Культура ямочно-гребенчатой керамики
- 1 year ago
- 0
- 0
Культу́ра лине́йно-ле́нточной кера́мики ( англ. Linear Pottery culture , фр. Culture rubanée , нем. Linearbandkeramische Kultur, LBK ) — наиболее распространённая неолитическая культура Центральной Европы 5500—4000 годов до н. э. Первая неолитическая культура в Западной и Центральной Европе , относится к группе дунайских культур (дунайская I или раннедунайская).
Название получила по характерному рисунку на керамической посуде , состоящей из кубков, чаш, ваз и кувшинов грубой лепной работы, без рукояток, у которых лишь на поздней фазе развития появляются простые или перфорированные рукоятки, плоские днища и горловина . Поскольку соседняя старчево-кришская культура старше LBK, её часто считают источником неолитического комплекса для LBK. Действительно, старчево-кришская керамика обычно украшена орнаментом из нарисованных на ней спиралей, вертикальных и сходящихся линий и т. п. Культура LBK, очевидно, имитировала этот рисунок, но нанесение рисунка было не краской, а вдавлением и нарезанием линий, отсюда и термин «линейная», чтобы отличать крашеную керамику от врезанных линий. Орнамент содержит спирали, треугольники, прямоугольники и другие повторяющиеся геометрические фигуры и не всегда расположен в виде опоясывающей ленты, а может покрывать всю поверхность изделия. Назначением такой посуды было применение в качестве кухонной утвари или для транспортировки пищи и жидкостей.
Характерными сооружениями данной культуры (и её потомков) являются длинные дома и ронделы . Важнейшие поселения: Быланы ( Чехия ), Лангвайлер и Цвенкау ( Германия ), Брун-ам-Гебирге ( Австрия ), Нитра ( Словакия ), а также ряд поселений на Рейне , Эльбе и в верхнем течении Дуная .
Выделяют два варианта ранней LBK:
Кроме них известны также средняя и поздняя фазы LBK. В средней она проникла в ареал буго-днестровской культуры . Поздняя фаза известна как культура накольчатой керамики на Эльбе и Висле. Среди других культур, в той или иной степени являющихся наследниками LBK — Рёссен , Лендьель , культура Триполье-Кукутень и другие.
КЛЛК, открытая немецким археологом при анализе южногерманских материалов, стала известной научной общественности в 1882 году под именем культуры ленточной керамики ( нем. Bandkeramik ) . Мария Гимбутас рассматривала КЛЛК как одно из проявлений матриархальной « Старой Европы ».
Культура LBK далеко не сразу распространилась на столь широком пространстве, как это наблюдается к концу периода экспансии. Предполагается, что она сформировалась на среднем Дунае (современные Венгрия , Чехия , Моравия ), а затем распространялась вниз по европейским рекам со скоростью примерно 1500 км за 360 лет или около 4 км в год . По какой-то причине носители этой культуры избегали морских побережий и, хотя и достигли устьев Рейна (Элслоо), Эльбы и Вислы, не распространялись по берегам Балтийского и Северного морей. Северные морские побережья остались занятыми мезолитическими культурами рыболовов, которые соседствовали с LBK. На западе эта культура распространилась до Бельгии и долины Сены в районе Парижа , на востоке — Днепра (поселение Вита-Поштова 2 возле Киева) , а на юге границей её ареала был Дунай .
Имеется множество материалов радиоуглеродного анализа . Основная масса памятников относится к периоду 5600—4750 годов до н. э., хотя, например, в Бельгии LBK появилась сравнительно поздно, ок. 4100 года до н. э.
Центральноевропейский неолит разделяют на три основные стадии :
Последняя стадия не является завершающей, так как после неё выделяют ещё финальный неолит, в ходе которого происходит переход к употреблению бронзы . В других географических регионах даты также могут быть другими.
В немецкой археологии культуры после 5000 года до н. э. («первый неолитический кризис») рассматривают не как разновидности ЛЛК, а как самостоятельные культуры (Хинкельштейн → Гроссгартах → Рёссен и Планиг-Фридберг → Мюнхсхёфен, Айхбюль и ряд других культур) . Ряд археологов оспаривают само наличие «кризиса» .
