Interested Article - Кафенгауз, Юрий Бернгардович

Юрий Бернгардович Кафенгауз ( 28 декабря 1929 26 января 2008 ) — советский и российский художник-монументалист , автор произведений монументально-декоративного искусства для общественных зданий в городах России и Туркменистана (металл, мозаика, рельеф с мозаикой), создал ряд произведений станковой живописи, занимался графикой, экспериментировал с различными техниками ( энкаустика , эпоксидные смолы, горячие эмали) .

Биография

Детство

Юрий Кафенгауз родился в Москве в семье известного советского историка Бернгарда Борисовича Кафенгауза (1894—1969) и его жены художницы Тамары Андреевны Кафенгауз (1893—1969), урождённой Прудковской. Юрий рос в окружении книг и картин, в доме, где рисовали все . Родной сестрой матери была знаменитая представительница русского авангарда Надежда Андреевна Удальцова (1886—1961) , в 1944 году она стала для племянника первым учителем живописи .

Годы учёбы

В 1948 году Юрий Кафенгауз поступил и в 1955 году оканчил отделение монументально-декоративного искусства МВХПУ (б. Строгановское). Здесь Юрий Кафенгауз занимался в мастерской одного из ведущих монументалистов того времени (1897—1982) , а его учителями стали — известные советские художники (1897—1973) , Сергей Герасимов (1885—1964) и (1910—1982) .

Стремясь получить широкое образование, одновременно с обучением в Строгановке Ю. Кафенгауз поступил и три года проучился на заочном искусствоведческом отделении филологического факультета МГУ .

Живописная работа «Кореянка» (1954), выполненная в студенческие годы в технике «энкаустика» , экспонировалась на первой «Выставке произведений молодых художников Москвы и Московской области» (1954) , на «Всесоюзной художественной выставке» в Третьяковской галерее (1954) , на Международной выставке искусства социалистических стран в Варшаве (1955) и на Всемирной выставке «Пятьдесят лет современного искусства» в Брюсселе (1958) :125 .

Дипломная работа – многофигурная композиция «Восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году» для одного из залов Исторического музея была признана одной из лучших на курсе :15-17 .

Этапы творческого пути

Начало

В 1955 году молодой художник, выпускник Строгановского училища, получил госзаказ от Министерства культуры СССР на написание монументальной многофигурной композиции «Восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году», работа над которой продолжалась до 1961 года .

В 1956 году, спустя год после окончания училища, Юрий Кафенгауз стал членом Союза Художников СССР (Московский Союз Художников, МСХ) .

В начале 1960-х годов Ю. Кафенгауз создаёт картины «Заснеженный московский дворик» (1960), «Дочь Бэла» (1960), «Крыши Старого Арбата» (1961), портреты отца и матери: «Отец» (1960-е), «Мать» (1960-е), «Портрет доктора исторических наук Б. Б. Кафенгауза» (1961) ; участвует во Всесоюзном открытом конкурсе на лучший проект монумента «Героям целины» (1962) со своим проектом-аллегорией «Солнце в руке» ; занимается книжной графикой и пробует преподавать живопись в детской художественной школе .

Создание основных монументальных работ

В 1962 году Юрий Кафенгауз поступает на работу в только что созданный при Московском Союзе Художников Комбинат Декоративно-Оформительского Искусства (КДОИ) . В дальнейшем при посредничестве КДОИ художник выполнил серию крупных монументальных проектов:

В 1965 году — «Декоративная карта железных дорог СССР и Европы» (железо, медь) в интерьере Центральных железнодорожных касс гостиницы «Метрополь» в Москве . Работа отмечена дипломом Московского отделения художественного фонда РСФСР :124 и просуществовала до реконструкции гостиницы «Метрополь» (1986 – 1991).

В 1967 году — «Спортивная победа» (рельеф, мозаика) в интерьере спортивного зала Дворца пионеров в городе Воркута (Коми). В этой работе Ю. Кафенгауз впервые в СССР применил сочетание рельефа с мозаикой .

В 1969 году создаёт эскизы мозаик для оформления внутренней стены фойе Цирка на проспекте Вернадского. Работа не была воплощена в жизнь — для зрительного расширения пространства фойе его внутреннюю стену в итоге покрыли зеркалом .

В 1970 году — пандус Монумента в честь открытия алмазного месторождения на въезде в город Мирный (рельеф, мозаика), Республика Саха-Якутия .

В 1974 году — мозаичное панно «Весна Туркмении» на здании Дворца культуры строителей Каракумского канала в городе Мары (мозаика; Туркменистан). , а в 1975 году — мозаика в интерьере детского комплекса того же Дворца :49 .

Монумент первооткрывателям алмазных месторождений в Мирном (художник Ю. Б. Кафенгауз, архитектор Е. П. Ермолаев) и Дворец культуры Каракумгидростроя в городе Мары (архитектор Г. С. Ушаев, мозаика «Весна Туркмении» на торце здания художника Ю. Б. Кафенгауза) получили высокую оценку искусствоведов , фотографии этих работ многократно публиковались в прессе , обе работы вошли в число лучших монументальных композиций своего времени и занимают заслуженное место в фундаментальном труде В. П. Толстого – альбоме «Монументальное искусство СССР» (1978) .

В период 1965—1975 годы параллельно с монументальными проектами художник создаёт картины «Обнажённая» (1966), «Коктебель» (1968), «Портрет жены» (1970); серию цветных графических «Ню» (1972); диптихи «Там, где находят алмазы» (1967) и «О войне и о мире» (1969); триптих «Музыканты» (1970-е) и др. .

Увлечение горячими эмалями

В 1975 году по приглашению венгерских художников-эмальеров Ю. Кафенгауз отправляется в Кечкемет (Венгрия) для освоения техники горячих эмалей . По возвращении в Москву художник обосновывается на московском заводе «Эмаль-посуда» в Текстильщиках, где на основе дулевских ювелирных эмалей создаёт собственную эмалевую палитру красок с целью использования её для монументальных работ, а также серию крупных эмалевых картин .

В 1987 году Юрий Кафенгауз переносит инфаркт и в дальнейшем вынужден отказаться от выполнения монументальных работ .

Звенигородский период

В 1990-е годы художник восстанавливается после инфаркта в дачном посёлке Мозжинка под Звенигородом, где всецело посвящает себя станковой живописи: пишет пейзажи и многочисленные натюрморты с цветами, создаёт звенигородские триптихи: «Звенигородские сосны» (1991) :96-97 , «Земля Звенигородская» (1991) :94-95 , «Берёзка» (1992) :100-101 , «Осень в Мозжинке» (1995) :114-115 , «Другой берег» (1991-1996) .

В 1994 году в ответ на события в стране пишет картину «Чёрная полоса» (1994) :25 .

Поздний период творчества

В 2000-е годы работает в мастерской на проспекте Вернадского над живописными композициями из трёх, пяти и более полотен. Среди них: «Спорт. Дальше, выше, быстрее» (2004) по мотивам собственной Воркутинской монументальной работы «Спортивная победа» (1967) :125 и триптих «Победа и мечты о мире» (2004) по теме Чеченской войны :120-121 .

Персональная выставка Юрия Кафенгауза состоялась в 2004 году в выставочном зале Московского отделения Союза художников (МОСХ) на Кузнецком мосту, 20 и подвела итоги профессиональной деятельности художника за 50 творческих лет.

Последняя работа – философская живописная композиция из семи картин «Адам и Ева» (2008) :122-123 .

Юрий Кафенгауз скончался 26 января 2008 года в мастерской за работой, похоронен в семейной могиле на Новодевичьем кладбище в Москве .

Дипломы

  • 1965 Московского отделения художественного фонда РСФСР «За создание декоративной карты для Центральных железнодорожных касс» :124 .
  • 1967 Организационного комитета выставки «Художники Москвы — 50-летию октября» :124 .
  • 1970 Союза художников РСФСР «За лучшую работу года — Монумент в честь открытия алмазного месторождения в г. Мирный» :124 .
  • 2005 Секции монументально-декоративного искусства МСХ «Участнику выставки, посвящённой 60-летию Победы в Великой Отечественной войне» :124 .

Семья

  • Отец — Бернгард Борисович Кафенгауз (1894—1969) — доктор исторических наук, профессор.
  • Мать — Тамара Андреевна Кафенгауз (1893—1969), урождённая Прудковская, художница, младшая сестра художницы Надежды Андреевны Удальцовой (1886—1961) .
  • Жена — Лилиана Иоганнес-Эдуардовна Бреверн , (род. 1929) — переводчик португальской и бразильской художественной литературы, член Союза писателей России с 1988 года .
    • Дочь — Бэла Юрьевна Кафенгауз (род. 1953) — биолог-физиолог, кандидат биологических наук , замужем за Александром Борисовичем Цетлиным , зоологом, доктор биологических наук. У них две дочери (внучки Ю. Б. Кафенгауза) — Софья (род. 1984) и Вера (род. 1986) .

Творческое наследие

Четыре из пяти крупных монументальных композиций Юрия Кафенгауза сохранились до наших дней. В 2017 году «Спортивная победа» вместе с Дворцом творчества детей и молодежи в Воркуте отметила своё 50-летие .

«Монумент в честь первооткрывателей алмазного месторождения в Якутии» (художник Ю. Б. Кафенгауз, архитектор Е. П. Ермолаев) не только стал символом города Мирный и любимым местом отдыха горожан, но вошёл в список памятников республиканского значения и находится под охраной государства . В 2018 году Монумент и площадка вокруг него были полностью отреставрированы

Мозаичное панно «Весна Туркмении» по-прежнему украшает здание Дворца культуры в городе Мары (Туркменистан), только теперь этот Дворец культуры называется «Маргиана». Хотя нам не удалось найти в интернете современных фотографий интерьеров Дворца культуры «Маргиана», можно думать, что сохранилось не только наружное, но и внутреннее оформление здания, выполненное московскими художниками-монументалистами в 1975.

В 2009 году к первой годовщине смерти Юрия Кафенгауза вышел в свет альбом «Юрий Кафенгауз. Живопись. Графика. Эмали. Монументальное искусство» . Издание подготовлено семьёй художника и представляет собой наиболее полный каталог его произведений, начиная с первых шагов профессиональной деятельности и до последних дней жизни.

В Москве прошли 6 выставок творческого наследия художника.

  1. В 2009 году — в залах МОСХ ( Старосадский пер., д. 5 ) .
  2. В 2010 году — в Библиотеке-читальне им. С. И. Тургенева .
  3. В 2010 — в Московской городской Думе ; обе выставки посвящены 80-летию со дня рождения художника.
  4. В 2011 году — во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино
  5. В 2016 году — в Государственном институте искусствознания .
  6. В 2017 году — в Еврейском культурном центре им. Р. Гольдмана на Никитской .

Почти 50 монументальных, живописных, графически и эмалевых работ Ю. Кафенгауза представлено в «галерее художника» на сайте Московского союза художников .

Картина «Восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году» (1961; холст, масло, 320 х 145) хранится в Архивно-художественном фонде ГВМЦ РОСИЗО .

В 1954 году работа «Кореянка» (1954, энкаустика, 88 х 64) куплена Министерством культуры СССР и в 1956 году направлена в Северо-Осетинский государственный художественный музей имени М. С. Туганова во Владикавказе, где и находится по настоящее время.

В 2014 году Бэла Юрьевна Кафенгауз подарила ФГБУК « Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник » (в состав которого входит Дом-музей художника С. B. Герасимова) три работы своего отца: триптих «Другой берег» (1991-1996), эмалевую картину «Фигура» (1977) и два графических портрета Н.А. Удальцовой (1960), тем самым поддержав идею создания коллекции работ учеников Сергея Герасимова в этом музейном комплексе.

Произведения Юрия Кафенгауза находятся так же в Музее эмали (г. Кечкемет, Венгрия), а также в частных собраниях в Великобритании, США, Испании, Франции, России и в семье художника :124 .

Литература

  • Секция художников монументально-декоративного искусства
  • Воронов Н. Монумент в Мирном // Декоративное искусство в СССР. - 1971 - 4/161, стр. 3-5 цв. ил.
  • Воейкова И.Н. Монументальная живопись Советской России (ленинский план монументальной пропоганды сегодня). – Л.: Художник РСФСР, 1975. – 67 с.: ил. О мемориально-декоративном ансамбле, возведённом у въезда в г. Мирный, с. 60.
  • Монументальное искусство СССР: альбом /авт.- сост. В.П. Толстой - М.: Советский Художник, 1978.- 380 с.: ил. В разделе «Монументальное искусство наших дней» с. 115. Фотографии произведений: Памятник первооткрывателям алмазных месторождений (Мирный, Якутская ССР); Дворец культуры «Каракумгидростроя», мозаика «Весна Туркмении» на торце здания (г. Мары, Туркменская ССР), с. 173, 310-311.
  • Памятники истории и культуры алмазного края / авт. и сост. Г.П. Крынина и Е.П. Ермолаев.// Мирный, 1980. – 28 с.: ил. Монумент первооткрывателям алмазных месторождений и создателям г. Мирного (гравюры фрагментов панно А.Герасимова) - с. 2–8
  • Воронов Н.В. Советская монументальная скульптура, 1960 – 1980 // Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР. – М.: Искусство, 1984. – 224 с., 87 л. ил. О своеобразии Монумента первооткрывателям алмазов в Мирном, с. 79 – 80.
  • Московские монументалисты : альбом /авт.-сост. М.Л. Терехович, МОСХ РСФСР - М.: Советский художник, 1985. – 239 с.: ил., цв. ил. Биографическая справка о художнике. Фото произведений: памятник в честь открытия месторождения якутских алмазов (г. Мирный); фрагмент рельефа с мозаикой на памятнике. С.79 – 80.
  • Бреверн Л. Душа и судьба художника / Юрий Кафенгауз. Живопись, графика, эмали, монументальное искусство: альбом. / сост. Кафенгауз Б., Бреверн Л. // М.: Виртуальная галерея, 2009. - С 5-14.
  • Добрынина Т. Три встречи с Учителем./ Юрий Кафенгауз. Живопись, графика, эмали, монументальное искусство: альбом. / сост. Кафенгауз Б., Бреверн Л. // М.: Виртуальная галерея, 2009. - С 22-25.
  • Юрий Кафенгауз. Живопись, графика, эмали, монументальное искусство: альбом / сост. Кафенгауз Б., Бреверн Л. , вступ. ст. Бреверн Л. // М.: Виртуальная галерея, 2009. - 132 c.
  • Терехович М. Л. Беспокойное сердце // Новости МСХ. – 2009. - № 4-5. - С. 8.
  • Велижева М. Воспоминания о Ю.Б. Кафенгаузе // Новости МСХ. – 2009. - № 12. - С. 3.
  • Белова А. Искусство как форма бытия // Новости МСХ. – 2016. – № 2. - С. 7.
  • Погодин В. Тамара Кафенгауз «зовёт меня простор зеленоглазый…». // М.: 2016. - 160c.

Примечания

  1. Юрий Кафенгауз. Живопись, графика, эмали, монументальное искусство: альбом / сост. Кафенгауз Б., Бреверн Л. , вступ. ст. Бреверн Л. // М.: Виртуальная галерея, 2009. - 132 c.
  2. Художники народов СССР: библиографический словарь. т. 4, кн. 2. (Киев – Кобозев) // [Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств]; [гл. сост. и библиограф О. Э. Вольценбург]. – СПб.: Академический проект: 1995. – 622 с. Биографическая справка, выборочный перечень работ, библиографический список, с. 325.
  3. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 30 октября 2010 года.
  4. Справочник. Вып 1. Секции художников монументально-декоративного искусства Московского союза художников. // М.: 2008. – С. 39.
  5. Бреверн Л. Душа и судьба художника / Юрий Кафенгауз. Живопись, графика, эмали, монументальное искусство: альбом. / сост. Кафенгауз Б., Бреверн Л. // М.: Виртуальная галерея, 2009. — С 5-14.
  6. Погодин В. Тамара Кафенгауз. «зовёт меня простор зеленоглазый…». // М.: 2016. — 160 c.
  7. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 25 февраля 2020 года.
  8. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  9. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  10. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  11. Хвостенко В. В. Техника энкаустики. // [предисл. И. Грабаря]. – М.: Искусство, 1956. – 38 с.
  12. Ройтенберг О. Живопись // Молодые художники Москвы. – М.: Советский художник, 1957. – 127 с. (С. 7. и Репродукция картины «Кореянка» — С. 26.)
  13. Выставка произведений молодых художников Москвы и Московской области (1, 1954; Москва). Каталог: живопись, скульптура, графика, эскизы декораций и костюмов художников театра и кино, декоративно-прикладное искусство/ Моск. Союз сов. Художников; [сост. Е.П. Макарова, Е.В. Членова] – М., 1954. – 99 с. (работа «Кореянка», 1954, — с. 18.)
  14. Всесоюзная художественная выставка (1954; Москва). Каталог: живопись, скульптура, графика, плакат, декоративная роспись // М-во культуры СССР. Гос. Третьяков. Галерея; [сост. И.Д. Емельянова и др.] – М.: Советский художник, 1955. – 298 с. (работа «Кореянка», 1954, — с. 34).
  15. Толстой В.П. «Работы молодых художников-монументалистов»// Искусство. 1955. № 5. — С. 5-12. ил. О работе Ю.Кафенауза «Восстание декабристов» — с. 5, 7-8
  16. Выставка произведений молодых художников Москвы и Московской области (2; 1965; Москва). Каталог, живопись, скульптура, графика, плакат, декоративно-прикладное искусство, работы художников театра и кино // Моск. союз сов. художников, Моск. ком-т ВЛКСМ; [сост. Е.А. Вишняк и Л.В. Розенталь, вст. ст. Л. Акимвой, М. Черейской, А. Членова]. – М., 1956. – 112 с. (в разделе «Графика» этюды к картине «Восстание декабристов» (1955): «Портрет генерала Милорадовича» и «Портрет солдата», с.78)
  17. Героям Целины // Моспроектовец. 1962. 23 февраля — С. 2: ил. Фото проекта «Солнце в руке».
  18. Графова Л. Героям Целины // Комсомольская правда. 1962. 25 января — С. 2: ил. Фото проекта "Солнце в руке".
  19. Каменский Юр. На высоты романтики! // Комсомольская правда. № 48, 1962. 25 февраля. С. 2. «Интересен проект под девизом «Солнце в руке»…»
  20. Бергольцев Л. Героям Целины // Советский союз. 1962. № 3, 2-я стр. обл. Фото проекта "Солнце в руке".
  21. Мелвилл Г. Израиль Поттер // М.: Художественная литература, 1966. 303 с.
  22. Добрынина Т. Юрий Бернгардович Кафенгауз. Живописец, график, монументалист: Три встречи с Учителем. Некролог. // Наш изограф. – 2008. – Март (№ 3). – С.12-13.
  23. Добрынина Т. Три встречи с Учителем./ Юрий Кафенгауз. Живопись, графика, эмали, монументальное искусство: альбом. / сост. Кафенгауз Б., Бреверн Л. // М.: Виртуальная галерея, 2009. С 22-25.
  24. Бреверн Л. Слово о художнике // Наш изограф. – 2004. – окт. (№ 10). – С.5: ил. В связи с персональной выставкой работ Ю. Кафенгауза (Выстовочный зал МСХ, Кузнецкий мост, 20. Сентябрь 2004)
  25. Монумент в г. Мирном в честь открытия алмазного месторождения. Авторы: художник Ю. Кафенгауз, архитектор Е.Ермолаев, инженер Э.Темников // Советская культура. 1972, № 34, 16 марта. С. 1. Фото монумента.
  26. Город Мирный. Обелиск в честь первооткрывателей алмазной трубки «Мир» // Литературная газета. 1972, № 49, 3 декабря, С. 10. Фото монумента.
  27. Монумент в честь первооткрывателей якутских алмазов [архитектор Е.Ермолаев, художник Ю. Кафенгауз, конструктор Э. Темников при участии В. Солдатенкова] // Архитектура (приложение к «Строительной газете»). 1976, № 25, 12 декабря, С. 1.- Фото монумента.
  28. Этот Дворец недавно вырос в областном центре Туркмении – городе Мары // Правда. № 184, 1974, 3 июня. С. 6. Фото работы.
  29. Этот Дворец недавно вырос в областном центре Туркмении – городе Мары // Известия. № 146, 1974, 24 июня. С. 6. Фото работы.
  30. Атаев В. «Туркменская ССР» // Архитектура (иллюстрированное приложение к «Строительной газете»). 1974, № 22, 3 ноября. С. 4. ил. — Одна из иллюстраций к заметке председателя правления Союза архитекторов ТССР – фото Дворца культуры г. Мары.
  31. Энергия народа творит чудеса. Коллективный портрет Туркменской Советской Социалистической Республики// Советская культура. 1977, № 44, 31 мая. С. 3. ил. Одна из иллюстраций — фото самодеятельных коллективов республики на фоне Дворца культуры в г. Мары.
  32. Советское монументальное искусство, 75-77: [сборник статей] // редкол.: В.К. Васильцов и др. – М.: Советский художник, 1979. – 303 с.: ил., фото работы — с. 36
  33. Воронов Н. Монумент в Мирном // Декоративное искусство в СССР. 1971, № 4/161, стр. 3-5 цв. ил.
  34. Воейкова И.Н. Монументальная живопись Советской России (ленинский план монументальной пропаганды сегодня). – Л.: Художник РСФСР, 1975. – 67 с.: ил. О мемориально-декоративном ансамбле, возведённом у въезда в г. Мирный, с. 60.
  35. Толстой В.П. Монументальное искусство России // Художник. 1976. № 1. С. 27-31: ил. О монументе в г. Мирном с. 27.
  36. Воронов Н.В. Советская монументальная скульптура, 1960 – 1980 // Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР. – М.: Искусство, 1984. – 224 с., 87 л. ил. О своеобразии Монумента первооткрывателям алмазов в Мирном, с. 79 – 80.
  37. Художник и город [Обзор первого совместного заседания Правлений Московского отделения Союза художников РСФСР и московского отделения Союза архитекторов СССР] // Творчество – 1974. № 6. С. 3-7. Илл.: Монумент в Мирном (1970). с. 5.
  38. Московские монументалисты : альбом /авт.-сост. М.Л. Терехович, МОСХ РСФСР. М.: Советский художник, 1985. – 239 с.: ил., цв. ил. Биографическая справка о художнике. Фото произведений: памятник в честь открытия месторождения якутских алмазов (г. Мирный); фрагмент рельефа с мозаикой на памятнике. С. 79–80.
  39. Монументальное искусство СССР: [альбом/авт.- сост. В. П. Толстой ] М.: Советский Художник, 1978. 380 с.: ил. Монумент в г. Мирном Якутской АССР в разделе «Монументальное искусство наших дней» с. 115; Фотографии произведений: Памятник первооткрывателям алмазных месторождений (Мирный, Якутская ССР); Дворец культуры «Каракумгидростроя», мозаика «Весна Туркмении» на торце здания (г. Мары, Туркменская ССР), с. 173, 310-311.
  40. Szfnprobak, Egetokemencek, Savallo Festekek «Latogatas a kecskemeti zomancmuveszeti alkototelepen» // Petofi nepe. – 1975. - augusztus. – 3. Публикация в венгерской газете о совместной работе московских и венгерских художников-эмальеров в Кечкемете.
  41. Современная художественная эмаль: выставка произведений художников СССР и ВНР: каталог/ Союз художников СССР, Союз венгерских художников; [авт. вступ. ст. и сост. М.Л. Терехович, К. Шари] – М. Советский художник, 1982. – 30 с.: ил. – Биографическая справка, перечень работ художника, представленных на выставке: «Портрет матери» (1977), «Цветы» ( 1977), «Строитель» (1978), «Опасность войны» (1978), « Портрет девушки» (1978), «Восточный мотив» ( 1979), «Композиция» (1977 – 1979), с. 8.
  42. Всероссийская художественная выставка к 2000-летию Рождества Христова «Имени Твоему»: каталог// Союз художников России. – М.: [Изд-во «Магазин искусства»], 2000. – 138 с. Работа Ю. Б. Кафенгауза «Звенигородские сосны» (триптих, 1991), с. 48.
  43. С. В. Герасимов и его ученики: Каталог выставки. Живопись. 20 – 30 мая [2000 ] // авт. вступ. ст. и сост. Каталога В. Н. Фёдоров и О. В. Фёдорова. – Можайск, 2000. – [18 с.: 56 ил.]. О триптихе Ю. Кафенгауза «Другой берег», с. [14]. Ил. № 18 – «Другой берег». Центральная часть. 1995. Перечень работ с. [89].
  44. В. Фёдоров, О. Фёдорова. Из каталога выставки "С.В. Герсимов и его ученики"/ Юрий Кафенгауз. Живопись, графика, эмали, монументальное искусство: альбом / сост. Кафенгауз Б., Бреверн Л. , вступ. ст. Бреверн Л. // М.: Виртуальная галерея, 2009. - С. 20-21
  45. Кафенгауз Юрий . Живопись, рисунок, композиция. (Буклет выставки. Выстовочный зал МСХ, Кузнецкий мост, 20. Сентябрь 2004)
  46. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  47. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  48. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 6 февраля 2020 года.
  49. Бреверн Л. "Судьба, судьбою о судьбе…"// М.: Центр книги Рудомино, 2014. - 382с.
  50. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  51. Дата обращения: 25 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  52. Памятники истории и культуры алмазного края // авт. и сост. Г.П. Крынина и Е.П. Ермолаев. – Мирный, 1980. – 28 с.: ил. Монумент первооткрывателям алмазных месторождений и создателям г. Мирного (гравюры фрагментов панно А.Герасимова) - C. 2–8
  53. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  54. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  55. Бреверн Л. Душа и судьба художника // Наш изограф. – 2009. - № 6. - С. 10-11.
  56. Терехович М. Л. Беспокойное сердце // Новости МСХ. – 2009. - № 4-5. - С. 8.
  57. Велижева М. Воспоминания о Ю.Б. Кафенгаузе // Новости МСХ. – 2009. - № 12. - С. 3.
  58. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  59. Выставка Юрия Кафенгауза (1929 -2008). К 80-летию со дня рождения (анонс выставки в выставочном зале Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева) // Наш изограф. – 2010. - № 1. - С. 23.
  60. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  61. Дата обращения: 25 февраля 2020. 23 февраля 2020 года.
  62. Анонс выставки Юрия Кафенгауза в ГИИ // Планета Красота. – 2016. - № 03-04 (141).- С. 46-47.
  63. Белова А. Искусство как форма бытия // Новости МСХ. – 2016. – № 2. - С. 7.
  64. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 14 апреля 2016 года.
  65. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  66. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  67. Дата обращения: 25 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  68. . Дата обращения: 25 февраля 2020. 26 марта 2022 года.
Источник —

Same as Кафенгауз, Юрий Бернгардович