Interested Article - Собор Оптинских старцев

Собор преподобных Оптинских старцев — церковное празднование памяти преподобных старцев Оптинских . Общее соборное празднование 24 октября .

На Поместном соборе 1988 года прославлен иеросхимонах Амвросий (Гренков) . Остальные старцы прославлены 26 июля 1996 года как местночтимые , а в 2000 году общецерковно .

25 декабря 2009 года Священный синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев, подготовленную Синодальной богослужебной комиссией, и рекомендовал её к общецерковному богослужебному употреблению .

Список 14 старцев

  1. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — основатель и вдохновитель оптинского старчества. В 1797 году стал послушником в Оптиной пустыни. Затем подвизался в различных монастырях ( Белобережская пустынь , Валаам , Александро-Свирский монастырь ), где изучал наследие Паисия Величковского . В 1829 году вновь вернулся в Оптину пустынь, где стал старцем для целого ряда подвижников: для Макария и Амвросия Оптинских , а также для Игнатия Брянчанинова .
  2. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) первоначально (в 1810) поселился в Площанскую пустынь , в 1815 году принял монашеский постриг, а в 1834 году перешел в Оптину пустынь, где находился под началом Льва Оптинского. При нём были изданы труды Паисия Величковского, в Оптину пустынь за духовной помощью стали обращаться представители интеллигенции: Иван Киреевский , Алексей Толстой , Николай Гоголь , Алексей Хомяков .
  3. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) начал свое подвижничество под началом Серафима Саровского , затем 10 лет до Наполеонова нашествия подвизался в Свенском монастыре , изучая наследие Паисия Величковского. В 1820 году был направлен в Оптину пустынь. При нём был приглашен Лев Оптинский и расцвело старчество.
  4. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) родился в купеческой семье, в 1812 году попал в плен к французам, а в 1821 году прибыл в Оптину пустынь для духовных упражнений. В 1827 году стал иеромонахом обители. C 1839 по 1853 год был игуменом Малоярославецкого монастыря , но потом вновь вернулся в Оптину пустынь.
  5. Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873) в молодости скитался по разным монастырям, пока в 1839 году не оказался в Оптиной пустыни. Там он стал келейником Макария Оптинского , а после его смерти возглавил обитель.
  6. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) будучи сыном церковнослужителя получил образование в Тамбовской духовной семинарии , преподавал греческий язык, но в 1839 году поселился в Оптиной пустыни под началом Льва Оптинского . Много болел ( гастрит , геморрой и пр.), но получил чудесное ослабление недугов от принесенной в 1868 году в обитель Калужской иконы Божьей матери .
  7. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) успешно окончил Калужскую семинарию и работал в Казенной палате, но после болезни в 1853 сделался послушником в Оптиной пустыни. Его духовными учителями были Макарий и Амвросий Оптинские . Прошел путь от иеродиакона до благочинного обители, заведовал монастырской библиотекой. Курировал Шамординскую женскую обитель . Лично был знаком с Иоанном Кронштадтским .
  8. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) после неудачного сватовства решил в 1847 году постричься в монахи Оптиной пустыни. Макарий Оптинский завещал назначить Исаакия настоятелем монастыря, кем он и стал в 1862 году. Вступив в права достроил в обители ряд храмов, учредил больницу и новую гостиницу, организовал свечной завод.
  9. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) первоначально работал в трактире, но во время паломничества в Киев по совету сестры отправился в Оптину пустынь, где и пребывал с 1861 года. В обители служил поваром, но потом прошел путь от рясофора до скитоначальника.
  10. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) в миру окончил Оренбургское военное училище и дослужился до полковника, но в 1891 приехал в Оптину пустынь. Во время русско-японской войны призван на фронт в качестве полкового священника при лазарете. В 1907 году стал игуменом Оптиной пустыни. Неудачно пытался встретиться со Львом Толстым . Незадолго до смерти был назначен архимандритом в подмосковную Свято-Голутвенную обитель .
  11. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922) в миру работал приказчиком, но в 1885 году прибыл в Оптину пустынь и стал келейником Амвросия Оптинского . Став иеромонахом оставался верным Богу в годы Русской Смуты .
  12. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) в 1873 году прибыл в Оптину пустынь и подвизался под началом старца Анатолия . В 1894 стал иеродиаконом , а в 1898 — иеромонахом . После закрытия Оптиной пустыни в 1923 году жил в крестьянской семье в селе Холмищи , где и умер.
  13. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) учился в Московском университете, но в 1907 году решил стать монахом Оптиной пустыни. Служил секретарем при Варсонофие Оптинском . В 1917 году стал иеромонахом . Когда Оптина пустынь в 1919 году была преобразована в музей, Никон стал директором этого музея. После окончательного закрытия Оптиной пустыни переселился в Козельск , где служил при Успенском храме. В 1927 году его арестовало ОГПУ и сослало в лагерь. Заразившись туберкулезом он умер в месте своего заключения.
  14. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) выходец из крестьянской семьи в 1884 году стал послушником Оптиной пустыни. В 1914 году стал архимандритом этой обители. В 1918 году революционные власти пытались реорганизовать монастырь в сельхозпредприятие. В 1923 году Оптина пустынь была упразднена и Исаакий стал служить в Георгиевском храме Козельска. В 1937 году осужден за контрреволюционную деятельность и организацию подполья. Расстрелян 8 января 1938 года и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе .

