Расположен на левом берегу реки
Веди
, на расстоянии 35 км от
Еревана
. Непосредственно рядом с городом Веди находится небольшая пустыня
Гораван
.
История
Являлся центром области Ведибасар
— магала
Эриванского ханства
. В составе Российской империи село Беюк-Веди располагалось в
Эриванском уезде
Эриванской губернии
и было населено в основном азербайджанцами (по тогдашней терминологии — «татарами»). По данным «Сборника сведений о Кавказе» за 1880 год в селе Беюк-Веди (Верхняя или Большая Веди) Эриванского уезда по сведениям 1873 года был 241 двор и проживало 1743
азербайджанцев
, по вероисповеданию
шиитов
. В селе также была
мечеть
. По статистическим данным 1893 года, в Беюк-Веди жило 2110 человек, все —
азербайджанцы
. По данным «Кавказского календаря» 1912 года в селе жило 2501 человек, в основном
азербайджанцев
.
По материалам сельско-хозяйственной переписи населения 1922 года по Армении, в Веди-Басарском участке Эриванского уезда проживало: азербайджанцев (в источнике тюрко-татар) — 7063 человека
.
После распада
Закавказской Федерации
Армения
и
Азербайджан
одновременно заявили о своих правах на Беюк-Веди. Местное население отказалось признавать власть Армении и ожесточённо сопротивлялось наступлению армянской армии. В 1919 году Беюк-Веди оказался центром
восстания
местных азербайджанцев против попыток насадить в Ведибасаре армянскую власть
. Всего с декабря 1918 года по март 1920 года отряды самообороны под руководством
Аббас Кули-бека Шадлинского
шесть раз отбивали армянские наступления
. Тем не менее, 12 июля 1920 года армянская армия отбила село
. После советизации Закавказья регион Веди было решено включить в состав
Советской Армении
.
В советскую эпоху село было административным центром
Вединского
(с конца 1960-х — Араратского) района. В 1928 году открылась школа с преподаванием на
азербайджанском языке
. В 1962 году Веди получил статус посёлка городского типа. Здесь действовали молочный, хлебный и консервный заводы, имелся народный театр
. Азербайджанское население покинуло Веди в 1988 году, после начала
Карабахского конфликта
. В 1996 году было решено придать посёлку статус города
.
Сафаров, Саттар Исмаил оглы
—
азербайджанский
экономист, доктор экономических наук, профессор, возглавлял (1995—2005 годы) Государственную комиссию по экономической политике в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики.
Шадлинский, Аббас Кули-бек Бабиб оглы
— красноармеец, большевик, командир партизанского отряда «Красный табор», сыгравший значительную роль в установлении советской власти в Армении и Нахичевани.
(неопр.)
. Дата обращения: 3 декабря 2023.
3 декабря 2023 года.
Richard G. Hovannisian. «The Republic of Armenia: vol. I, 1918-1919». University of California Press, 1971. — с. 299. Цитата:
«Vedibasar, a populous Muslim district centering on the large village of Baouk (Büyük) Vedi».
Т. Х. Акопян
. Очерк истории Еревана. Изд-во Ереванского университета, 1977 — С. 103.
Оригинальный текст
(англ.)
Ведибасарский магал был расположен между Шаруром и Гарнибасаром вдоль левого берега Веди.
Н. И. Воронов
. Сборник статистических сведений о Кавказе, т. 1, отд. 1. — С. 68—69.
Оригинальный текст
(англ.)
Таким образом Эриванский уезд составляет четыре магала: [...] Магалы Гарнибасарский и Ведибасарский, получившие название свое тоже от рек, орошающих это пространство, занимая всю восточную часть уезда, составляют горную его местность.
Кавказский статистический комитет.
Сборник свѣдѣній о Кавказѣ / Под ред. Н. Зейдлица. — Тифлис, 1879. — Т. 5. — С. 26.
(неопр.)
. Дата обращения: 4 июля 2021.
15 ноября 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 февраля 2012. Архивировано из
4 марта 2016 года.
Труды Центральн. Статистического управления.
Население Армении. По полу, возрасту, грамотности, национальности. — Эривань, 1924. — С. 34.
Andrew Andersen and Georg Egge.
от 6 мая 2016 на
Wayback Machine
Muslim Uprisings in Kars and Sharur-Nakhichevan and the failure of American Mediation, 07/1919 — 10/1919
.
İsmayıl Hacıyev. Azərbaycan Xalq Cümhuriyyəti və Naxçıvan. — Naxçıvan: Əcəmi Nəşriyyat-Poliqrafiya Birliyi, 2010. — с. 324, 344
Richard Hovannisian. The Republic of Armenia, Volume II: From Versailles to London, 1919—1920. — University of California Press, 1982. — сс. 66—67
Кулиева В. А. Роль и позиция мусульманского духовенства в социально-культурной жизни Нахичевани, Эриванской губернии и Зангезура в XIX—начале XX вв. — Элм. — Баку, 1999. — сс. 13—14.
İbrahim Ether Atnur. Muxtariyyat ərəfəsində Naxçıvan. — NDU, "Qeyrət" nəşriyyatı. — Naxçıvan, 1999. — сс. 270—271.