Живая вода
- 1 year ago
- 0
- 0
«Жива́я вода́» — фольклорный ансамбль , основанный в 1983 году в Смоленске . Ансамбль исполняет почти утраченные образцы музыкального быта Смоленской земли, сохраняя не просто напевы с текстами, но и их фактурные, диалектные особенности. «Живая вода» исполняет музыку, бытовавшую в деревнях Починковского и Холм-Жирковского районов Смоленской области , но в основном — песни, унаследованные его солисткой Людмилой Новиковой от её бабушки — Марии Никитичны Лемутовой. Отличительными особенностями ансамбля являются: обилие распевов на междометиях, использование пения «с подголоском» (согласно смоленской традиции), когда верхний голос как бы дублирует некий из неглавных нижних, аутентичность песенного репертуара и традиционное смоленское женское сольное пение, а также народное звучание скрипки . Ансамбль много гастролировал по стране и за рубежом, участвовал в фестивалях.
Ансамбль «Живая вода» был основан артистами ВИА «Феникс», профессионального коллектива Смоленской областной филармонии (1980—1982) — семейной парой Людмилой и Сергеем Новиковыми. Название ансамбля возникло из поговорки «Песню сыграть — что живой водицы глотнуть», которую любила повторять смоленская крестьянка Мария Никитична Лемутова — бабушка солистки ансамбля Людмилы Новиковой. Именно песни Марии Никитичны Лемутовой и составили бо́льшую часть репертуара коллектива . Музыканты принципиально отказались от авторской обработки, стараясь передать слушателю народную песню, не искажённую никакими интерпретациями . Эта позиция определила стиль коллектива, его творческое лицо и самобытность .
Помимо песен, унаследованных Людмилой Новиковой от своей бабушки, ансамбль также исполнял классические образцы русской лирической песни, такие как «Горы Воробьёвские» — о смерти на чужбине, колядка «Добрый вечер, паны!», или духовный стих «Отжил я свой век» .
Скрипачи Сергей Новиков и Сергей Новиков-младший продолжали музыкальную традицию смоленских народных скрипачей, воссоздавая звучание деревенской скрипки. «Впрочем, народная манера и здесь совершенно отлична от академической: часто используется „бурдонный тон“, когда одна струна тянет „ волыночный “ звук, а на других исполняются вариации на главную тему, звучащие в той же тесситуре , что и голоса, то есть получается дополнительная мелодическая линия плюс тембровое украшение» .
В разное время в состав ансамбля также входили вокалисты Лариса Александренкова, Леонид Крыса́, Людмила Кавалерчик, Наталья Григорьева.
В 1992 году обозреватель газеты «МоЖ» Андрей Поздняев писал, что «в лице супругов Людмилы и Сергея Новиковых и их коллеги Владимира Воробьева народная песня обрела самых что ни на есть ревностных хранителей и защитников» .
В объёмном предисловии к сборнику солистка ансамбля Людмила Новикова затрагивает тему судьбы русского крестьянства послереволюционного периода, рассказывает об истории русской деревни и о Марии Никитичне Лемутовой, своей бабушке, песни которой и вошли в сборник. В издание включены 135 народных песен разной сезонной и тематической направленности ( свадебные , колядные , масляницкие , плясовые, осенние и т. д.), каждая из которых сопровождается нотами.