 октября 2013 на Wayback Machine (яп.)
  5. Дата обращения: 9 августа 2013. Архивировано из 19 января 2013 года.
  6. Видео детального решения от 27 сентября 2022 на Wayback Machine
  7. Переводы японских Сёги-сайтов . Дата обращения: 17 декабря 2012. 2 марта 2017 года.
  8. от 10 августа 2017 на Wayback Machine (англ.)
  9. на YouTube (Александр Калёнов)
  10. от 11 февраля 2020 на Wayback Machine (яп.)
  11. . Дата обращения: 27 сентября 2019. 28 июля 2015 года.
  12. . Дата обращения: 31 мая 2013. 4 марта 2016 года.

Литература

  • (англ.)
Источник —

Same as Цумэ-сёги