Щербаков, Владимир Иванович (писатель)
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Ива́нович А́ннушкин (род. 16 августа 1949 ) — советский и российский лингвист-русист . Доктор филологических наук (1997), профессор (2004), заслуженный профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (2014), председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики (1998), член Союза писателей России (2002), действительный член Петровской академии наук и искусств (2020). Автор более 350 научных трудов по филологии, словесности, риторике, стилистике, культуре речи, преподаванию русского языка и литературы отечественным и иностранным учащимся.
В юности занимался в театральной студии А. Г. Кудашевой, ученицы К. С. Станиславского и Михаила Чехова . Ученик выдающегося педагога-вокалиста Надежды Матвеевны Малышевой-Виноградовой, концертмейстера Ф. И. Шаляпина , вдовы академика В. В. Виноградова .
Окончил в 1975 году филологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова , позднее — аспирантуру того же факультета. Ученик Н. И. Либана , С. М. Бонди (в студенческие годы), Ю. В. Рождественского , В. Г. Костомарова .
С 1975 года — младший научный сотрудник сектора подготовительного обучения в Институте русского языка имени А. С. Пушкина , с 1980 года — преподаватель кафедры практики русского языка ФПК.
В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию «Первая русская Риторика начала XVII века. Текст. Перевод. Исследование», в 1997 году — докторскую диссертацию по теме «Эволюция предмета русской риторики в истории русской филологии (XI — середина XIX вв.)»
С 1988 по 1998 годы — заведующий кафедрой русского и других славянских языков, старший научный сотрудник Института языка и культуры Дипломатической академии МИД РФ .
С 1998 года вновь работает в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина. Заведовал кафедрами: повышения квалификации и специализации по русскому языку (1998—2001), риторики и культуры речи (2001—2004), русской словесности и межкультурной коммуникации (2004—2016), профессор той же кафедры (с 2016 года).
Председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики. Преподаватель русского языка, риторики и культуры речи, лектор и ведущий мастер-классов и тренингов по риторике и культуре общения в вузах и учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Красноярска, Хабаровска, Иркутска, Рязани, Тулы, Томска, Астрахани и т. д.
Проводил занятия по русскому языку и риторике в странах СНГ (Украина, Латвия, Армения, Азербайджан, Таджикистан) и за рубежом (США 1991, ФРГ 1985, 1989, 2018, 2019, Китай 2009, 2011, 2013, многократно в Польше, Чехии, Румынии, Болгарии, Бельгии, Германии и др.).
Создатель радио- и телепередач о русском языке, культуре русской речи, риторике как искусстве общения, поэзии и музыке (с 1988 года): «Беседы о русском языке», «Русская речь», «Русская поэзия» на Радио России и радиоканале « Говорит Москва » («Наш Пушкин»). В 2016—2017 годах на телеканале «Культура» созданы 40 получасовых передач цикла «Живое слово», посвященных русскому языку, риторике, культуре речи. С 15 июня 2016 по 7 января 2019 года — ведущий программы «Уроки русского» на « Вести FM », далее — рубрики «Шпаргалка» в утренней программе «Настроение» на « ТВ Центре ».
Автор-исполнитель более 80 песен на стихи русских поэтов XVIII—XXI веков (от Ломоносова и Тредиаковского до Ахматовой и Заболоцкого, Тарковского и Корнея Чуковского). С 2018 года — солист и ведущий концертов Симфонического оркестра им. А. П. Бородина Дома учёных РАН .
Дочь Татьяна — лингвист.
Научные интересы охватывают филологию — общую и частную, словесность в широком смысле (от древнерусской до современной, от бытовой речи до высокохудожественной и научной), риторику (её историю и современность) и русский язык как иностранный.
Автор концепции истории русской филологии и риторики в свете русской истории, публикатор текстов рукописных и классических учебников по риторике и словесности. Создатель современной концепции русской риторики и словесности, опирающей на отечественную филологическую традицию и предполагающей творческое новаторство в речевой практике нового информационного общества.