Шипка (город)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Опълченците на Шипка» (с болг. — « Ополченцы Шипки », также известна как « О, Шипка! ») — ода болгарского писателя Ивана Вазова . Произведение входит в цикл « », посвящённый героям национально-освободительной борьбы и эпохи Возрождения Болгарии в XVIII и XIX веках . Произведение посвящено участию болгарского ополчения в русско-турецкой войне с 1877 по 1878 годы.
Ода «Ополченцы Шипки» рассказывает о болгарском ополчении в русско-турецкой войне (1877—1878 годы). В ней рассказывается о боях на горе Шипке в августе 1877 года, о чём говорит подзаголовок «11 августа 1877 года» — день решающей битвы за Шипкинский перевал . В болгарской культуре одним из символов является образ Шипки, обновлённой после переломного момента в освободительной войне. На тему русско-турецкой освободительной войны, в том числе победы на Шипке, была написана большое количество болгарских народных песен и авторских произведений. «Ополченцы Шипки» — это текст, в котором сознательно мифологизируется исторический факт: это текст, рассказывающий историю с «болгарской» точки зрения. Ода содержит несколько «духовных уроков» — урок героического самопожертвования и понимания болгарского закона национального достоинства .
В данной оде есть упоминания таких имён, как: Фёдор Радецкий («Изведнъж Радецки пристигна със гръм»), Николай Столетов («Тогава Столетов, наший генерал, / ревна гороломно: „Млади опълченци, / венчайте България с лаврови венци! / На вашата сила царят повери / прохода, войната и себе дори!“»), Сулейман-паша («Сюлейман безумний сочи върха пак / и вика: „Търчете! Тамо са раите!“»). Также упоминаются многие значимые для истории Болгарии места или события: Фермопильское сражение («и в нашта история кат легенда грей, / едно име ново, голямо антично, / като Термопили славно, безгранично, / що отговор дава и смива срамът, / и на клеветата строшава зъбът»), Балканы («на безсмъртен подвиг паметник огромен; / защото в Балкана има един спомен…»), Беласица , где во время битвы были ослеплены войска Царя Самуила , и Батак , место действий Апрельского восстания («Беласица стара и новий Батак / в миналото наше фърлят своя мрак») .
Точная дата написания оды — 6 ноября 1883 года . Известно, что именно в этот день началась реализация идеи создания памятника павшим добровольцам . По утверждениям источников, во время написания стихотворения Вазов руководствовался воспоминаниями участника событий — ополченца Михаила Евтимова Манчева, опубликованных через год после написания произведения, в 1884 году, в Пловдиве под заглавием «Единадесетий август 1877 г. или боят при Шипка» (с болг. — «11 августа 1877 года, или бой у Шипки») . Действия сюжета оды длятся около 3 дней, в то время как сами поединки длились начиная с 9 и заканчивая 14 августа . По мнению самого Вазова, высказанного литературоведу Ивану Шишманову , это одно из его самых сильных стихотворений . Впервые ода была опубликована в сборнике стихов Вазова «Поля и гори» (с болг. — «Поля и леса») в Пловдиве в 1884 году .
«Ополченцы Шипки» стало последним в списке произведением, вошедшим в часть сборника Вазова «Стихотворения» — цикл « ». Он состоит из 12 од, написанных в период с 1881 по 1884 годы и посвящённых эпохе Возрождения Болгарии в XVIII и XIX веках и борьбе за Шипку , По словам поэтессы, исследователя творчества Вазова и бывшего директора , , основным вдохновением для написания тогда ещё молодым Вазовым серии од о минувшей национальной революции, её событиях и героях, стали два ключевых фактора. Сначала его вдохновили воспоминания Захария Стоянова , прочитанные им в одной из пловдивских газет. В них Стоянов рассказывает о последних днях и часах жизни вождей болгарской национальной революции. Прочитанное поэтом наполнило его и горем, и гневом. Вместе с этим он получил в подарок сборник романтических стихов своего любимого французского писателя и литературного кумира Виктора Гюго , масштаб и язык которого поразил и вдохновил болгарского поэта на создание подобного цикла романтических произведений со взглядом на прошлое . Если в предыдущих произведениях «Эпопеи забытых» поэт рассказывает о конкретных личностях ( Васил Левский , Георгий Бенковский , , Тодор Каблешков , Паисий Хилендарский , Георгий Раковский , Стефан Караджа , и др.), то в этой оде Вазов обращает внимание на общий подвиг . Таким образом, произведение превращается в «натуральный и закономерный финал серии картин и образов из болгарского героического прошлого» .