Interested Article - Аксёнов, Иван Александрович

Ива́н Алекса́ндрович Аксёнов ( 18 [30] ноября 1884 , Путивль 3 сентября 1935 , Москва ) — русский и советский поэт , художественный и литературный критик , литературовед , переводчик .

Биография

Из потомственных дворян Курской губернии. Отец военный . Окончил Киевский кадетский корпус , затем — Николаевское военно-инженерное училище в Петербурге ( 1905 ).

Служил в инженерных войсках в Киеве ( 1906 1908 ).

Поддержал солдатский бунт сапёрного батальона (1908 г.), после чего Аксёнов был осуждён, провёл месяц в тюрьме и отправлен служить в Березовку (Сибирь, Тобольская губерния ). В ссылке Аксёнов занимался литературой, публиковал стихи и рецензии.

По возвращении в Киев (ноябрь 1909 года ) сблизился с литературно-художественными кругами и посещавшими город столичными литераторами.

Был на свадьбе Н. С. Гумилёва и А. А. Ахматовой ( 25 апреля [ 8 мая ] 1910 ) .

Во время Первой мировой войны служил в действующей армии. Накануне Февральской революции служил в инженерном управлении Румынского фронта . Осенью 1917 был арестован румынскими властями. Провёл четыре месяца в тюрьме, подвергался пыткам. Освобождён после Октябрьской революции в обмен на румынских офицеров.

Занимал высокие посты в Красной армии ; председатель ВЧК по борьбе с дезертирством .

В 1918 году вошёл в состав Совета Литературного отдела Наркомпроса .

С начала 1920-х — ближайший сподвижник Вс. Э. Мейерхольда , первый ректор Высших Театральных мастерских (ГВЫТМ—ГВЫРМ , 1922 1923 гг. ); один из авторов (вместе с Мейерхольдом и В. Бебутовым ) знаменитой « Амплуа актёра » ( 1922 ), переводчик « » ( 23 апреля 1922 ) по пьесе Ф. Кроммелинка.

Автор первого биографического очерка о С. М. Эйзенштейне . Сам режиссёр упоминает Аксёнова в своей теоретической книге «Монтаж», где вспоминает, что Иван Александрович отрицательно относился к актрисе Марии Ермоловой и, в частности, к её портрету кисти Валентина Серова : «Ничего особенного. Всегда играла животом вперёд. Так животом вперёд и стоит на портрете Серова».

Был женат на поэтессе и переводчице, участнице группы « ничевоков », Сусанне Мар ( 1901 1965 ).

Литературная деятельность

Под влиянием Лотреамона , других французских поэтов и французских художников увлёкся радикальным новаторством и пропагандировал его в статьях «Врубель, Врубель и без конца Врубель» ( 1912 ), «К вопросу о современном состоянии русской живописи» ( 1913 ).

Участвовал в диспутах о новом искусстве вместе с Д. Д. Бурлюком , В. В. Маяковским , А. В. Лентуловым и др.

В 1915 стал идеологом «западнической» ориентации в московской футуристической группе « Центрифуга ». Под маркой «Центрифуги» выпустил сборник стихов «Неуважительные отношения», иллюстрированный офортами А. А. Экстер ( 1916 ).

В начале 1917 издал книгу « Пикассо и окрестности», в которой изложил свои эстетические взгляды. Это первая в мире монография о Пикассо.

На сюжет «Медеи» Еврипида написал стихотворную драму «Коринфяне» ( 1918 ).

После революции входил в литературную группу конструктивистов . Опубликовал сборник стихов «Серенада» ( 1920 ). Подготовил к изданию сборник «Эйфелия. Тридцать од » (оформление Л. Поповой , 1922 , не издан.)

С конца 1920-х занимался преимущественно . Независимо от Ф. де Соссюра открыл принцип анаграмм в поэзии.

Выпустил под названием « Елисаветинцы » книгу переводов пьес Дж. Форда , Дж. Вебстера , С. Тёрнера с дополнением « трагической истории » Ф. де Россе ( 1916 ). Подготовил к изданию «Драматические произведения» Бена Джонсона ( 1931 1933 ) и второй том переводов английских драматургов « Елизаветинцы » (Бен Джонсон, Томас Хейвуд , Джон Флетчер , Томас Деккер , 1938 ).

