Interested Article - Венявский, Генрик
- 2021-08-21
- 1
Ге́нрик Веня́вский , в России Генрих Иосифович Венявский ( польск. Henryk Wieniawski ; 10 июля 1835 , Люблин — 31 марта [ 12 апреля ] 1880 , Москва ) — польский скрипач и композитор.
Биография
Родился в Люблине, в образованной и ассимилированной еврейской семье . Его отец, выпускник медицинского факультета Варшавского университета , врач Вольф Тобиаш Гельман (1798, — 1884, Люблин) был сыном цирюльника Гершла Меера Гельмана и Гитл Кельманович из местечка — впоследствии еврейского района Люблина; приняв в 1828 году католичество , он сменил имя на Тадеуш Венявский . Его вторая жена (с 1833 года, мать будущего композитора) Регина Вольф (1811, Броды — 1884, Варшава ) была дочерью врача Йозефа Вольфа (1766—?) и его жены Элеоноры Эстрайхер (1789—1859), и приходилась родной сестрой композитору Эдуарду Вольфу (1816—1880) и врачу (1809—1874) . Кроме него у супругов родилось ещё четыре сына: старший Юлиан (1834—1912, ставший писателем), близнецы Юзеф (1837—1912, ставший пианистом) и Александр (1837—1916, бывший недолго оперным певцом; отец композитора Адама Тадеуша Венявского ), а также умерший годовалым Каетан (Конрад, 1839—1840) . У музыканта был также сводный брат Тадеуш Венявский (1816—1887) , от первого брака отца, врач .
Начал учиться музыке в своём родном городе под руководством Станислава Сервачиньского и Яна Хорнзеля . В 1843 году в возрасте 8 лет поступил в Парижскую консерваторию , где учился у Ламбера Массара (скрипка) и Ипполита Коле (гармония и композиция). Консерваторию окончил с золотой медалью и как русский стипендиат получил в дар от царя скрипку Гварнери (дель Джезу).
По окончании курса в 1846 году предпринял артистическое путешествие и в 1848 году давал концерты в Санкт-Петербурге и Москве со своим братом пианистом Юзефом Венявским . В 1851 по 1853 годы вновь гастролировал в России и дал около 200 концертов. В 1858 году сблизился с Рубинштейном, стал концертировать вместе с ним.
В личной жизни музыканта поворотным стал 1859 год, когда произошла его помолвка с дочерью лорда Хэмптона Изабеллой ( англ. Isabella Bessie Hampton , 1842—1928). Бракосочетание состоялось в Париже 2 августа 1860 года, на нём присутствовали Г. Берлиоз и Дж. Россини. В браке родилось семеро детей .
С 1862 года по 1868 год Венявский являлся первым профессором класса скрипки Петербургской консерватории (впоследствии, в 1875—1877 гг., преподавал ещё в Брюссельской консерватории ). С 1869 по 1872 годы занимал должность придворного солиста Императорского двора и театров в Петербурге.
Семья жены настояла, чтобы композитор застраховал свою жизнь на большую сумму. Необходимость выплат процентов заставила композитора искать дополнительные источники доходов, но общая перегрузка привела к ухудшению здоровья. С 1872 по 1874 годы Венявский вместе с А. Рубинштейном предприняли гастроли по Америке, с которых он вернулся совершенно больным, однако позднее смог частично восстановиться. С участием скрипача триумфально прошёл Русский концерт в зале Трокадеро в Париже на Всемирной выставке 1878 года . Последним годом выступлений Венявского стал 1879-й. В тот год, после сердечного приступа во время концерта в Москве он попал в Мариинскую больницу на Божедомке (современный адрес здания: Москва, улица Достоевского , д. 4 корп. 1; ныне как больница не функционирует).
Из Мариинской больницы его, по просьбе Н. Г. Рубинштейна, забрала Надежда Филаретовна фон Мекк (урождённая Фраловская ; род. 29 января [ 10 февраля ] 1831 , Смоленская область , д. Сырокоренье Рославльского уезда . — ум. 1 [13] января 1894 , Ницца). Она обеспечила безупречный уход за композитором. Пётр Ильич Чайковский писал ей: "Последние дни его [Венявского] будут скрашены Вашими заботами о нём. Очень жаль его. Мы потеряем в нём неподражаемого в своём роде скрипача и очень даровитого композитора. В этом последнем отношении я считаю Венявского очень богато одарённым… ". В доме Н. Ф. фон Мекк на Рождественском бульваре, 12, композитор скончался 31 марта 1880 года в возрасте 44 лет.
