Портрет Бальдассаре Кастильоне
- 1 year ago
- 0
- 0
Бальдассаре Лонге́на ( итал. Baldassarre Longhena ; 1596 или 1597, Венеция — 18 февраля 1682 , Венеция) — итальянский архитектор и скульптор Венецианской республики , один из самых известных представителей венецианской архитектуры эпохи барокко .
Родившийся в Венеции, старший сын каменщика (возможно и архитектора) Мелхиседека Лонгены и Джакомины (оба выходцы из Брешии), Лонгена учился у архитектора Винченцо Скамоцци , ученика и последователя Андреа Палладио . После смерти Скамоцци завершил в 1640 году здание Новых Прокураций на южной стороне площади Сан-Марко .
Изучение творчества Андреа Палладио и Себастьяно Серлио , а также покровительство знатной семьи Контарини способствовали его художественному образованию и служебной карьере. В 1640—1682 годах Лонгена служил в должности государственного архитектора Венеции (architetto di Stato di Venezia); в его «бюрократическую» деятельность входила подготовка писем, ведение строительной документации и финансового учёта. Его архитектурная работа совпала со временем творчества трёх его великих современников в Риме : Дж. Л. Бернини , Ф. Борромини и Пьетро да Кортона .
В свои двадцать с небольшим лет он прославился реконструкцией дворца Малипьеро на Гранд-канале (1621—1622) и радикальной перестройкой Палаццо Джустиниан-Лолин , также в районе Сан-Марко на Гранд-канале (1623).
Наибольшее влияние на индивидуальный стиль Лонгены оказали два выдающихся мастера итальянского чинквеченто (XVI века): Якопо Сансовино и Андреа Палладио. Полностью погрузившись в эстетику барокко своего времени, архитектор сумел сохранить специфику венецианской архитектурной школы , придать своим постройкам необходимую пышность и светотеневые эффекты, которые можно найти, прежде всего, в его бесспорном шедевре — базилике Санта-Мария-делла-Салюте (1631—1681). Эта церковь является одной из самых известных достопримечательностей города. Главный вход, созданный по образцу римской триумфальной арки, позднее воспроизводили многие архитекторы Венеции.
Лонгена проектировал и другие церкви в городе, в том числе Кьеза-дель-Оспедалетто и Санта-Мария-ди-Назарет, или Церковь Скальци , построенные между 1660 и 1689 годами, хотя фасад последней церкви был перестроен Джузеппе Сарди Венецианцем (1624—1699). Он также проектировал Палаццо Беллони-Баттаджа с видом на Большой канал.
Одним из крупнейших проектов Лонгены был собор Санта-Мария-Ассунта в Кьодже , выполненный между 1624 и 1647 годами. После завершения строительства собора он проектировал два других дворца на Большом канале Венеции: Ка-Реццонико (1649) и Ка-Пезаро (1659), оба окончены после его смерти.
Между 1641 и 1680 годами Бальдассаре Лонгена создал новую библиотеку, парадную лестницу, фасад монастыря, здание послушника, комнату для больных и комнаты для гостей монастыря Сан-Джордже-Маджоре на одноимённом острове .
Учениками, а затем сотрудниками и последователями Лонгены, были Джузеппе Сарди «венецианец», Бернардо Фалькони из Биссоне , Антонио Гаспари и Петер Штрудель из Трентино-Альто-Адидже .
Лонгена привнёс в палладианскую архитектуру собственное мироощущение и необычные композиционные приёмы, нарушающие каноническую симметрию построек Палладио и Скамоцци. В частности, Б. Митрович в своей книге об архитектуре эпохи Возрождения писал: «Скамоцци… корректировал колонну главного портика так, чтобы края боковых колонн были видны из круглого зала внутри… Бальдассаре Лонгена использовал аналогичную систему неортогональных осей в Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции. Как и в случае с Палладио, неясно, намеревался ли Лонгена сформировать такие зрительные оси или они являются побочным продуктом его сложной геометрии» .