Сочинения

(по году публикации)
  • Аксенов И. А. Врубель , Врубель и без конца Врубель // . — 1912.
  • Аксёнов И. А. К вопросу о современном состоянии русской живописи // Сборник статей по искусству. — 1913.
  • Аксёнов И. А. : Стихи. [ Два офорта А. А. Экстер ] — М.: Центрифуга , 1916. — 2, 46, 1 с., 2 л. ил.
  • Аксёнов И. А. Елисаветинцы [: Сб. переводов: Джон Форд , ; Джон Вебстер , «Белый дьявол» ; Карель Тёрнер , ; Envoi : Россэ » ]. — Вып.1 . — М.: Центрифуга, 1916. — 299 с.
  • Аксёнов И. А. Пикассо и окрестности: С 12 меццотинтогравюрами с картин мастера. — М.: Центрифуга, 1917. — 62 с., 12 л. илл.
  • Аксёнов И. А. . [ Фронтиспис А. М. Родченко ] — М.: Центрифуга, 1918. — XIV, 66 с., 6 с. объявл.
  • Аксёнов И. А. — [ Пг.], [1918]. — 30 л.
  • Аксёнов И. А. [ Линогравюры Г. А. Ечеистова ]. — [ М. ]: Мастарчув, 1920 . — 8 с., 1 л. ил.
  • Аксёнов И. А. Ода Выборгскому району [ Оформление Г. А. Ечеистова ]. — М.: Мастарчув, 1920; — републикация : Ечеистова М. А. , Нехотин В.В . И. А. Аксёнов: Ода Выборгскому району // Скрещения судеб: Literarische und kulturelle Beziehungen zwischen Russland und dem Westen. A Festschrift for Fedor В. Poljakov / Ed. by L. Fleishman et al. — [Berlin etc.:] Peter Lang, 2019. — S. 329—337 (= Stanford Slavic Studies. Vol. 49).
  • Аксёнов И. А. Темп вальса; Довольно быстро // : [Сб. стихотворений] / И. А. Аксенов, Н. Асеев, С. Буданцев, Р. Ивнев, А. Кусиков, Б. Лившиц, Б. Пастернак, Г. Петников, В. Хлебников. — М. : Б. и. [ Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К° ], 1920. — 30 с. — С.3-4; 5-6.
  • Аксёнов И. А. К ликвидации футуризма // . — 1921. — № 3 (ноябрь—декабрь)
  • Аксёнов И. А. , Мейерхольд Вс. Э. , Бебутов В. М. . — М.: ГВЫРМ, 1922.
  • Аксёнов И. А. // (англ.) [: / И. Аксёнов , Б. Арватов , Э. Бескин , В. Блюм , О. Блюм , А. Ган , М. Загорский , , Л. Сабанеев , , Б. Фердинандов ]. — Тверь: 2-я гостипография, 1922. — 152 с. — С. 81-87.
  • Аксёнов И. А. От переводчика [ , 1922 ] / Публ. // Театр . — 1997. — № 6. — С.172-173. — То же в: / Ред.-сост. О. М. Фельдман . — М.: Объединённое гуманитарное издательство, 2000. — ISBN 5900241203
  • Аксёнов И. А. [: «Стихотворение, прочитанное в Большом Академическом театре » ] // Валерию Брюсову. Сборник, посвященный 50-тилетию со дня рождения поэта / Под ред. П. С. Когана . — М., 1924. — 94 c. — С.66-67.
  • Аксёнов И. Почти всё о Маяковском // Новая Россия . — 1926 . — № 3. — С.83 — 88.
  • [ Аксёнов И. А. : перевод ] Кроммелинк Ф. Великодушный рогоносец . — М.; Л.: Гиз , 1926. — 126 с.
  • Аксёнов И. А. « Гамлет » и другие опыты, в содействие отечественной , в которых говорится о медвежьих травлях, о пиратских изданиях, о родовой мести, о счётных книгах мистера , о несостоятельности формального анализа, о золотой инфляции в царствование королевы Елисаветы , о тематическом анализе временной композиции, о переодевании пьес, о немецком романтизме, об огораживании земельной собственности, о жизни и смерти английского народного театра, о классовой сущности догмата о божественном предопределении, а также о многих иных любопытных и назидательных вещах. — М.: Федерация , 1930 . — 217 с.
  • Аксёнов И. А. Бен Джонсон: Жизнь и творчество; Б. Джонсон , [: трагедия в 5-и действ. / перевод ] // Джонсон, Бен . Драматические произведения: В 2 т. / Ред., вступит. ст. и примечания И. А. Аксёнова , предисловие И. И. Анисимова . — Т. 1. — М.; Л.: Academia , 1931. — С.21—110; 111—300.
  • Аксёнов И. Шекспир [ 1932 ] // БСЭ . — Т. 62. — М., 1933.
  • Аксёнов И. Трагедия о Гамлете, принце датском , и как она была сыграна актёрами Театра имени Вахтангова // Советский театр . — 1932. — № 9. — С.21.
  • Аксёнов И. А. Бен Джонсон в борьбе за театр; Б. Джонсон , «Вольпона» [ / перевод] // Джонсон, Бен . Драматические произведения: В 2 т. [: «Вольпона»; «Каждый по-своему» / пер. П. Соколовой ; «Склад новостей» / пер. ]. — Т. 2. — М.; Л.: Academia, 1933. — 696 с.
  • Аксёнов И. А. Шекспир [: статьи]. — Ч. 1. — М.: Гослитиздат , 1937. — 363 с.
  • Аксёнов И. А. : Статьи и переводы: [ «Бен Джонсон: Жизнь и творчество» 1931 ; «Бен Джонсон в борьбе за театр» 1933 ; « Томас Хейвуд и Томас Деккер » 1932 ; « Джон Флетчер »; Т. Хейвуд , ; Т. Деккер , «Добродетельная шлюха» : Ч. 1, 2; Д. Флетчер , ]. — М.: Художественная литература , 1938. — 719 с.
  • [ Аксёнов И. А. : перевод ] Россе Ф. де . Из «Трагических историй» : // Новые забавы и весёлые разговоры. Французская новелла эпохи Возрождения / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Михайлова . — М.: Правда , 1990. — ISBN 5-253-00012-7
  • Аксёнов И. А. Сергей Эйзенштейн. Портрет художника / Общ. ред., послеслов. и коммент. Н. И. Клеймана . — М.: , 1991. — 128 c. —
  • Аксёнов И. Основы кинодраматургии: Лекции в Сценарной мастерской « Межрабпомфильма », 1931 г. // . — 2000 . —
  • Аксёнов И. А. Из творческого наследия: В 2 т. [: : Письма, изобразительное искусство, театр; : История литературы, теория, критика, поэзия, проза, переводы, воспоминания современников ] / Составитель . — М.: , 2008. — 638+460 c. — ( ) — ISBN 5902801044
  • / сост., вступ. ст. и коммент. А. Фарсетти; науч. ред. А. А. Россомахин. – СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022.