Наследует традиции Балканского неолита .
Обычно считают, что неолитический комплекс LBK заимствован из старчево-кришской культуры , поскольку раньше всего, примерно в 5600—5400 годах до н. э. линейная керамика появляется на среднем Дунае , на территории старчево-кришских племен. Возможно, она представляла собой локальный вариант ранней старчево-кришской культуры , обособившийся в бассейне реки Тиса при контакте с местным мезолитическим населением.
Возникновение новой традиции украшения керамической посуды можно проследить в истории неолитического поселения Брун-ам-Гебирге , к югу от Вены . В период от 5550 до 5200 года до н. э. этот регион был густо населен и застроен типичными для LBK длинными домами . В древнейших слоях присутствует керамика, типичная для старчево-кришской культуры , а также большое количество изделий из камня, добытого в районе озера Балатон в Венгрии . Со временем использование этих изделий уменьшается, а керамика становится типичной для LBK.
Ранее некоторые авторы тем не менее считали, что LBK имеет местное происхождение от локальной мезолитической культуры . Они указывали, что хотя старчево-кришская культура присутствовала в южной Венгрии около 6000 года до н. э., она исчезла примерно за 500 лет до появления в этом регионе LBK . Кроме того, виды культурных растений, возделываемых в рамках указанных неолитических культур, не идентичны, а предшествующая LBK мезолитическая культура использовала дикорастущий лён и злаки. К западу от LBK культура Ла-Огетт также самостоятельно занималась одомашниванием местной флоры и фауны.
Ещё одна гипотеза происхождения линейной керамики увязывала её с влиянием мезолитических культур Восточной Европы, где керамическую посуду широко использовали для сбора дикорастущих растений .
В настоящее время благодаря генетическим исследованиям удалось установить, что генетически носители ранней культуры LBK резко отличались от предшествующего мезолитического населения, а впоследствии между двумя группами населения постепенно происходил процесс ассимиляции.
Способ распространения LBK, постепенно занимающей все новые площади в долинах рек, дает почву для гипотезы о подсечно-огневом земледелии, которое практиковали носители этой культуры. Судя по находкам раковин средиземноморского моллюска Spondylus, и форме посуды, напоминающей тыкву, которая не была распространена в Центральной Европе, население, по меньшей мере, частично, состояло из иммигрантов или имело регулярные контакты со Средиземноморьем .
Причины, по которым старчево-кришская культура исчезла в Венгрии, остаются неизвестными, но они не могли быть климатическими, так как климат к северу и к югу от Дуная , где эта культура сохранялась, практически одинаковый. Скорее здесь имела место конкуренция культур и активное вытеснение старчево-кришских племен из ареала культуры LBK.
Наследниками культуры линейно-ленточной керамики считаются культуры Рёссен , Лендьель, культура Триполье-Кукутень, , а также Баденская и воронковидных кубков и культура накольчатой керамики .
А. Г. Кузьмин пишет, что по своему облику население культуры ленточной керамики относилось к средиземноморскому типу .
К северу от Кёреша обитала популяция, антропологически характеризуемая как кроманьонцы группы В или «протонордический кроманьоидный тип» . Этот антропологический тип не идентичен предковой популяции кроманьонцев верхнего палеолита , но представляет собой сходную с ним остаточную популяцию с физическими характеристиками несколько отличающимися как от исходных кроманьонцев, так и от средиземноморского типа, характерного для старчево-кришской культуры, или всех остальных популяций человека в прилегающих регионах. Это ещё раз указывает на различия между исходными носителями LBK (кроманьоидного типа) и её носителями в период экспансии. Очевидно, распространение культуры LBK не было связано со сколько-нибудь заметными переселениями народов, скорее культуру воспринимали соседние с неолитическими мезолитические племена.