Почитание

Оптиным старцам посвящены тропарь , кондак и особая молитва , где они именуются «утешителями Российской земли», «столпы монашества» и «светильники православной веры».

Собору старцев посвящена отдельная икона , написанная козельскими иконописцами в 2006 году и хранящаяся в женском монастыре Саратова . Размер 127 на 95 см. На иконе на золотом фоне изображены белокаменная обитель с синей крышей, 14 бородатых старцев в красных мантиях и Богородица . Многие старцы имеют на голове камилавки, а в руках держат свитки .

Культурные особенности

Своеобразным духовным ориентиром Оптинских старцев был Паисий Величковский , « афонский образ жизни» и исихазм . Подобная практика, направленная на «окормление мирян», казалась новшеством, гордыней и непокорством церковному начальству, что вызвало временный запрет на служение Льва Оптинского . Тяжело приживались и популяризируемые старцами книги Добротолюбие и Слова св. Ефрема Сирина , однако именно они повлияли на формирование славянофильства и почвенничества . Амвросий Оптинский вдохновил Достоевского на создание образа Зосимы в Братьях Карамазовых . Несмотря на древние традиции старчества Оптина пустынь приобрела широкую известность именно в вестернизированном российском обществе, сформированным уже после Петровских реформ . Почитатели старцев ценили их назидательные советы, благословления и дар прозорливости .

История канонизации

  • 1988 год — по решению Поместного собора Русской православной церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.
  • 26—27 июля 1996 года тринадцать оптинских старцев причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни с общим соборным празднованием 11 (24) октября.
  • 10 июля 1996 года обретены мощи преподобного Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.
  • 2000 год — решением Архиерейского собора Оптинские старцы прославлены для общецерковного почитания.

Примечания

  1. от 12 ноября 2012 на Wayback Machine . «Древо». Открытая Православная энциклопедия.
  2. от 20 мая 2022 на Wayback Machine // patriarchia.ru , 24 октября 2009 г.
  3. Дата обращения: 30 сентября 2018. 29 мая 2013 года.
  4. от 26 января 2012 на Wayback Machine .
  5. от 1 сентября 2012 на Wayback Machine .
  6. от 23 апреля 2022 на Wayback Machine // pravoslavie.ru , 24 октября 2015
  7. . Дата обращения: 24 апреля 2022. 9 мая 2017 года.
  8. Денисов А. А. от 24 апреля 2022 на Wayback Machine // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии, 2018. № 2,
  9. Захарченко С. О. от 24 апреля 2022 на Wayback Machine // Проблемы исторической поэтики, 2011

Литература

  • Преподобные старцы Оптиной Пустыни : жития. Чудеса. Поучения. — Москва ; Рига: Благовест, 1995. — 416 с. — ISBN 5-87310-031-4 .
  • Прославление в лике святых Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной Пустыни просиявших : 26-27 июля 1996 г. — Козельск: Введенская Оптина Пустынь, 1996. — 79 с. — ISBN 5-86594-041-4 .
  • Трифон (Туркестанов) , митр. Древнехристианские и оптинские старцы : монография. — Москва: Мартис, 1997. — 254 с. — ISBN 5-7248-0041-1 .
  • Преподобные Старцы Оптинские: Жития и наставления. — 2-е, испр. и доп. — М. : Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2002. — 512 с. — 10 000 экз.
  • Великие старцы Оптиной пустыни: сборник биографической информации. — Москва: Терра-Кн. клуб, 2003. — 381 с. — ISBN 5-275-00815-5 .
  • Феномен старчества и его влияние на русскую философскую мысль XIX века; Фил. Санкт-Петербургского института внешнеэкон. связей, экономики и права в г. Кирове. — Киров ; Санкт-Петербург: Гаруда, 2007. — 116 с. — 600 экз. ISBN 978-5-7320-0991-0 .
  • Оптинские старцы : наставления, письма, дневники. — Москва: Лепта Книга, 2009. — 813 с. — (Путь святости; вып. 11). — 5000 экз. ISBN 978-5-91173-142-7 . — ISBN 978-5-9937-0035-9 .
  • Оптинские старцы. Источник светлой радости / автор-составитель И. Булгакова. — Москва : Эксмо, 2020. — 317 с. — (Радость и надежда для души). — 3000 экз. — ISBN 978-5-04-107570-5
Источник —

Same as Собор Оптинских старцев