Interested Article - Казиева, Гевхар Ахмед кызы

Гевхар Ахмед кызы Казиева ( азерб. Gövhər Əhməd qızı Qazıyeva ; 1887, Тифлис — 1960, Иранский Азербайджан ) — первая профессиональная азербайджанская актриса (свою первую роль сыграла в 1906 году) . Выступала под псевдонимом Геярчин ( азерб. Göyərçin ) .

Биография

Гевхар Ахмед кызы Казиева родилась в 1887 году в Тифлисе в дворянской семье. Окончила Закавказский девичий институт в Тифлисе, получив образование на русском и азербайджанском языках .

Свою сценическую деятельность начала в 1906 году в труппах общества «Саадат», возглавляемых Мирза Али Аббасовым и (азерб.) . В 1910 году впервые вышла на сцену Тифлисского Театра грузинского дворянства. Так, 9 октября 1910 года она сыграла в пьесе Наджаф-бека Везирова « Горе Фахраддина ». 30 октября этого же года сыграла роль Хубчохра в пьесе «Кузнец Гяве» Шамсаддина Сами в составе драматического кружка «Саадат» .

Вскоре весть об игре Гевхар Казиевой распространилась по всему Закавказью. В бакинских газетах печатались посвящённые ей статьи. В это же время общество «Ниджат» пригласило Казиеву в Баку .

Репертуар Гевхар Казиевой был широкий. Наряду с ролями в пьесах Генриха Гейне « (нем.) », Лохманова «Смерть Наполеона», Намыка Кемаля «Злосчастный ребёнок», она играла и в пьесах азербайджанских драматургов. Так, в пьесе Наримана Нариманова «Надир-шах» она играла роль Гюльджахан, в пьесе Абдуррагим-бека Ахвердиева « Пери Джаду » — Хафизу, в его же пьесе «Несчастный юноша» — Мехри-ханум, в пьесе Зульфугара Гаджибекова «Женатый холостяк» — Перизад. Казиева своеобразно играла роли Гюльназ в оперетте Узеира Гаджибекова « Не та, так эта » и роль Лейли в опере того же Гаджибекова — « Лейли и Меджнун » .

Казиева и Мирза Ага Алиев вместе с актёрами Эриванского театра в 1911 году

26 и 30 мая 1911 года в Тифлисе состоялся бенефис Говхар Казиевой. В этот вечер впервые была поставлена пьеса Зульфугара Гаджибекова «Одиннадцатилетняя женщина». Тем не менее выход азербайджанской женщины на сцену вызвал негодование непросвещенных людей, невежественные люди и религиозные деятели всячески старались препятствовать выступлению на сцене мусульманки .

В Тифлисе во время пьесы «Пятидесятилетний юноша» Казиева впервые сыграла вместе с Мирза Агой Алиевым . Успешно эти актёры выступили и в Эривани . В скором времени дружба Мирза Аги Алиева и Говхар Казиевой переросла в любовь и в мае 1912 года они поженились. Это был второй брак Казиевой, от первого у неё был сын Исмаил. Затем семья переехала в Баку. Однако, в этом же году Мирза Ага Алиев был сослан в Астрахань . Казиева же в 1913 году отправилась в Польшу , где поступила в медицинскую « (польск.) » в Варшаве . В 1915 Казиева окончила эту школу по специальности акушера. В 1915 году в газете « Басират » было опубликовано объявление Казиевой о начале её профессиональной деятельности акушерки .

После женитьбы Мирза Ага Алиев запретил жене выступать на сцене. Вскоре они развелись, а Казиева больше никогда не выступала в театре. Позднее она уехала в Иран по настоянию актёра и режиссёра Мирсейфаддина Кирманшахлы, где стала жить постоянно. В 1937 году Казиева на несколько дней приезжает в Баку. В её честь был устроен приём и поставлена пьеса «Алмас» Джафара Джаббарлы . В тот же день Казиева находит своего сына Исмаила, которого не видела 15 лет .

Скончалась Говхар Казиева в 1960 году в Иранском Азербайджане .

В Музея азербайджанского театра в Баку есть уголок, посвящённый Казиевой .

Примечания

  1. Творческая деятельность актрис Азербайджана и их вклад в развитие театрального искусства и международных связей тюркских государств (XX век) // История и её проблемы : журнал. — Б. , 2001. — С. 66 .
  2. Багирзаде Л. // Каспий : газета. — 2008. — 24 июля. — С. 8 . 4 марта 2016 года.
  3. (азерб.) // Azadlıq : газета. — 2012. — 16 iyun. 3 апреля 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Казиева, Гевхар Ахмед кызы