Глаголевский Юрий Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Митрополи́т Серафи́м (в миру Стефа́н Васи́льевич Глаго́левский ; 1 ( 12 ) сентября 1763 , Калуга — 17 ( 29 ) января 1843 , Санкт-Петербург ) — епископ Православной Российской Церкви ; с 19 июня 1821 года Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский , первенствующий член Святейшего Правительствующего Синода .
Родился в семье причетника Василия Тимофеева , который был клириком Космодамианской церкви на Богоявленской улице Калуги, относившейся тогда к Московской губернии .
В 1775 году в Калуге открылась Калужская духовная семинария , куда и поступил 12 летний Стефан. В 1776 году как лучший ученик переведён митрополитом Московским Платоном (Левшиным) в Николо-Перервинскую семинарию с фамилией Глаголев. В январе 1779 году был направлен учиться в Троицкую семинарию в Троице-Сергиевой лавре с фамилией Глаголевский. Недолго учился в Филологической семинарии Ученого дружеского общества, основанного в Москве известными мистиками Николаем Новиковым и Иваном Шварцем . В 1783 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию и одновременно посещал лекции в Московском университете .
В марте 1785 года начал педагогическую деятельность учителем Троицкой семинарии (в Троице-Сергиевой лавре).
В 1787 году определён учителем риторики в академии и академическим катехизатором.
2 декабря 1787 года принял монашеский постриг в академии (в Заиконоспасском монастыре ).
С 21 августа 1790 года — префект; с 1791 года — цензор печатных книг.
12 февраля 1795 года возведён в сан архимандрита можайского Лужецкого монастыря и назначен членом Московской духовной консистории; в том же году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди.
28 сентября 1798 года назначен ректором академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря.
25 декабря 1799 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии митрополитом Платоном (Левшиным) .
15 сентября 1801 года награждён орденом Святой Анны 1 степени.
29 января 1804 года назначен епископом Вятским и Слободским .
7 июля 1805 года переведён епископом Смоленским и Дорогобужским .
7 февраля 1812 года переведён в Минск с возведением в сан архиепископа. При нашествии Наполеона покинул свою паству и выехал в Смоленск. Когда же французы подошли к Смоленску, был вызван в Санкт-Петербург ; с 1 января 1813 года — присутствующий в Св. Синоде.
С 30 августа 1814 года — архиепископ Тверской и Кашинский , постоянный член Святейшего Синода и член комиссии духовных училищ.
С 15 марта 1819 года — митрополит Московский и Коломенский .
С 19 июня 1821 года, по смерти митрополита Михаила (Десницкого) , — митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской Лавры .
Скончался 17 января 1843 года. С 19 января гроб с телом почившего стоял в Троицком соборе Невской лавры; в воскресенье, 24 января, гроб был перенесён в Духо-Сошественскую церковь лавры, где архиепископом Варшавским Никанором (Клементьевским) была совершена заупокойная литургия ; чин погребения возглавил митрополит Иона (Васильевский) , бывший Экзарх Грузии (на покое с 5 марта 1832 года с жительством в Санкт-Петербурге); присутствовали император Николай I , наследник Александр Николаевич , великий князь Михаил Павлович и принц Петр Ольденбургский . Был похоронен в том же храме, у Царских врат , под местной иконой Спасителя .
Награждён орденами Святого апостола Андрея Первозванного (21 апреля 1823), Святого Владимира I степени (30 мая 1835), Святого Александра Невского (10 февраля 1816).
Содействовал возвышению архимандрита Фотия (Спасского) .
В союзе с Аракчеевым и архимандритом Фотием добился от императора Александра I увольнения 15 мая 1824 года министра духовных дел и народного просвещения князя Александра Голицына , склонного к поощрению масонских и мистических идей.
В первые годы существования Библейского общества , будучи Минским и Московским Преосвященным, был ревностным поборником дела Общества (перевода на русский язык и распространения Священного Писания); но, став в мае 1824 года во главе его, видя увлечённость протестантскими идеями членов этого общества, повёл против него борьбу, которая вдохновлялась Аракчеевым и министром народного просвещения Шишковым ; в декабре того же года представил государю доклад о связи Библейского общества с мистическими лжеучениями и о необходимости его закрытия, что и было исполнено в новое царствование, 12 апреля 1826 года . Поддержал Шишкова в запрете на распространение уже изданного Пятикнижия в русском переводе, тираж которого в итоге был сожжён на кирпичных заводах Александро-Невской лавры, а также в инициативе изъять в конце 1824 года из продажи « Катихизис », составленный Филаретом (Дроздовым) и одобренный Синодом (главная причина была в том, что в «Катихизисе» молитвы и тексты Священного Писания приводились в русском переводе) .
Во время восстания декабристов в 1825 году вышел на Сенатскую площадь для увещевания мятежников, которые, по собственным словам митрополита, его «обругали и прочь отослали» . В 1826 г. был назначен в Верховный уголовный суд по делу декабристов .
В 1828 году донёс правительству о существовании поэмы « Гавриилиада », чем спровоцировал следствие об её авторстве. В 1836 году , извещённый Ф. Ф. Вигелем о публикации « Философического письма » П. Я Чаадаева , немедленно переслал начальнику политической полиции А. Х. Бенкендорфу текст этой «негодной статьи» с указанием мест, оскорбительных «как для народной чести нашей, так для правительства».