Г. Кронен связывает с предполагаемым языком или языками населения культуры LBK некоторые форманты, общие для догерманского и догреческого субстратов, в том числе префикс *a- и суффикс *-it- (или *-id- ). Из этого языка или языков могли происходить некоторые слова прагерманского языка, относящиеся к земледельческой и скотоводческой терминологии, индоевропейская этимология которых неубедительна: например, *arwīt («горох») или *gait («козёл»).
Развивая идеи Кронена, А. Шорго выделил 36 прагерманских корней, с большой вероятностью происходящих из этого «земледельческого» субстратного языка, и попытался реконструировать некоторые черты его фонетики: в частности, систему вокализма из 4 гласных (*/æ/, */a/, */i/, */u/), противопоставление глухих и преназализированных звонких смычных согласных, отсутствие полугласного */j/, а также подвижное ударение.
В анатолийской гипотезе , выдвинутой К. Ренфрю , язык культуры LBK считается индоевропейским, но эта гипотеза не принимается большинством исследователей .
Носители ЛЛК в ранних местах появления этой культуры были пришельцами — их генетический облик полностью отличался от местного мезолитического населения. По мере продвижения на северо-запад, до побережья Германии, происходит ассимиляция местного мезолитического населения.
Анализ 24 останков из 16 мест в Германии (22), Австрии (1) и Венгрии (1) показал, что у шести человек была редкая митохондриальная гаплогруппа N1a — процент этой гаплогруппы намного превышал её процент среди современного населения, а в настоящее время этот субклад митохондриальной гаплогруппы N почти исчез. Происхождение этого субклада остаётся спорным — он мог относиться как к древнейшему населению Европы эпохи палеолита , так и к неолитическим мигрантам, какими были носители культуры линейно-ленточной керамики, однако в любом случае — к доиндоевропейскому населению . Данный вывод подкрепляется исследованием Цоффмана: поскольку субклад N1a исчезает, по-видимому, в неолите местное население было генетически «подавлено» более многочисленными вторженцами с другим генетическим набором. Позже N1a1a1a2 определили у двух представителей фатьяновской культуры . Семь образцов принадлежали к гаплогруппе Н или V , пять — к гаплогруппе Т , четыре — к ветви К (U8), одна — к гаплогруппе J и один — к гаплогруппе U3 . Другое исследование, где проводилось сопоставление различных неолитических культур Балкан, показало, что несмотря на их значительное генетическое сходство, N1a встречалась исключительно у культуры линейно-ленточной керамики .
У представителя культуры линейно-ленточной керамики из венгерского местонахождения Apc-Berekalja I, жившего примерно 4950—5300 лет назад, была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа C1a2 и митохондриальная гаплогруппа K1a3a3 . У представителя восточной культуры линейно-ленточной керамики (Alföld Linear Pottery) из венгерского местонахождения Kompolt-Kigyósér, жившего примерно 4990—5210 лет назад, была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа C1a2 и митохондриальная гаплогруппа J1c1 . Эта Y-хромосомная гаплогруппа сейчас тоже крайне редка; встречается, в основном, на юге Европы, но даже там её доля ничтожна. Также у представителей культуры линейно-ленточной керамики определены Y-хромосомные гаплогруппы G2a2b , F , I1 и митохондриальные группы H, H5 , K, K1a, K1a3a3 , T1a, T2, T2b, T2c , V , U2 и H1, H3, J1, J2, U4, U5, U5b2b1a, X, X2b .
Общество линейно-ленточной керамики рассматривается как матрилокальное . Велико было значение женского мотыжного сельскохозяйственного труда. Однако анализ погребений свидетельствует что пожилые мужчины (старейшины) также имели высокий социальный статус. Каждый посёлок был автономен. Вооружения и укрепления не обнаружены.
Погребения племен линейно-ленточной керамики разнообразны. Одни захоронения несут следы кремации, другие содержат скорченные на боку скелеты, посыпанные охрой. По крайней мере захоронение в Херксхайме указывает на практику каннибализма , а захоронение в Тальхайме — на массовые убийства в ходе военных действий.