Исследования

  • Гельперин Ю. М. Аксёнов Иван Александрович // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 41.
  • И. Аксёнов о форме и смысле « » // Театр . — 1997 . — № 6. — С. 172—174. — То же в: / Ред.-сост. . — М.: ОГИ, 2000. — ISBN 5900241203
  • Елисеев Н. : Кто такой А.? : Эссе об эссеисте // Постскриптум: Литературный журнал. — 1997. — № 3 (8). — С. 281—295. — ISBN 590102706X .
  • Адаскина Н. Л. Аксёнов Иван Александрович // Энциклопедия русского авангарда : Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин , А. Д. Сарабьянов ; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М. : RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии. А—К . — С. 14—15 . — ISBN 978-5-902801-10-8 .
  • Ичин, Корнелия . Конструктивистские принципы поэзии Ивана Аксёнова // 1913. «Слово как таковое»: К юбилейному году русского футуризма. Материалы международной научной конференции (Женева, 10–12 апреля 2013 г.) / Редактор Пётр Казарновский ; Составление и научная редакция Жан-Филиппа Жаккара и . — СПб. : Издательство Европейского университета, 2015. — ISBN 978-5-94380-181-5 .
  • Фарсетти, Алессандро. // Культурологический журнал. — 2014. — № 4 (18) .
  • Farsetti A. . — Firenze: Firenze University Press , 2017. — ISBN 9788864535418 .

Интересные факты

Голубое распятие опрокинуто под лакированный треугольник „ бехштейна “.

Цвет. Фактура чёрного лака. Стекло. Тем не менее это не . Это Мейерхольд раскинулся в на ковре под роялем . В руках рюмка. Хитрый прищур глаза сквозь стекло. 1922 год . Слева толстые ноги Зинаиды , туго обтянутые шёлком чёрного платья. Нэп . В ногах у мастера — я. „ Театральный Октябрь “ на стадии „ “.

На моих ногах — калачиком — Аксёнов. Спит.

Стадия Аксенова — безбородость. Рыжая борода лопатой, развевавшаяся агрессивным стягом из-под контура древнего шлема будённовца , снята. Женат на конструктивистке Поповой . Авторе той нелепой смеси галифе и клёша голубого цвета, которую все почтительно именуют „ “.

Непривычен абрис головы Аксёнова без бороды. Лицо асимметрично. Воспалённые круги глаз, когда открыты. Сейчас закрыты. И кажется, что рыжеватые остатки пуха растут прямо из костной основы лица, лишённого других покровов.

(…) Можно в тончайших подробностях восстановить в памяти, как блистательно разбирал Аксёнов „ Венецианского купца “, как говорил о „ Варфоломеевской ярмарке “ и о тройной интриге елизаветинцев .

Что говорил Мейерхольд — не запомнить

«В своих настоящих трагедиях, серия которых откроется „ Гамлетом “, Шекспир неизменно излагает действие в противопоставлении трёх героев. Один безраздельно исповедует ложный принцип (старый, феодальный или устарелый — аморалистический); другой старается овладеть средствами преодолеть веления старого мира; и третий всецело стоит на почве нового сознания. Главным образом трагедии, носителем её конфликта является, конечно, средний герой. Его внутренняя победа над собственным противоречием сознания и развязывает трагедию, превращая, скажем, Гамлета , одолевшего в себе Лаэрта , в Фортинбраса , поднимая Макбета до Макдуфа и Отелло до Дездемоны » .

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Гельперин Ю. М. Аксёнов Иван Александрович // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 41.
  3. См., напр.: Ольшанская Е. от 24 марта 2009 на Wayback Machine // Серебряный век. — Киев, 1994 . — С. 5-27.
  4. Эйзенштейн С. Мемуары / Составл., предисловие, комментарии Н. И. Клеймана . — от 3 мая 2009 на Wayback Machine : Труд ; Музей кино , 1997 . — С.216; 424. — ISBN 5882440092

Ссылки

  • на сайте «Век перевода»
  • // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира».
  • в Театральной библиотеке Антона Сергеева: — —
Источник —

Same as Аксёнов, Иван Александрович