Венявский был исключительным виртуозом; обладая замечательным тоном, чарующей певучестью смычка, высокохудожественным пониманием исполняемого и первоклассной техникой, он пользовался неизменным успехом и был любимцем слушателей всех стран.
Творчество
Как композитор Венявский отличался большим вкусом и оригинальностью мысли. Он писал только для скрипки (сохранилось два концерта и множество отдельных пьес). Все его произведения чрезвычайно благодарны для исполнителя. Особенной популярностью пользуются его «Легенда», «Воспоминание о Москве», Фантазия на темы из « Фауста » Гуно . Первый и второй скрипичный концерты Венявского были записаны рядом выдающихся исполнителей, в том числе: Борисом Гольдштейном , Виктором Пикайзеном , Олегом Крысой (концерт № 1), Исааком Стерном, Яшей Хейфецом, Игорем Ойстрахом, Идой Гендель и Джошуа Беллом (концерт № 2).
Список сочинений
В приведённый ниже список включены все сохранившиеся сочинения Генрика Венявского, а также некоторые из утраченных.
Для скрипки с оркестром
- Концерты
- Концерт D-dur (1847; неоконченный, утрачен)
- Концерт № 1 fis-moll, соч. 14 (первое исполнение 1853)
- Концерт № 2 d-moll, соч. 22 (первое исполнение 1862)
- Концерт (№ 3) a-moll (1878, утрачен)
- Концертные пьесы
- Концертный полонез (№ 1) D-dur, соч. 4 (ок. 1852)
- Элегическое адажио A-dur, соч. 5 ( Adagio élégiaque ; 1852)
- «Воспоминание о Москве» e-moll, две песни А. Е. Варламова с вариациями, соч. 6 ( Souvenir de Moscou ; 1852)
- Скерцо-Тарантелла g-moll, соч. 16 (1855)
- Легенда g-moll, соч. 17 (1859)
- Блестящая фантазия на темы из « Фауста » Гуно A-dur, соч. 20 (1865)
- Блестящий полонез № 2 A-dur, соч. 21 (1870)
Для скрипки с фортепиано
- Большое фантастическое каприччио E-dur, соч. 1 ( Grand caprice fantastique ; 1846/1847)
- Аллегро g-moll, соч. 2 (совместно с Юзефом Венявским ; 1848)
- Концертное рондо в русском стиле D-dur ( Rondo russe ; 1848; сохранилось к рукописи; первоначальная версия рондо из соч. 10)
- Большой концертный дуэт на тему русского гимна « Боже, Царя храни! » G-dur (совместно с Юзефом Венявским ; 1851; сохранился в рукописи)
- «Воспоминание о Познани» d-moll, характеристическая мазурка № 1, соч. 3 ( Souvenir de Posen ; 1854?)
- Куявяк a-moll, мазурка № 2 (1851)
- Каприччио-вальс E-dur, соч. 7 (1852)
- Большой дуэт в польском стиле, соч. 8 ( Grand Duo Polonaise ; совместно с Юзефом Венявским ; 1852)
- Песня без слов и изящное рондо d-moll, соч. 9 ( Romance sans paroles et Rondo élégant ; 1852)
- «Русский карнавал», юмористические импровизации и вариации на тему русской народной песни «По улице мостовой», соч. 11 ( Le Carnaval Russe ; 1852)
- Две салонных мазурки, соч. 12 (1853):
- Вариации на собственную тему A-dur (a-moll), соч. 15 (1854)
- Романс Антона Рубинштейна Es-dur (ок. 1860).