Как и у всех доисторических культур, система верований носителей линейно-ленточной керамики в точности неизвестна. Тем не менее, присутствие изображений Богини-матери позволяет сделать обоснованные предположения о наиболее распространенном среди них культе, унаследованном ещё из палеолита . Этот культ был привнесен граветтской культурой из западной Азии и южной России кроманьонцами и представлен в Европе многочисленными находками палеолитических «венер» . С переходом к неолиту женские изображения появляются на вазах, в могилах, а также в древнейших мифах и обычаях Европы. На севере Богиня-мать считалась покровительницей животных, зерновых, прялок и ткацкого станка, дома, а также жизни и смерти .
Однако культ Богини-матери не был единственным, так как среди фигурок попадаются и андрогинные .
Количество жилых построек в поселении обычно не превышало десяти. Расстояние между ними составляло около 20 м. Численность населения посёлка могла достигать 100 человек. Селения могли быть одиночными или группировались в агломерации площадью до 20—25 км² . Поселения, как правило, не были укреплены, их нередко покидали и вновь возвращались. Тем не менее, встречаются и поселения, укреплённые палисадом и рвом . Иногда ( как в Тальхайме ) встречаются останки человеческих костей, повреждённых оружием , что указывает на ритуальные убийства, наказания за нарушение законов племени или столкновения между жителями. В большинстве селений такие следы не обнаружены .
Основной тип сооружений — длинный дом , прямоугольная постройка примерно 5,5—7 м в ширину, длина которой была произвольной (дом в Быланах достигал 45 м в длину). Стены строили из плетня , обмазанного глиной, иногда из расщепленных брёвен, укреплённых дубовыми столбами. Крыши со скатом, крытые соломой, опирались на три ряда таких столбов . По обыкновению на полу жилья и рядом с ним были выкопаны 1—2 ямы для хозяйственных целей, глину из которых использовали для покрытия стен. Некоторые дома использовались до 30 лет .
По меньшей мере, часть жилья использовали для содержания скота, для которого с одного конца длинного дома огораживали скотный двор. Среди особенностей планировки поселений следует отметить также круглые канавы , которые едва ли могли использоваться для оборонительных целей. Они, по-видимому, были дренажными и концентрировались со стороны скотного двора. Воду брали из рек, родников и колодцев .
Изнутри длинный дом разделяли перегородками на две или три части, одну из которых, очевидно, использовали для скота . Мусор выносили регулярно и сбрасывали в ямы вне дома. Работы с кожами и камнем, от которых было много отходов, выполняли вне дома. Судя по остаткам керамики, каждый длинный дом имел собственную традицию, а преимущественное помещение керамики в женские могилы указывает, что её, по-видимому, изготовляли женщины.
Основным занятием племен LBK считается подсечно-огневое земледелие. Они селились в долинах рек, наиболее плодородные земли которых использовали для выращивания пшеницы и бобовых . Реже возделывали ячмень , просо , рожь и другие культуры. Поля были небольшими, их размер сравним с огородами . Для изготовления тканей и веревок использовались лён и пенька . Позже из Средиземноморья был привнесен мак . Кроме того, разводили крупный рогатый скот , а также в меньших количествах свиней и коз . Охотились, но собак использовали сравнительно мало. Основные объекты охоты — олень и кабан . Прибегали также к собирательству и рыболовству. На остатках поселений обнаруживают каменные топоры и зернотерки. Обнаружение в погребениях раковин Spondylos свидетельствует о торговых отношениях с южными приморскими племенами.
Племя могло оставаться в обжитом регионе сотни лет до тех пор, пока естественный рост населения не приводил к утилизации под посевы всех доступных для земледелия земель и истощению почвы. Тогда люди переселялись в менее населенные регионы. Например, в районе Веттерау ( Гессен ) культура LBK существовала около 400 лет. Вначале здесь было только 14 селений, 53 дома и 318 человек, а под конец — 47 селений, 122 дома и 732 человека, после чего численность населения внезапно упала до начального уровня. Земель, доступных для земледелия , у общины ещё было достаточно, из чего исследователи сделали вывод, что лимитирующим фактором была доступность пастбищ для скота . При сравнении с относительно многолюдными неолитическими городами Ближнего Востока можно заключить, что там население жило преимущественно на зерновом питании, а культура LBK — на мясо-молочном хозяйстве.
