Шевченко, Валентина Семёновна
- 1 year ago
- 0
- 0
Валентина Семёновна Серо́ва (урождённая Бергман ; 1846 , Москва — не позднее 26 июня 1924 , Москва ) — русский композитор , музыкальный критик , общественный деятель . Первый в России профессиональный композитор-женщина. Супруга композитора и музыкального критика Александра Серова , мать художника Валентина Серова .
Родилась в Москве в 1846 году . Её родителям Семёну Яковлевичу Бергману и Августине Карловне Гудзон (родом из Гамбурга ) принадлежала в Москве небольшая лавка колониальных товаров .
В 1862 году Русское музыкальное общество направило её учиться в Санкт-Петербургскую консерваторию в качестве своей стипендиатки, — в класс А. Г. Рубинштейна . Стала брать уроки у Александра Серова , за которого в 1863 году вышла замуж (16 ноября 1863 года в дневнике В. Ф. Одоевского появилась запись: «Серов женился на девушке-музыкантше — стипендиатке Музыкального Общества, которая знает все Баховы фуги наизусть», а 11 января 1864 года он написал: «необходимо охранить это гениальное существо от нигилистского болота, в которое она готова попасть») и оставила учёбу.
В 1867 году стала издавать вместе с мужем журнал «Музыка и театр» , который просуществовал один год. В России и за границей познакомилась с Тургеневым , Полиной Виардо , Л. Толстым , Р. Вагнером , Ф. Листом , долгие годы поддерживала дружеские отношения с Репиным , М. Антокольским , Шаляпиным , С. И. Мамонтовым .
После смерти мужа от инфаркта в 1871 году Валентина Семёновна совместно с Н. Ф. Соловьёвым завершила его оперу «Вражья сила» (премьера состоялась в 1875); также издала партитуру оперы «Юдифь» , собрала и выпустила в свет 4 тома статей мужа о музыке. Отдала много сил музыкальному просвещению, развитию народной культуры; одна из основательниц и почётный член московского Общества содействия устройству общеобразовательных народных развлечений. В связи с её деятельностью в народе, была под негласным надзором полиции .
Сестра — педагог Аделаида Семёновна Симонович , вместе с мужем — педиатром Яковом Мироновичем Симоновичем — стояла у истоков дошкольного образования в России.
Похоронена на Новодевичьем кладбище .
Написала пять опер: «Уриэль Акоста» (по К. Гуцкова в переводе П. Вейнберга , либретто П. И. Бларамберга ; премьера состоялась 15 апреля 1885 года в Москве, в Большом театре , затем показывалась в Киеве и Санкт-Петербурге), «Мария д’Орваль» (собственное либретто; не была поставлена, считается утраченной), «Мироед» (по повести А. Потехина «Хайдевка»), «Илья Муромец» ( ; поставлена в Москве на частной сцене оперы Саввы Мамонтова в 1899 году с Шаляпиным в главной роли и потерпела фиаско), «Встрепенулись» (собственное либретто).
П. И. Чайковский об опере «Уриэль Акоста» писал Надежде фон Мекк :
Опера эта — престранное явление в мире искусства. Никак нельзя сказать, чтобы г-жа Серова была вовсе лишена таланта. Я внимательно проиграл оперу, и на каждом шагу встречал хорошо задуманные сцены и отдельные подробности, но <…> она решительно не умеет не только развить вполне мысль, но хотя бы сколько-нибудь сносно изложить её. Никогда ещё я не видел в печати более неуклюжих, безобразных гармоний, такого отсутствия связанности, законченности, такого неизящного и неумелого письма… Г-жа Серова <…> ничему никогда не училась; она даже и грамоты музыкальной не знает. И вот теперь она обратилась ко мне, прося давать ей уроки гармонии, контрапункта, инструментовки и т. д. Я решительно уклонился от этой чести … трудно ожидать, чтобы она исправилась.
Автор ряда статей об оперном искусстве, мемуаров о встречах с Л. Толстым , воспоминаний о муже и сыне: