Interested Article - Рёскин, Джон
- 2021-03-04
- 1
Джон Рёскин (также Ра́скин , англ. John Ruskin ; 8 февраля 1819 , Лондон — 20 января 1900 , Брентвуд ) — английский писатель , художник , теоретик искусства, литературный критик и поэт ; член Арундельского общества . Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX — начала XX веков .
Биография
Родился в семье богатого шотландского торговца хересом Д. Дж. Рёскина. Дед, Джон Томас Рёскин, был коммерсантом, торговал ситцем. В семье царила атмосфера религиозного благочестия , оказавшая значительное влияние на последующие взгляды писателя . Ещё в юности много путешествовал, причем дневники путешествий обязательно включали заметки о геологических образованиях в ландшафте посещаемых стран.
Поступил в Оксфордский университет , и впоследствии сам читал там курс искусствоведения . Став лектором, он настаивал на необходимости изучения геологии и биологии будущими пейзажистами , а также на введении практики научного рисования: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий» .
Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве» ( англ. Lectures of Art , 1870 ), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» ( англ. Fiction: Fair and Foul ), «Английское искусство» ( англ. The Art of England ), «Современные художники» ( англ. Modern Painters, 1843 — 1860 ), а также «Природа готики» ( англ. The Nature of Gothic , 1853 ), знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой. Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций .
Рёскин — теоретик искусства
Рёскин многое сделал для укрепления позиций прерафаэлитов , например, в статье «Прерафаэлитизм» ( англ. Pre-Raphaelitism , 1851 ), а также сильно повлиял на антибуржуазный пафос движения. Кроме того, он «открыл» для современников Уильяма Тёрнера , живописца и графика, мастера пейзажной живописи. В книге «Современные художники» Рёскин защищает Тёрнера от нападок критики и называет его «великим художником, дарование которого я оказался способен оценить при жизни».
Рёскин также провозглашал принцип «верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище — землю» . В качестве идеала он выдвигал средневековое искусство , таких мастеров Раннего Возрождения , как Перуджино , Фра Анжелико , Джованни Беллини .
Неприятие механизации и стандартизации нашло отражение в теории архитектуры Рёскина, акценте на значимости средневекового готического стиля . Рёскин восхвалял готический стиль за его привязанность к природе и естественным формам, а также за стремление осчастливить труженика, которое он, как и приверженцы «готического возрождения» во главе с Уильямом Моррисом , видел в готической эстетике. Девятнадцатый век пытается воспроизвести некоторые готические формы (стрельчатые арки и т. п.), чего оказывается недостаточно для выражения истинного готического чувствования, веры и органицизма . Готический стиль воплощает те же моральные ценности, что видятся Рёскину в искусстве, — ценности силы, твердости и вдохновения .
Классическая архитектура в противоположность готической архитектуре выражает моральную бессодержательность, регрессивную стандартизацию. Рёскин связывает классические ценности с современным развитием, в частности с деморализаторскими последствиями промышленной революции , отражающимися в таких феноменах архитектуры, как Хрустальный дворец . Вопросам архитектуры посвящено много работ Рёскина, однако наиболее выразительно свои идеи он отразил в очерке «Естество Готики» («The Nature of Gothic») из второго тома «Камней Венеции» (The Stones of Venice) 1853 года, вышедшем в разгар бушевавшей в Лондоне «Битвы стилей». Помимо апологии готического стиля, он выступал в нём с критикой разделения труда и нерегулируемого рынка, отстаиваемых английской политэкономической школой.
Воззрения на общество
Преподавая рисование в Рабочем колледже Лондона, Джон Рёскин подпал под влияние Томаса Карлейля . В это время его начинают скорее интересовать идеи преобразования общества в целом, а не только теория искусства. В книге «Последнему, что и первому» (Unto This Last, 1860), обозначившей оформленность политико-экономических воззрений Рёскина, он выступает с критикой капитализма с позиций христианского социализма , требуя реформ в образовании, всеобщую занятость и социальную помощь инвалидам и людям преклонного возраста. В 1908 году это произведение Рёскина было переведено на гуджаратский язык индийским политическим деятелем Мохандасом Ганди под названием «Сарводайя».
В 1869 году был избран первым почётным профессором искусств Оксфордского университета , для студентов которого собрал коллекцию произведений искусства в оригиналах и репродукциях. Рёскин также приобрёл большую популярность в среде ремесленников и рабочего класса — особенно в свете основания им выходившего с 1871 по 1886 годы ежемесячного издания « Fors Clavigera » («Письма к рабочим и труженикам Великобритании»). Совместно с Уильямом Моррисом и прерафаэлитами он стремился открыть рабочим индустриальных районов красоту ремесленного производства и победить дегуманизирующие последствия механизированного труда при помощи художественно-промышленных мастерских , где применялся бы только творческий ручной труд. Сам Рёскин возглавил первую такую мастерскую, носящую название .
Личный кризис
В 1848 году Рёскин женился на Эффи Грей . Брак оказался неудачным, супруги разъехались и в 1854 году получили развод, а в 1855 году Эффи вышла замуж за художника Джона Эверетта Милле . Поводом для развода послужило то, что супруги не вступали в супружеские отношения . Этой истории посвящены канадский фильм «Страсть Джона Рёскина» ( англ. The Passion of John Ruskin ) и британский фильм « Эффи ».
В конце 1850-х — 1860-е годы, в период острого религиозного кризиса, Рёскин пережил страстную влюбленность в девочку, а затем девушку из крайне религиозной протестантской семьи Розу Ла Туш (1848—1875). Он познакомился с ней в 1858 году, через восемь лет сделал предложение и получил окончательный отказ по настоянию её родителей в 1872. Через три года Роза умерла по неизвестной причине. История этой любви не раз упоминается в « Лолите » Набокова.
В 1870-х на этой почве у Рёскина обострилась наследственная неврологическая патология (синдром CADASIL ), в 1885 году он уединился в своем имении Брентвуд в Озерном крае, которое уже не покидал до самой смерти.
Творчество Рёскина оказало значительное влияние на Уильяма Морриса , Оскара Уайльда , Марселя Пруста , Махатму Ганди , а в России — на Льва Толстого . В Новом Свете его идеи пытались воплотить в жизнь сеть утопически-социалистических коммун, включавших «Колонии Раскина» в Теннесси , Флориде , Небраске и Британской Колумбии .
Избранные полотна
- «Каскады безумия. Шамони» (1849) Бирмингем , Галерея искусств
- «Гнейсовые скалы в Гленфинлас» (1853) Оксфорд,
- «Ирис Фиорентина» (1871) Оксфорд, музей Ашмолеон
Избранная библиография
- «Поэзия архитектуры» ( The Poetry of Architecture , 1838 )
- The King of the Golden River ( 1841 )
- «Современные художники» ( Modern Painters , 1843 )
- «Современные художники 2» ( Modern Painters II , 1846 )
- The Seven Lamps of Architecture («Семь светочей архитектуры») ( 1849 )
- Pre-Raphaelitism ( 1851 )
- The Stones of Venice I ( 1851 )
- The Stones of Venice II and III ( 1853 )
- Architecture and Painting ( 1854 )
- Modern Painters III ( 1856 )
- The Harbours of England ( 1856 )
- Political Economy of Art ( 1857 )
- The Two Paths ( 1859 )
- The Elements of Perspective ( 1859 )
- Modern Painters IV ( 1860 )
- Unto This Last ( 1862 )
- Munera Pulveris (Essays on Political Economy) ( 1862 )
- Cestus of Aglaia ( 1864 )
- Sesame and Lilies ( 1865 )
- The Ethics of the Dust ( 1866 )
- The Crown of Wild Olive ( 1867 )
- Time and Tide ( 1867 )
- The Flamboyant Architecture of the Somme ( 1869 )
- The Queen of the Air ( 1869 )
- Verona and its Rivers ( 1870 )
- Aratra Pentelici ( 1872 )
- The Eagle’s Nest ( 1872 )
- «The Poets Day By Day» ( 1873 )
- Love’s Meinie ( 1873 )
- Ariadne Florentina ( 1873 )
- Val d’Arno ( 1874 )
- The Ethics of the Dust 1875
- Mornings in Florence ( 1877 )
- «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» ( Fiction, Fair and Foul , 1880 )
- Deucalion ( 1883 )
- St Mark’s Rest ( 1884 )
- Storm-Clouds of the Nineteenth Century ( 1884 )
- Bible of Amiens ( 1885 )
- Proserpina ( 1886 )
- Praeterita ( 1889 )
См. также
Примечания
- ↑ (нидерл.)
- John Ruskin // (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- — 2006.
- ↑ (нидерл.)
- Рыбакин А. И. Словарь английских фамилий. — М. : Астрель, 2000. — 576 с. — ISBN 5-271-00590-9 .
- от 19 октября 2015 на Wayback Machine Произношение на британском варианте английского языка ]
- . Дата обращения: 17 мая 2010. 22 мая 2010 года.
- ↑ Рескин Джон. Лекции об искусстве / Пер. с англ. П. Когана . — М.: БГС-пресс, 2006.
- . Дата обращения: 28 сентября 2007. Архивировано из 27 июня 2007 года.
- Венгерова З. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- от 11 марта 2007 на Wayback Machine .
Литература
- Гобсон Дж. А. — М., 1899. — 353 с.
- Эфроимсон В. П. Гениальность и генетика. — М.: Русский мир, 1998. — 544 с. — ISBN 5-85810-041-4 .
Ссылки
- (англ.)
- 2021-03-04
- 1