Племена этой культуры использовали глиняную посуду шарообразной формы, которая имела тонкие стенки и была украшена геометрическим или спиралевидным орнаментом. Отсюда и название культуры — линейно-ленточной керамики.
Основными материалами для изготовления орудий труда были кремень и обсидиан . Кремень добывали на юге Польши, обсидиан — в горах Бюкк и Татры . В этих регионах жители специализировались на горном деле и изготовлении изделий из камня, которые экспортировали во все остальные регионы, населенные племенами LBK, что косвенно указывает на относительную этническую однородность культуры.
Какие-либо признаки использования металла отсутствуют. Зерновые жали деревянными серпами с каменными лезвиями. Каменные топоры в виде кельтов использовали как для рубки леса, так и в качестве оружия. Найдены также многочисленные остатки каменных ножей и скребков.
Считается, что этот вариант возник в 5700—5500 годах до н. э. в западной Венгрии и прилегающих к ней регионах Германии , Австрии и Чехии . Внутри него также различают отдельные варианты. Окончание ранней фазы датируется 5200 годом до н. э., когда западная LBK появляется на территории Нидерландов , а в Австрии появляется вариант «нотной» керамики, в которой на линиях появляются наколотые ямки («ноты»). «Нотная» керамика, характерная для средней фазы LBK, распространяется отсюда на восток — на территорию Румынии и Украины . В поздней фазе (5000—4500 годы до н. э.) появляется «накольчатая» керамика , которая также распространяется из Центральной Европы на восток.
Развивается в восточной Венгрии не несколько столетий позже западного варианта . Эта территория ранее была занята старчево-кришской культурой (по одним данным — около 6100 года до н. э. , по другим — до 5400 года до н. э. ). Последняя распространялась по долине реки Тисы на север до гор Бюкк , где в ту эпоху процветала мезолитическая культура, продававшая окрестным племенам изделия из местного кремня.
Здесь около 5330—4940 годов до н. э. существовала ранняя восточная LBK , называемая также Alföld Culture или ALV (от венгерского названия Alföldi Vonaldíszes Kerámia). Одни авторы считают её происходящей непосредственно из старчево-кришской культуры , так как внутри неё различают переходные варианты, которые могут быть отнесена как к старчево-кришской культуре, так и к LBK. По традиции первой керамику украшали орнаментом, нанесенным белой краской, но края белых полос были врезанными, как в LBK.
Тем не менее, как отмечалось выше, появление неолитической культуры на севере не сопровождалось переселением южан на территорию северных племен, это был акт заимствования или подражания чужой культурной традиции. К 5770—5230 годам до н. э. старчево-кришская культура вступила в завершающую фазу своего развития там, где она ранее существовала, то есть южнее ареала LBK . Эту позднюю фазу старчево-кришской культуры называют также прото-Винча, так как в 5390—4960 годах до н. э. на её месте возникла Культура Винча . Для предположения о тесной связи между старчево-кришской культурой и восточной LBK нет никаких оснований. Экономика LBK существенно отличалась от старчево-кришской. Последняя, как и другие балканские культуры, была основана на разведении овец, в то время как LBK — на свиноводстве и разведении крупного рогатого скота, которые были, по-видимому, одомашнены из местных диких видов. Кроме того, племена LBK продолжали активно пополнять свой рацион за счет дичи.
В период 5260—4880 годов до н. э. восточная LBK также распадается на ряд местных вариантов , среди которых, в частности, выделяют буковогорскую культуру , которая постепенно становится преобладающей. Их керамика отличается особым изяществом. Конец традиции восточной LBK не столь ясен, как западной. На этой территории появляется другая культура, которая либо не может быть отнесена к традиции LBK, либо является переходной от LBK к культуре Тисаполгар .
Железовская культура , преимущественно представленная на западе Венгрии и юго-западе Словакии, представляет собой переход от поздней фазы западной LBK к культуре Лендьель. Отличается чрезвычайно богатым, разнообразным, ярко раскрашенным орнаментом красных и жёлтых оттенков.