- Две характеристических мазурки, соч. 19 (ок. 1860):
- Три листка из альбома, соч. 23 (был издан только № 1: Жига e-moll, ок. 1876; издана в 1880)
- «Восточная фантазия» a-moll, соч. 24 ( Fantasie orientale ; 1876, издана посмертно)
- Скрипичное соло для балета Цезаря Пуни «Золотая рыбка» a-moll (издано ок. 1924)
Прочие сочинения
- «Современная школа», [10] этюдов-каприсов для скрипки соло, соч. 10 ( L’École moderne ; 1853—1854)
- Пасторальная фантазия, соч. 13 ( Fantaisie pastorale ; утрачена)
- Польская песня F-dur для голоса с фортепиано (1854)
- Грёза (Rêverie) fis-moll для альта с фортепиано (1855)
- [8] этюдов-каприсов для скрипки в сопровождении другой скрипки, соч. 18 (1862)
Каденции
- Каденция к скрипичному концерту № 7 a-moll, соч. 9 Пьера Роде (1848)
- Каденция к скрипичному концерту D-dur, соч. 61 Людвига ван Бетховена (1854)
- Каденция к скрипичному концерту № 22 a-moll Джованни Баттисты Виотти (1861)
- Каденция к скрипичному концерту № 17 d-moll Джованни Баттисты Виотти (1862)
- Каденция к арии из оперы «Луг писцов» Фердинана Герольда
- Каденция к скрипичному концерту fis-moll («Патетический»), соч. 23 Генриха Вильгельма Эрнста (1860)
- Каденция к скрипичному концерту № 2 D-dur («Военный»), соч. 21 Кароля Липиньского (1850/1851; утрачена)
- Каденция к скрипичному концерту e-moll, соч. 64 Феликса Мендельсона (1853; утрачена)
- Каденция к скрипичному концерту № 5 a-moll («Концерт Гретри»), соч. 37 Анри Вьётана (1864; утрачена)
Память
В память о Венявском с 1935 г. проводится Международный конкурс скрипачей имени Венявского , основателем и первым руководителем которого стал его племянник Адам Тадеуш Венявский . Дочь Венявского Ирена Венявская тоже пользовалась определённой известностью как композитор. В 2001 году Польша выпустила памятную монету номиналом в 10 злотых, в память о Генрике Венявском. Монета выпущена из серебра 925 пробы, весом 14,14 граммов.
Слева направо:
Могила Венявского на кладбище Старые Повонзки в Варшаве , Памятная доска Г. Венявскому в Познани,Мемориальная доска Г. Венявскому в Москве на доме 12 на Рождественском бульваре |
Примечания
- (недоступная ссылка)
- В некоторых документах также Гершек Майер Гельман .
- . Дата обращения: 23 июня 2017. 8 июня 2018 года.
- от 1 октября 2017 на Wayback Machine : Полное имя отца в записи о бракосочетании от 18 апреля 1833 года — Тадеуш Миколай Венявский , в записи о рождении старшего сына в первом браке (1819) — Томаш Венявский , в документах Врачебной Управы — Тадеуш Наполеон Венявский , в формулярном списке Врачебной Управы 1861 года — надворный советник Фадей Венявский , в формулярном списке Врачебной Управы 1863 года — надворный советник Фаддей Осипович Венявский . В списках жителей Люблина на 1839—1840 год отец семейства указан как Тадеуш Венявский , а имена его родителей — Альфред и Сабина.
- . Дата обращения: 23 июня 2017. 18 января 2021 года.
- Семья Вольфов происходила из Данцига и перешла из иудаизма сначала в католичество , а позже в кальвинизм .
- . Дата обращения: 23 июня 2017. 18 мая 2017 года.
- Дата обращения: 21 августа 2016. 24 февраля 2020 года.
- от 1 ноября 2017 на Wayback Machine : В списках студентов медицинского факультета Московского университета за 1840—1841/1842—1843 годы имя указано как Фадей Венявский , прежде студент Виленской медико-хирургической академии. В более поздних списках жителей Москвы — лекарь Фаддей Фаддеевич Венявский .
- . Дата обращения: 23 июня 2017. Архивировано из 9 июля 2017 года.
- . Дата обращения: 23 июня 2017. 18 мая 2017 года.
- «Красный сарафан» и «Оседлаю коня».
- Соч. 5 Юзефа Венявского.
- Соч. 44 № 1.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Achille Desfossez . Henri Wieniawski, esquisse. — Le Haye, 1856.
- Edmund Grabkowski . Henryk Wieniawski i jego muzyka. — Warszawa, 1990.
- Anna Hahn . Twórczość Henryka Wieniawskiego (1835—1880) w aspekcie źródeł, literatury oraz stylu i formy koncertów skrzypcowych i kadencji koncertowych (praca mgr., Zakład Muzykologii Instytut Historii Sztuki UAM). — Poznań, 1999.
- Renata Suchowiejko . Henryk Wieniawski — kompozytor na tle wirtuozowskiej tradycji skrzypcowej XIX wieku. — Poznań: Towarzystwo Muzyczne im. Henryka Wieniawskiego, 2005.
- // (англ.) / Completely Revised by Nicolas Slonimsky . — Fifth Edition. — New York: G. Schirmer Inc. , 1958. — P. .
Ссылки
- . Большая российская энциклопедия
- на International Music Score Library Project
- .
- .
- .
- // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.
- / Специальное радио, 2009
- 2021-08-21
- 1